Как осваивается Арктика с помощью российских ледоколов

российские ледоколы в Арктике

Перспективы освоения Арктики - очевидны. Одним из признаков проявления государственного интереса в данной сфере - отмашка на строительство и реконструкцию ледокольного флота. совсем недавно.

Уже в постперестроечные годы производственный процесс на Балтийском заводе, находящемся в Санкт-Петербурге был на грани заморозки.

Но уже этим летом предприятие сумело выпустить современное двухосадочное судно, оснащённое двухреакторной ядерной установкой. Задача новой "Арктики" - беспрепятственная проводка транспортников по Северному морскому пути. Новое судно - показатель мощи возрождённой России. Существуют менее известные для широкой общественности систершипы "Сибирь" и "Урал". Но их востребованность растёт день ото дня. 

Блоки будущего ледокола монтируются на верфи Выборгского судостоительного завода (ВСЗ). Чтобы освоить новую продукцию пришлось переделывать всё логистическую цепочку производственного процесса. Имеющаяся док-камера, не может принять суда, превышающие по ширине 18 метров. Сегодня ВСЗ уже готов спустить на воду дизель-электрический ледокол "Новороссийск" серии 21900 М.

Его длина составляет 119,4 м, ширина - 27,5. Чтобы выйти из положения до 10 месяцев до этого построили баржу "Атлант" с габаритами 135 на 35 метров. Получилась плавучая платформа, в углах которой возвели технологические башни, окрашенные в белый цвет. Баржа принимает готовые блоки, подаваемые прямо из цеха сверхмощными трейлерами.

И уже непосредственно на "Атланте" осуществляется сборка корпуса. По окончании баржа отводиться на глубину. Платформа с башнями погружается в соответствии с окрашенными метками и будущее судно оказывается в воде. А рабочее место на "Атланте" высвобождается для сборки нового корабля.

Первоначальное назначение российского ледокола в Арктике - пробивать дорогу в ледовых полях северных широт для прохождения по ним транспортных судов. Но с течением времени область применения ледоколов только увеличиваются:

  • прокладывается путь для других судов;
  • осуществляется расчистка дороги путём буксировки крупных ледовых осколков;
  • оказание помощи судам, оказавшимся в ледовом плену;
  • уничтожение вновь образовавшихся на маршруте ледовых перемычек;
  • перевозка грузов в труднодоступные места;
  • обеспечение планового проведения в сложных ледовых условиях в научных, промышленных и военных мероприятий.


С помощью российского ледокола в Арктике осваиваются и эксплуатируются морские трассы Северного Ледовитого океана. Россия - единственная держава в мире, которая содержит атомный ледокольный флот. Флотские суда этого типа подразделяются на две категории: ледоколы и ледорезы. В категории ледоколов имеется 4 класса. Атомные ледоколы относятся к 9-му, самому высшему.  Они способны пробивать непрерывным ходом ровный лёд, используя разные методики:

  1. Непрерывным ходом ломается лёд, толщина которого не превышает 2,5 м.
  2. Способ "набегов" применяется при существенном увеличении толщины ледового покрова, а также при наличии торосов. Судно отводится от кромки льда назад, оставляя место для разбега. Затем, надрав скорость, вскакивает на упрямую льдину.
  3. Метод ломки льда кормой предполагает усиление массы кормы путём перекачивания на неё балластной воды из других частей корпуса. Не исключается и обратный вариант. в этом случае вся вода перекачивается на нос судна.
  4. Последний метод может использовать единственное судно в мире "Балтика". Оно ломает лёд ассиметричной формой корпуса, дающая возможность двигаться ледоколу боком. При этом образуется такая ширина проторённой дороги, пробить которую больше никто не способен.

Для возрождения ледоколостроения в России был разработан технический проект № 21900 М, ставший основой для строительства модели линейного дизель-электрического ледокола, мощность которого составляет до 16МВт. Ледоколы "Москва" и "Санкт-Петербург" класса lcebreaker 6, выпущенные на Балтийском заводе, модернизированы и доработаны до класса lcebreaker 7. Семейство данного класса продолжает пополняться новыми судами: "Владивосток", "Мурманск" и "Новороссийск". Последний ледокол находится ещё на верфях завода. Дата его спуска назначена на декабрь 2016 года.

Конструкция российского ледокола в Арктике проекта 21900 тщательно продумана. На корпусе, напоминающем форму яйца, отсутствуют выступающие элементы. Такое решение помогает расталкивать по сторонам сломанный форштевнем лёд. Обломки льдин отравляются под ледяную кромку, обрамляющую вновь проложенный канал.  Однако данная форма корпуса имеет свои особенности поведения судна в разных условиях. на чистой воде ледокол весьма неустойчив. Даже небольшая волна способна стать следствием мощной качки. Но на ледяном поле судно положение судна стабильно. 

Для организации безопасной работы на ледоколах проекта 21900 М в носовой части устроена вертолётная площадка. Корабельный вертолёт проводит предварительную разведку с целью выявления оптимального маршрута следования. В перспективах дорогостоящие вертолёты будут заменены более доступными дронами - беспилотными летательными аппаратами.  Впрочем, вертолёт выполняет дополнительную спасательную функцию. Дрон же вряд ли сможет спасти чью-либо жизнь.

Российское ледоколостроение продолжает осваивать новые технологии. Арктика - неизведанный край, который таит в себе множество неожиданностей. Балтийский завод до конца 2016 года спустит на воду самый мощный (25МВт) атомный ледокол в мире"Виктор Черномырдин". Его способности впечатляют: судно может ломать льды до 2 м толщиной двигаясь непрерывным ходом в направлении вперёд и назад.

Оно будет использовано для сопровождения экспедиционных исследовательских походов и технических подводных работ при строительстве буровых, сможет оказывать помощь при тушении пожаров. Новое судно станет жемчужиной российского ледокольного флота, его гордостью и свидетельством неиссякаемых возможностей.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 3 Комментариев: 7 Просмотров: 1491
Автор статьи: / Дата публикации: 13-08-2016
Поиск запроса "российские ледоколы в Арктике" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Герман Псков 17.08.2016

Немного стран могут похвастаться наличием ледоколов, России необходимо максимально реализовать это преимущество.

0
0
Ответить
Виктор Новосибирск 14.09.2018

Насчет расчистки фарватера для караванов транспортных судов в Арктике все понятно и логично, но каким образом атомные ледоколы могут помочь при помощь при тушении пожаров?

0
0
Ответить
Vlada Москва 28.08.2021

Очень хорошо, что прослуживший свой срок на просторах океанов ледокол "Ленин" стал музеем. Только жаль, что посетить его могут только жители Мурманска и гости города. Было бы отлично, если бы молодежь других городов могла совершать экскурсии по этому историческому судну и приобщаться к истории нашей Родины.

0
0
Ответить
Андрей Рязань 08.05.2024

В плане выпуска ледоколов, Россия всегда обгоняла всю планету как по количеству так и по качеству данных кораблей. Тем более давно уже доказано что в северном ледовитом океане содержится огромное количество полезных ископаемых. И ледоколы будут крайне необходимы для освоения этих территорий.

0
0
Ответить
Гинкмар 11.12.2024

Честно говоря, статья впечатляет! Я всегда восхищался возможностями ледоколов, особенно российских. То, что Россия является единственной страной, обладающей атомным ледокольным флотом, говорит о многом. Это как иметь в своём распоряжении не просто автомобиль, а целый автопарк суперкаров. Особо интересен проект 21900, который, подобно яйцу, без выступов, справляется со льдом. Это напоминает мне, как технологические компании разрабатывают аэродинамичные формы для автомобилей, чтобы минимизировать сопротивление воздуха. То же самое и здесь: минимизация сопротивления льда. И хотя такая форма может быть неустойчива на чистой воде, её преимущества на ледяных полях неоспоримы. Также вызывает интерес использование вертолётных площадок на ледоколах. Это как иметь дрон в гонке Формулы-1 для разведки трассы. В будущем, конечно, дроны могут заменить вертолёты, но пока они остаются важной частью спасательных операций. И да, новый ледокол "Виктор Черномырдин" - это просто что-то с чем-то! 25МВт мощности, способность ломать двухметровый лёд — это как если бы Tesla создала грузовик, который может ездить по бездорожью и при этом быть самым быстрым на трассе. Статья полностью раскрывает, как Россия восстанавливает и модернизирует свой флот, и это действительно внушает уважение. Надеюсь, что в будущем мы увидим ещё больше таких впечатляющих проектов.

0
0
Ответить
Антонин 12.12.2024

Замечательная статья! Российские ледоколы - это действительно уникальные корабли, и их возможности просто поражают. Особенно впечатляет проект 21900 с его инновационной формой корпуса и многофункциональностью. Пожалуй, это один из тех случаев, когда технологии действительно работают на благо человечества.

0
0
Ответить
Болеслав 13.12.2024

Мне кажется, что развитие ледокольного флота в России - это шаг в будущее. Это как строить скоростные магистрали, только в ледяных условиях. Балтийский завод делает потрясающую работу, и я уверен, что «Виктор Черномырдин» станет новым символом российской мощи на морях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: