На транспортный потенциал Арктики может рассчитывать пока только Россия

Сегодня проблема развития Северного морского пути (СМП) является частью стратегии в государственной политики. От перевода своих транспортных потоков в Северное полушарие не отказываются и европейцы. Какими перспективами, кроме транзитного потенциала, обладает российский арктический маршрут в качестве наиболее выгодной транспортной магистрали по сравнению с рельсовыми и автодорожными путями?

перевозка груза по Северному морскому пути

Особую важность приобрели следующие направления использования СМП:

  1. Транспортировка продукции добывающей отрасли с территории Арктики.
  2. Обеспечение свободного доступа в Мировой океан Военно-морского флота страны.
  3. Транспортная связь с территориями крайнего Севера и Сибири.


Япония, Южная Корея и Китай рассматривают возможности Северного пути в качестве транзитного логистического маршрута, связывающего страны Европы и Азии. В случае успешной разработки специального проекта он может составить прямую конкуренцию Панамскому и Суэцкому каналу. Его главным преимуществом является более короткое расстояние, благодаря которому сокращается время перевозки груза.

Кроме того, экономятся затраты на топливо, а также исключаются, свойственные для южных морей, нападения пиратов. Но, рассматривая вопрос перспективности перевозок грузов по СМП, нельзя игнорировать проблемы географической доступности и климатических факторов. Именно природные условия являются главным препятствием развитию судоходства в северных морях.

Морские перевозки продолжают оставаться самым рентабельным видом транспортировки товаров во всём мире. В России сфера судоходства испытывает ряд проблем, связанных с техническими и экономическими аспектами. Поэтому объёмы грузооборота морским транспортом у нас в стране постепенно снижается. Эксперты считают это явление временным. А наше правительство делает ставку на арктические логистические маршруты, запуск которых позволит взять реванш и опередить прямых конкурентов. Для этого достаточно переориентировать на новый путь, например, поставки апатитового концентрата в Китай.

Выстроить систему арктических перевозок

При трансконтинентальных перевозках груза по Северному морскому пути будет использоваться магистральная и магистрально-фидерная схема. Согласно магистральной схеме, транспортировка грузов осуществляется при условии сопровождения ледоколами. Магистрально-фидерная схема предусматривает использование ледоколов лишь на отдельном участке пути: от перевалочного порта Печенга до Петропавловск-Камчатский или Датч-Харбор, что на Алеутских островах.

Значительно увеличится роль портов-хабов. Они станут выполнять функцию распределителя грузов, перенаправляя их, в зависимости от назначения, на международную линию или на последующую фидерную транспортировку. Чтобы снизить себестоимость перевозок грузов по Северному морскому пути, для начала достаточно будет организовать доставку контейнеров из других территорий океанскими контейнеровозами. Эти суда обладают гораздо большей вместимостью и не требуют ледовых подкреплений.

Главной целью государственной политики в отношении СМП является создание крупнейшего транзитного узла, который должен составить прямую конкуренцию Панамскому и Суэцкому каналам. Эксперты предполагают, что протяжённость традиционных транзитных логистических маршрутов из Европу в Азию может быть сокращена на 10% в том случае, если их часть будет переориентирована на Северный морской путь. При этом доля мирового рынка сферы грузоперевозок составит 20 млн тонн грузов в год. Но это пока лишь в самой отдалённой перспективе.

На сегодняшний день сложилась негативная тенденция снижения транзитного потока международных грузов через арктические пути. Суэцкий канал осуществляет объём перевалки грузов в 20 тыс. раз больше, чем перспективная, как считают в России, Арктика. Поэтому Минтранс скорректировал план достижений к 2030 году. Новым «потолком» к этому периоду должен стать показатель объёма международных грузоперевозок по Северному морскому пути равный 5 млн тонн.

Готовиться к потеплению климата, но не забывать о вероятном похолодании

Как уже отмечалось, климатические условия являются главным препятствием, сдерживающим развитие транзитного потенциала СМП. Но есть и объективные географические факторы, которые существенно усложняют ситуацию, ухудшая прогнозы. Торговые суда, двигаясь по Северному морскому пути, проходят основные моря Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Общее расстояние от Карских ворот до бухты Провидения составляет 5,6 тыс. км. При этом единый маршрут отсутствует. Он прокладывается либо ближе к береговой линии, либо севернее континентального побережья. Всё зависит от ледовой обстановки.

Часть акваторий довольно мелководны. Кроме того, на судно, двигающееся по проливам накладываются ограничения на осадку и, соответственно, тоннаж. Например, глубина пролива Карские ворота составляет 21 м, а пролив Санникова и того мельче – всего 13 м. Запустить на этот маршрут можно лишь категорию судов, вместимость которых не превышает 4500 TEU14. В то время, как Суэцкий канал обладает гораздо большими возможностями.

Чтобы выстраивать стратегию относительно транзитного потенциала Северного морского пути нельзя сбрасывать со счетов будущее состояние ледового арктического покрова в связи с прогнозами об изменении климата. Резкое сокращение его площади – неоспоримый факт. В тоже время, ряд учёных высказывают мнение, что на смену ожидаемому потеплению большая вероятность наступления всплеска похолодания.

Таким образом, увеличение доли международных перевозок грузов по СМП в ближайшее время вряд ли возможно. Неблагоприятная ледовая обстановка и значительная удалённость от активного экономического эпицентра вносят новый логистический маршрут в разряд запасных вариантов мирового транспортного потенциала. Но для внутренних российских потребностей Арктика является неиссякаемым источником решения многих проблем в самых разных областях жизнедеятельности страны.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 3 Комментариев: 7 Просмотров: 1733
Автор статьи: / Дата публикации: 17-08-2017
Поиск запроса "перевозка груза по Северному морскому пути" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Мурманск 19.08.2017

Даже природные ограничения по глубинам все равно не дадут больших ограничений если будут выгодны товарные пути по срокам и стоимости, плюс развитие портов, инфраструктуры подъездных путей к ним, населённых пунктов, только развивать и развивать.

0
0
Ответить
Иван Александрович Якутск 19.10.2018

Мне кажется у СМП просто колоссальный потенциал, единственное что сдерживает развитие - правительство (наше), если бы хотели зарабатывать не только на ископаемых давно бы подготовили всю инфраструктуру, причем не только для транзита

0
0
Ответить
Valery7019 18.11.2021

Если есть экономическая целесообразность, то почему нет? Мне потенциала не видится от слова совсем. Никто не обратил внимание на рост цен на топливо в последнее время? А за чей счет банкет? Такая машинка кушает тысячи тонн.

0
0
Ответить
Андрей Москва 19.08.2024

Европейские порты обнищали. Российский Северный путь остается единственным в мире способом быстрой доставки товаров в Китай и Юго-Восточную Азию. Казахстан быстро это просчитал и его представители уже крутятся рядом с нашими министрами, не хотят упустить возможность заработать. О как)!

0
0
Ответить
Радмир 10.12.2024

Честно говоря, я всегда считал Северный морской путь сложной задачей, но после прочтения статьи у меня сложилось ощущение, что там действительно есть потенциал, который нельзя игнорировать. В мире, где транзитное время и стоимость доставки играют решающую роль, сокращение маршрута между Европой и Азией может стать настоящим прорывом. Япония, Южная Корея и Китай уже проявляют интерес, что говорит о возможной глобальной переориентации. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов климатические факторы. Но, если сравнить с другими стратегическими маршрутами, такими как Суэцкий и Панамский каналы, у СМП есть свой уникальный набор преимуществ, начиная от отсутствия пиратской угрозы до возможностей для исследований арктических ресурсов. Вспоминая, как быстро развивались другие транспортные узлы с правильной инфраструктурой и политической поддержкой, можно ожидать, что при грамотном подходе Россия сможет укрепить свои позиции на мировом рынке грузоперевозок. Конечно, чтобы это стало реальностью, нужно не только улучшать инфраструктуру и строить ледоколы, но и развивать портовые хабы. Это может потребовать времени и значительных инвестиций, но конечная выгода может значительно перевесить начальные вложения. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Время покажет, насколько оправданы эти амбиции.

0
0
Ответить
Никифор 11.12.2024

Интересно, как Россия планирует конкурировать с такими гигантами, как Суэцкий и Панамский каналы. Северный морской путь имеет свои уникальные преимущества, но его реализация потребует значительных усилий. Важно, чтобы правительство не забывало о климатических рисках и работе над инфраструктурой. Надеюсь, что вложенные ресурсы оправдают себя в будущем.

0
0
Ответить
Карлос 12.12.2024

Северный морской путь может стать отличной альтернативой традиционным маршрутам, особенно если учитывать сокращение времени и затрат на топливо. Но, конечно, природные условия остаются серьёзным вызовом. Если удастся с этим справиться, это будет значительный шаг вперёд для российской логистики.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: