Удачи на старте, будь лучшим: ты – «Мастер»!

В партнёрстве с Liebherr

Начиная с 2011 года, команда «КАМАЗ-мастер» располагала собственным моторным центом и участком подготовки двигателей. Возможности турбодвигателя ЯМЗ-7Э846.10 V8 к этому времени уже были исчерпаны. Кроме того, технический регламент ограничивает рабочий объём ДВС до 16 л. Особые требования предъявляются и к показателям дымности. К сожалению, российские мотористы не смогли предложить достойную конструкцию силового агрегата, которая бы соответствовала параметрам технического регламента. Альтернативный вариант нашёлся в производственной гамме швейцарской компании Liebherr Machines Bulle.

Представленный партнёрами двигатель требовал доработки. И лишь в процессе технической подготовки к ралли «Дакар-2014» все необходимые параметры по мощности и надёжности были, наконец, приведены в соответствие. В ходе этого пробега Ярославскому моторному заводу удалось всё же взять реванш. Первым пришёл грузовик, сердцем которого по-прежнему был двигатель ЯМЗ 7Э846.

С одной стороны наличие в отечественной машине импортных комплектующих повышает её надёжность, увеличивает гарантию безопасности. С другой, – абсолютно несправедливо обращение к зарубежным технологиям. Напрашивается вывод, что российские производители спасовали перед иностранцами, установив на свою технику комплектующим импортного образца, отказавшись, таким образом, от всякой попытки создать собственные, соответствующие современным требованиям, наработки. Ещё в 1994 году Семён Якубов был вынужден заменить отказавший форсированный отечественный двигатель американским Cummins N14-500E мощностью 600 л. с. Однако, на Ярославском заводе параллельно шло создание альтернативного варианта, которым стал 8-цилиндровый ЯМЗ-7Э846 на 750 л. с.

грузовик КАМАЗ на ралли Дакар-2018

ЯМЗ не уступает

XXI век для «КАМАЗ-Мастер» ознаменовался выходом нового регламента устроителей ралли «Дакар», который запрещал использование в марафоне грузовиков со среднемоторной компоновкой. Для создания новой техники оставалось не более полугода. «Дакар-2002» «КАМАЗ-мастер» покорял на двухосном грузовике «КАМАЗ-49256». Двигатель ЯМЗ-7Э846, мощностью 830 л. с., разместился над передней осью. Конструкция грузовой платформы допускала перевозку лишь 6000 кг.

То, что этот грузовик выиграл соревнования 2002 года, не остановило работу конструкторского бюро команды. В этой ситуации становится ясно, что каждый последующий за пробегом год используется для дальнейшего технического совершенствования. Пришло время отойти от гоночных модификаций и выйти на создание промышленных серий. Появившийся в конце 2002 года КАМАЗ-4911 Extreme, сразу выходит на первые позиции по основных техническим характеристикам: проходимость, маневренность и динамика. Немало потрудились дизелисты.

Новый четырёхтактный турбодвигатель ЯМЗ-7Э846.10 V8, мощность которого составляет 730 л. с., заметно преобразился. Система питания улучшена за счёт трёхступенчатой фильтрации топлива и наличия электрических подкачивающих насосов. Следует отметить, что данный силовой агрегат разрабатывался ярославским заводом с возможностью размещения его на спортивных грузовиках разных марок, не ограничиваясь КАМАЗом. Скорость тяжёлой техники, оснащённой новым двигателем, достигает 180 км/час. Согласно установленным правила, на сертификацию можно было претендовать, лишь при условии предоставления в FIA 15 экземпляров техники. Данный двигатель, как и последующие моторы, разрабатывалсяся на ЯМЗ на базе обычных серийных силовых агрегатов, которые, в обычном использовании, обеспечивают надёжное и безопасное вождение тяжёлых грузовиков.

Пробег 2018 года – генеральная репетиция

Но и Liebherr сумел продемонстрировать себя с самой лучшей стороны. Пробег 2014 года выявил определённые недостатки, после устранения которых, ресурса мотора стало достаточно для обеспечения двух побед на последующих гонках. «Дакар-2018» станет последним для грузовиков КАМАЗ, с установленным на них двигателем от Liebherr. Четыре экипажа уже подтвердили свою абсолютную готовность к новой гонке. Новые условия организаторов ралли потребовали максимального обновления спортивных грузовиков КАМАЗ. Поставили не только новый двигатель объёмом 13 л, рядная шестёрка пониженной мощности. Мотор предназначен для соревнований 2019 года. В этот раз он получит максимально полную обкатку. Кроме того, пришлось отказаться от рессор и в пользу пружинной подвески. Серьёзным изменениям был подвергнут и внешний вид грузовой техники. Облик спортивного КАМАЗа кардинально изменился. Грузовик получил капотную компоновку. Это, опять же, условия «Дакар-2019».

Полная проверка машины состоялась на испытательном полигоне, за три месяца до ралли. Грузовику КАМАЗ пришлось испытать на себе полную нагрузку. Отдельные этапы Дакара-2018 проёдут через высокогорные районы Боливии. Разряжённый воздух – это опасный экзамен не только для людей, но и для техники. Надеемся, что гипоксические тренировки, которые прошёл экипаж, будут весьма полезны. Но высота 4800 км это ещё и новый вид нагрузок на двигатель. В частности, система турбонадува вполне может дать сбой.

В заключение

В производственном цехе «КАМАЗ-мастер» работа не прекращалась до последнего дня. И всё для того, чтобы четыре спортивных грузовика и машина технической поддержки сумели выстоять в непростых условиях пробега юбилейного 40-го Дакара 2018 года, который стартует 6 января в столице Перу Боливии. 

Рейтинг: 6
Всего оценок: 2 Комментариев: 7 Просмотров: 1312
Автор статьи: / Дата публикации: 28-11-2017
Поиск запроса "грузовик КАМАЗ на ралли Дакар-2018" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Юрий Новосибирск 29.11.2017

Крупнейшие соревнования среди автомобильных видов спорта, мощных представителей как КАМАЗ, да и в малом классе среди мотоциклов, всегда результат кропотливой работы инженеров и автопроизводителей, чьи успехи потом внедряются и в обычную технику на основе тех испытаний которые прошли.

0
0
Ответить
Владимир Герман Пермь 29.11.2017

Использование в грузовиках импортных комплектующих позволяет сравнить их с отечественными аналогами, выбрать оптимальный вариант, а при необходимости также можно позаимствовать у лучших зарубежных двигателей интересные новшества.

0
0
Ответить
Инна Москва 23.11.2021

На высоте 4800 метров хорошо проверяется двигатель и устойчивость машины и если она выдержит такие нагрузки, то ралли уже в кармане.

0
0
Ответить
Саша Тверь 05.08.2024

Даже не знал, что КАМАЗ делает такие вещи, ради гонок довели машину до ума и до предела, а обычные, который не участвуют в ралли. В целом статья мне показалась интересной, потому что не каждый день увидишь, чтобы КАМАЗ принимал участие в гонках, но еще нужны доработки.

0
0
Ответить
Иржи 10.12.2024

На мой взгляд, сотрудничество КАМАЗ и Liebherr — это отличный пример того, как можно эффективно использовать синергию между отечественными и зарубежными технологиями. Вспомним, как в начале 2000-х годов в автоспорте активно использовались двигатели от более развитых стран, чтобы соответствовать международным стандартам. Ситуация с ЯМЗ-7Э846 напоминает мне историю с двигателями Renault в Формуле 1, когда французская компания, несмотря на трудности, сумела адаптировать свои решения под современные требования. Интересно, что в случае с КАМАЗом, даже при использовании иностранного двигателя, команда сумела сохранить национальный колорит и добиться высоких результатов. Конечно, есть аргументы за использование исключительно отечественных разработок, но реалии сегодняшнего дня диктуют свои условия. Главное, чтобы конечный продукт оставался конкурентоспособным. Ярославский моторный завод, как и другие российские производители, должны стремиться к тому, чтобы в будущем можно было обходиться без импортных технологий. Это потребует значительных инвестиций в исследования и разработки, но в долгосрочной перспективе, это принесет свои плоды. Успехи в Дакаре показывают, что даже с использованием зарубежных технологий, мы способны находить решения и достигать впечатляющих результатов. Так что, возможно, именно такой симбиоз и является той самой формулой успеха, которая поможет КАМАЗу оставаться лидером в своём сегменте.

0
0
Ответить
Афиней 11.12.2024

Интересно, как КАМАЗ адаптировался к новым условиям Дакара. Использование капотной компоновки и переход на пружинную подвеску — это шаги, которые указывают на гибкость и готовность к изменениям. Вспоминается, как в других автоспортивных дисциплинах, таких как ралли-кросс, подобные изменения также приносили успех.

0
0
Ответить
Мамбет 12.12.2024

Мне кажется, что выбор Liebherr для КАМАЗа был стратегически верным решением. В условиях жестких регламентов ралли Дакар, использование надежных и проверенных решений — это, наверное, единственный путь к победе. Вспомним, как в 90-х российские автопроизводители уже сталкивались с необходимостью импортозамещения, но не всегда успешно.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: