Лондонский двухэтажный автобус
Двухэтажный автобус (даблдекер) справедливо считается одним из самых узнаваемых символов Лондона. Что неудивительно, так как история оригинального транспортного средства насчитывает почти два века.
Оглавление
Поэтому заслуживает более внимательного изучения. Рассмотрим, как появился лондонских двухэтажный автобус, его устройство и основные характеристики, а также причину возникновения тренда на окрашивание в традиционный красный цвет.
Как начинались двухэтажные автобусы
Предшественником полноценного автобуса стали так называемые омнибусы, которые передвигались запряженными лошадьми. Первые модели подобного транспортного средства появились в Лондоне в 1829 году. Практически с самого начала их конструкция предусматривала наличие двух пассажирских платформ с разным уровнем обслуживания. На первом этаже располагались привилегированные пассажиры, получавшие профессиональный сервис. На втором – простой люд.
Основными причинами использования двухэтажных сначала омнибусов, а затем и автобусов стали две: густая заселенность в сочетании с узкими улицами британской столицы.
ВажноЧтобы удовлетворить спрос на перемещение по городу, было принято решение максимально увеличить вместимость транспорта. Самый простой способ решить поставленную городскими властями задачу предусматривал надстройку второго этажа.
Важно понимать, что двухэтажная конструкция транспортного средства оборачивается как несколькими очевидными достоинствами, так и внушительным перечнем недостатков. К числу первых относятся:
- Увеличение вместимости автобуса, причем практически в два раза.
- Улучшенная маневренность и более высокая динамика перемещения (по сравнению с аналогичными по численности пассажиров автобусами-«гармошками» или длинномерами).
- В современных условиях – высокий уровень комфорта, в том числе – за счет подавляющего преобладания сидячих мест над стоячими.
Основными недостатками двухэтажного устройства автобуса выступают:
- Увеличение времени, необходимого для посадки/высадки пассажиров.
- Заметный рост расходов на эксплуатацию транспортного средства, включая техническое обслуживание и ремонт (из-за большей конструктивной сложности).
- Дополнительные затраты на модернизацию или реконструкцию гаражей и мастерских для ремонта автобусов.
- Сложности с подъемом на второй этаж некоторых категорий пассажиров (дети, пожилые люди, инвалиды).
- Ограничения при построении маршрутов из-за невозможности проезда по улицам, где установлены контактные сети троллейбусов или трамваев, а также другие подобные объекты или сооружения.
Устройство и характеристики двухэтажных городских автобусов
Лондонский двухэтажный автобус – самый известный представитель этого класса городского пассажирского транспорта.
Хотя подобные транспортные средства достаточно активно использовались и в других городах страны, а также множестве государств. Например, в Индии, СССР, Гонконге, Сингапуре, США, Китае и т.д. Темой статьи является двухэтажные автобусы британской столицы, поэтому дальше речь идет именно о них.
До 1950-х годов
Длительное время – почти век (с 1855 по 1933 гг.) – организацией автобусного сообщения в Лондоне занимался преимущественно один перевозчик, который назывался LGOK (сначала – вместе с несколькими конкурентами, затем – в качестве монополиста). Еще в самом начале прошлого века разработка автобусов велась специально для британской столицы.
Первой моделью стал LGOCB-Type, обладавший следующими конструктивными особенностями:
- деревянный кузов;
- открытый второй этаж;
- скорость – до 48-56 км/ч;
- вместимость на нижней / верхней палубе – 16 / 18 пассажиров.
Еще через 11 лет – в 1922 году на смену пришла новая модель – NS-Type. Автобус обладал более высокими техническими характеристиками и также имел открытую верхнюю платформу для пассажиров. Которая уже через 3 года была запрещена для эксплуатации городскими властями.
Это привело к необходимости модернизировать практически весь автобусный парк города, который насчитывал на тот момент почти 1,7 тысячи единиц транспорта. Разработка новых более совершенных, скоростных и вместительных двухэтажных автобусов велась на постоянной основе.
Результатом стало появление после второй мировой войны еще одной двухэтажной модели – AEC Regent III RT, которая стала основной для британской столицы в 1950-х годах. В течение нескольких лет было изготовлено и введено в эксплуатацию почти 5 тыс. автобусов.
1956—2005 годы
В подзаголовке статьи 1956 год указан совершенно неслучайно. Дело в том, что в именно тогда был разработан и начал эксплуатироваться Routemaster (переводится как «хозяин маршрута»). Популярность этой модели стала настолько высокой, что нередко наименование применяется в отношении всех двухэтажных автобусов Лондона (наряду с Duble-deckerbus).
Причем даже в русскоязычном варианте – Рутмастер (или даблдекер).
Прототип транспортного средства создан специалистами компании AEC в 1954 году. Еще через два года автобусы вышли на городские маршруты. Они выпускались до 1968 года включительно, а продолжали использоваться целых полвека – вплоть до декабря 2005 года. Первая серия Рутмастеров имела в длину 8,4 метра. Затем кузов автобуса был увеличен до 9 метров.
Другие технические характеристики самой популярной и распространенной модели лондонских автобусов выглядят следующим образом:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 9 140х2 440х4 380 |
Полная масса автобуса, кг | 7470 |
Предельная скорость передвижения, км/ч | 89 |
Средний расход горючего на 100 км, л | 30 |
Вместимость (сидячие места) «короткой» модели, чел | 56 |
Вместимость (сидячие места) «длинной модели», чел | 64 |
Общее количество произведенных автобусов Routemaster почти достигло 3 тысяч. После снятия с эксплуатации были реализованы желающим. Причем цена одной машины составляла около 10 тыс. фунтов стерлингов.
Причем некоторые из них вернулись на улицы Лондона после реставрации и используются для проведения экскурсий на двухэтажном автобусе, давно ставшем легендарным. Еще пять экземпляров были переданы лондонскому музею общественного транспорта в качестве экспонатов.
Современные модели
На замену самому узнаваемому двухэтажному автобусу современности пришла новая модель, которая известна под несколькими наименованиями. Включая New Routemaster, «Новый автобус для Лондона», «Borismaster» и т.д. В последнем варианте присутствует имя Бориса Джонсона, который на момент разработки транспортного средства занимал пост мэра британской столицы (позднее он стал премьер-министром, то есть занял высший пост исполнительной власти в государстве).
Автобус выпускался с 2011 по 2017 год компанией Wrightbus. Всего была произведена тысяча экземпляров. Транспортное средство вмещает до 80-87 сидячих пассажиров. Полная масса автобуса составляет 12,65 тонн.
Машина имеет внушительные габариты – 11 230х2 520х4 390 мм. Характерной особенностью автобуса выступает гибридный дизель-электрический двигатель. Новый Рутмастер вышел на маршруты общественного транспорта в феврале 2012 года (к лондонской олимпиаде) и продолжает эксплуатироваться до настоящего времени.
Маршруты двухэтажного автобуса
При построении маршрута движения требуется учитывать увеличенную высоту даблдекеров. Поэтому направления пассажирских автобусных перевозок в британской столице остаются практически неизменными в течения длительного времени. Так называемый Большой Лондон включает 32 района и Сити.
Историческую часть города окружают сильно выросшие окрестности. Перемещение по настолько большой территории осуществляется посредством более сотни маршрутов, которые делятся на три категории:
- Дневные. Рабочий график стартует утром и заканчивается вечером.
- Ночные. Работа ведется в формате, прямо противоположном предыдущему, то есть с вечера и до утра.
- Круглосуточные. Автобусы перемещаются в течение 24 часов, пусть и разными интервалами в часы пик и в остальное время.
В качестве дополнительных принято выделять школьные и вспомогательные маршруты автобусов, в том числе двухэтажных. Первый вариант курсирует только в рабочие дни (утром, днем и вечером) и перевозит учащихся. Второй направляется на самые загруженные участки обычных маршрутов по мере необходимости.
Самостоятельно разобраться в хитросплетениях лондонского общественного транспорта далеко не просто. Спасают современные сервисы и информационные технологии, позволяющие построить любой маршрут на смартфоне буквально за несколько кликов. В том числе – с активным использованием всемирно знаменитого красного лондонского двухэтажного автобуса.
Почему красного цвета?
Длительное время после создания автобусной сети Лондона ее обслуживанием занималось несколько компаний. Каждая имела собственные фирменные цвета, который активно использовались для окраски автобусов. Еще одной задачей оформления которых выступало обозначение маршрута.
Ситуация изменилась в 1907 году. Одна из эксплуатирующих организаций – уже упомянутая ранее LGOK или London General Omnibus Company – выиграла тендер и заняла монопольное положение на рынке. Результатом стало повсеместное использование транспорта, окрашенного в корпоративные красные цвета. Практика показала, что это не только красиво, но и безопасно.
Столица Великобритании известна сильными и частыми туманами, сквозь которые яркий окрас наиболее заметен. Именно в 1907 родилась традиция красного лондонского двухэтажного автобуса, которая актуальна до сегодняшнего дня. Все последующие модели этого вида автотранспорта (включая Routemaster), причем независимо от компании-перевозчика, использовали только этот стиль оформления.
Описанное правило соблюдается неукоснительно и имеет всего два исключения. Первое произошло в 1977 году, когда королева Елизавета IIотмечала четверть века на троне. Ради такого торжественного события часть даблдекеров была окрашена в серебряный цвет.
Второй раз изменение классической цветовой палитры произошло еще через 25 лет по той же самой причине – королева отмечала полувековой юбилей монаршего правления. В результате в 2002 году часть двухэтажных автобусов покрасили в золотой цвет.
Итог
Двухэтажные автобусы выступает одним из символов британской столицы. С их помощью удается обеспечить требуемый уровень пассажиропотока, несмотря на узость большей части уличек старой части Лондона.
Важным дополнением к конструкции из двух этажей становится красный цвет оформления. Современные модели автобусов обеспечивают высокий уровень комфорта и безопасности перемещения как коренных лондонцев, так и многочисленных туристов.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Необычные перевоплощения обычного автобуса
- Перевозка пассажиров на двухэтажном автобусе
- Лондонский двухэтажный автобус
Эти автобусы можно сказать визитная карточка Лондона, всегда было любопытно узнать технические качества автобусы, узнал для себя кое что новое, хотелось бы проехать на нем пассажиром, особенно на втором этаже.
Двухэтажный «Borismaster» оснащён гибридным приводом. Дизельный двигатель Cummins ISBe вырабатывает энергию для электромотора Siemens. Последний имеет механическое соединение с колёсами автобуса. Также у «Borismaster» имеется литий-ионная батарея емкостью 75 кВт∙ч.
Конечно же, когда мы думаем о Лондоне, обязательно представляем именно этот вид городского транспорта. При этом мне всегда казалось, что красный цвет нужен просто для привлечения внимания туристов. Теперь знаю, что дело тут ещё и в безопасности, ведь в тумане он действительно наиболее заметен.
Очень забавный автобус, столько людей в него может влезть даже не знал об этом. Этот автобус реально создан для езды в Лондоне, комфортный и удобный, жалко у нас такого ничего подобного нету, это по сути даже и полезно, ведь чем больше человек влезет, тем меньше будут пробки.
У каждой столицы есть свои достопримечательности, создающие особую, аутентичную атмосферу. В Лондоне – это их знаменитые автобусы. Двухэтажные автобусы есть во многих странах, но именно красный лондонский double decker является визитной карточкой столицы Великобритании.
Места на втором этаже (особенно в передних рядах) автобуса наиболее востребованные. Именно здесь открывается потрясающий панорамный вид на Лондон. Невозможно передать захватывающие дух чувства от поездки на легендарном транспортном средстве, ну и, конечно, от величия самого города.
Видела двухэтажные автобусы в 90-е, правда, на тот момент их можно было увидеть лишь по телевизору. Сейчас вижу такие и в Москве, но мало где - в основном, рядом с Красной площадью. И они туристические, вероятно, тоже произведенные в Лондоне. Трудностей с ними правда немало, но визуально впечатляют.
Лондонские красные двухэтажные автобусы наряду с красными телефонными будками очень узнаваемы. Если мне когда-нибудь доведется побывать в Лондоне, обязательно проедусь на этом автобусе и зайду в телефонную будку. Мне кажется, это прям какой-то обязательный ритуал для каждого туриста.
С красными двухэтажными лондонскими автобусами – всё понятно: англичане чтут и бережно относятся к своей истории и традициям. Стремление сохранить все как есть пронизывает все стороны британской жизни и культивируется, как способ сохранения своей национальной самобытности.