Панель приборов грузового автомобиля

Панель приборов грузового автомобиля — комплекс указателей и лампочек, предназначенных для отображения важной информации и своевременного оповещения водителя о возникших ошибках. В его функции входит анализ текущего состояния машины, характеристик движения, правильности эксплуатации и иных данных.

Ниже рассмотрим, для чего необходима приборная панель, как она устроена, и по каким принципам работает. Отдельно поговорим о видах подобного устройства, цветах разных иконок и целях их применения.

Назначение панели приборов

Панель приборов

Главная функция приборной панели грузовика — обеспечение связи между водителем и транспортным средством. Имеющиеся элементы информируют об уровне топлива, частоте вращения коленвала двигателя, скорости, пройденном расстоянии, напряжении аккумулятора и т. д.

Приборы находятся непосредственно перед водителем на уровне грудной клетки и всегда ниже уровня глаз (а зависимости от расположения кресла и роста водителя). В некоторых моделях они расположены в центральной части с правой стороны от кресла шофера.

Устройство и работа приборной панели

Панель приборов

В состав приборной панели грузовой машины входят следующие элементы:

  1. Лампочки: контрольные, сигнальные.
  2. Приборы контроля и измерений.
  3. Информационная панель (бортовой компьютер).
Важно

Общее количество приборов на панели исчисляется десятками, но в постоянном режиме водитель использует не более 5-7.

К категории приборов для контроля и измерений относится спидометр с информацией по скорости, тахометр с данными по оборотам, одометр с пробегом и другие элементы. Не менее важный элемент — лампочки, которые условно делятся на два вида:

  1. Контрольные. Информируют о функционировании разных элементов грузовой машины. К примеру, заряд аккумулятора, включение ручника, активация полноприводного режима, запуск АБС, мигание поворотных огней и т. д.
  2. Сигнальные. Дают информацию о неисправности каких-либо элементов двигателя, АКБ, тормозов и т. д.

С годами количество лампочек на панели приборов постоянно увеличивается, что позволяет более точно контролировать ситуацию и своевременно принимать решения о ремонте или включении / отключении какой-либо функции.Оптимизируется и внешний вид индикаторов, которые становятся более наглядными и имеют современное оформление.

Конструктивно приборная панель представляет собой «паутину» из проводов, которые приходят от разных узлов грузовика, подключаются к специальным разъемам и передаются к специальным указателям / лапочкам.
В базовый набор «приборки» грузовика входит:

  • спидометр — указывает текущую скорость передвижения транспортного средства;
  • одометр — дает информацию об общем / текущем пробеге;
  • тахометр — прибор, информирующий о количестве оборотов коленвала;
  • указатель давления масла — показывает текущий параметр давления смазывающей жидкости;
  • температурный датчик — информирует о температуре антифриза в системе;
  • прочие индикаторы.

В современных грузовиках, как правило, устанавливается бортовой компьютер с дисплеем. На нем отображается основная информация, связанная с пройденным километражем (общим и с момента заправки), расход топлива, запас хода на оставшемся запасе топлива и т. д.

Виды панели приборов

аналоговые приборные панели с механическими элементами

Во многих моделях грузовиков использовались аналоговые приборные панели с механическими элементами.

К примеру, прибор с информацией о частоте вращения двигателя и скорости имеет стрелочное исполнение, а в индикаторах предусмотрены лампочки. В более современных машинах используетсяоптиторонная и электронная технология с наглядными значками панели приборов. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

Оптитронная

Оптитронная

Более новая версия «приборки» грузового автомобиля. Ее суть в том, что при отключенном зажигании увидеть элементы панели не получится, но после поворота ключа приборы и значки проявляются в обычном режиме. При этом водитель видит указатель скорости / частоты оборотов двигателя, уровень горючего, факт включения ручника и т. д.

Такая конструкция отличается повышенной затемненности, поэтому без подсветки видны только основные элементы, а остальные не мешают водителю управлять автомобилем. Они светиться только по мере необходимости, имеют наглядный и современный внешний вид.

Электронная (виртуальная)

Панель приборов

В новых моделях грузовиков появляется более современная версия панели приборов. Она не имеет механических элементов и является полностью виртуальной. Имеет вид дисплея после включения которой формируются привычные элементы измерения и контроля. Высокое разрешение ЖК-дисплея позволяет управлять системой и настройками непосредственно с руля.

Такая версия имеет более современную подсветку панели приборов, современный дизайн, лучшую информативность и возможность установки индивидуальных настроек. Электронные приборные панели устанавливают многие производители, среди которых Фольксваген, Лексус, БМВ, Ауди и другие.

 проецируются на лобовое стекло

В некоторых машинах приборы и обозначения на панели приборов проецируются на лобовое стекло. Водителю видит полный набор данных, а именно GPS-навигацию, скоростные показатели и другие данные, требующие непрерывного контроля..

Сигнальные и контрольные лампы

Особую роль на приборной панели берут на себя лампочки имеющие контролирующую или сигнальную функцию. Они предназначены для информирования человека за рулем о правильной / ошибочной работе разных элементов грузовика. Большая часть значков является стандартной, а некоторые из них дополняются звуковой информацией.

Для удобства лампочки могут подсвечиваться разными цветами, а именно красным, зеленым, желтым и синим (на назначении каждого из вариантов остановимся ниже). Большинство проблем, о которых информируют лампы, лежат на поверхности и могут быть исправлены без обращения на СТО. 

Для получения более точной информации можно использовать специальный сканер. Он позволяет определить, почему та или иная лампочка загорелась на панели приборов, и с чем связана определенная неисправность. На грузовиках и легковых авто, выпущенных после 1996 года, предусматривается разъем OBD-II.

Для считывания ошибок необходимо подключить к нему ноутбук, ПК или телефон с операционной системой Виндовс, Андроид или iOS. После происходит считывание ошибок и определение их сути. Для расшифровки дается краткое описание на русском языке.

Цвет символов-значков на панели

 символов-значков на панели

Для удобства производители автомобилей предусмотрели несколько вариантов цветов, каждый из которых имеет определенное назначение. Основные оттенки:

  • Красный. Сигнализирует о поломках или нарушения в работе того или иного оборудования грузовика. Дополнительно такие символы применяются для напоминания о включении какого-либо оборудования, к примеру, ручника (восклицательный знак на приборной панели). Кроме того, красным цветом может обозначаться значок повышенной температуры масла, сигнал о снижении уровня напряжения АКБ ниже нормы, повреждении подушки безопасности, перегреве трансмиссионной жидкости и т. д.
  • Оранжевый / желтый. Этот цвет значков на приборной панели грузовика свидетельствует о необходимости обслуживания или восстановления того или иного узла транспортного средства. Мигание желтого / оранжевого значка свидетельствует о необходимости быстро обратиться на СТО для проверки и ремонта узла. Такой значок может зажигаться при неисправной системе контроля стабильности, отключении системы боковых подушек, износе тормозных колодок, повреждении или неправильной работе ручника и т. д.
  • Зеленый / синий. Свечение значков этих цветов дает информацию водителю об активности и работоспособности функции. К примеру, индикатор может показывать информацию о подъеме / спуске с горы, включении АБС и других систем. В каждой конкретной модели грузовика обозначения могут отличаться.

Появление сигналов красного и оранжевого / желтого цвета требует оперативной реакции автовладельцев. Их игнорирование может привести к серьезной поломке и необходимости больших расходов. Что касается зеленых / синих индикаторов, они, как правило, несут информационную функцию.

Заключение

Приборная панель грузовика берет на себя одну из главных информирующих функций. С ее помощью можно своевременно получать информацию о скорости, частоте вращения, пройденном расстоянии и других характеристиках.

С развитием технологий механические системы постепенно замещаются более современными оптитронными и виртуальными устройствами. Они обладают большей наглядностью и точностью, а также придают интерьеру более современный вид.

Рейтинг: 15
Всего оценок: 6 Комментариев: 7 Просмотров: 2575
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 03-04-2022 / Обновлено: 04-04-2022
Поиск запроса "панель приборов грузового автомобиля" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Михаил Брянск 04.04.2022

У современных грузовиков на панели приборов столько различных индикаторов, что для того, чтобы знать значение каждого из них институт надо заканчивать.) Главное, чтобы красных лампочек не горело, остальное второстепенно.

2
0
Ответить
Анна Екатеринбург 04.04.2022

Очень интересно. Особенно о приборах и обозначении на панели приборов проецируются на лобовое стекло.

0
0
Ответить
Артем 04.04.2022

В нынешнее время от начинки автомобиля зависит очень многое. Чем больше датчиков тем больше и указаний на поломку того или иного элемента. Многие скажут, что сейчас с собой нужно еще целый справочник носить. Однако если хочешь жить хорошо то умей и вертеться.

0
0
Ответить
Dsdsd Хайфа 03.05.2023

Столько ерунды , для отвлечения внимания водилы от его непосредственных обязанностей , и главная из них - полная концентрация на дорожной обстановке .

1
0
Ответить
Аланус 21.11.2024

Читая статью, сразу вспомнилась история с переходом от аналоговых к цифровым панелям в авиации. Когда-то пилоты полагались на механические приборы, но с появлением "стеклянных кабин" работа стала проще и безопаснее. То же самое можно сказать и о грузовиках. Технологии, такие как электронные панели, делают вождение более информативным и облегчают мониторинг состояния авто. Однако, как и в авиации, важно, чтобы водители были обучены использовать все эти функции. Ведь неправильно истолкованная информация может привести к ошибкам. Кстати, интересно было бы узнать, как грузоперевозочные компании планируют обучать своих водителей работе с этими новыми системами, ведь без должной подготовки даже самая продвинутая технология может стать бесполезной. Также заметно, что производители, такие как Фольксваген и БМВ, интегрируют в свои грузовики технологии, которые раньше были доступны только в легковых автомобилях. Это явно положительное направление, хотя может быть и дорогостоящим для компаний, начинающих свой парк с нуля. Тем не менее, долгосрочные выгоды от улучшенной безопасности и эффективности должны оправдать первоначальные инвестиции. Я бы хотел узнать больше о том, как эти системы помогают водителям в реальных условиях, особенно в сложных погодных ситуациях. В целом, статья дает хорошее представление о развитии технологий в этой области, но было бы интересно углубиться в практическое применение и отзывы самих водителей.

0
0
Ответить
Альфонс 22.11.2024

Интересно, что современные технологии, такие как виртуальные панели, внедряются в грузовики. Это похоже на то, как планшеты заменили печатные книги. Со временем такие панели могут стать стандартом, но важно, чтобы они были надежными и простыми в использовании.

0
0
Ответить
Питирим 23.11.2024

Электронные панели в грузовиках напоминают мне развитие смартфонов: с каждым годом они становятся все умнее и функциональнее. Главное, чтобы водители успевали за этими изменениями. Надеюсь, производители позаботятся о доступных инструкциях и обучении.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: