Панель приборов грузового автомобиля
Панель приборов грузового автомобиля — комплекс указателей и лампочек, предназначенных для отображения важной информации и своевременного оповещения водителя о возникших ошибках. В его функции входит анализ текущего состояния машины, характеристик движения, правильности эксплуатации и иных данных.
Оглавление
Ниже рассмотрим, для чего необходима приборная панель, как она устроена, и по каким принципам работает. Отдельно поговорим о видах подобного устройства, цветах разных иконок и целях их применения.
Назначение панели приборов
Главная функция приборной панели грузовика — обеспечение связи между водителем и транспортным средством. Имеющиеся элементы информируют об уровне топлива, частоте вращения коленвала двигателя, скорости, пройденном расстоянии, напряжении аккумулятора и т. д.
Приборы находятся непосредственно перед водителем на уровне грудной клетки и всегда ниже уровня глаз (а зависимости от расположения кресла и роста водителя). В некоторых моделях они расположены в центральной части с правой стороны от кресла шофера.
Устройство и работа приборной панели
В состав приборной панели грузовой машины входят следующие элементы:
- Лампочки: контрольные, сигнальные.
- Приборы контроля и измерений.
- Информационная панель (бортовой компьютер).
ВажноОбщее количество приборов на панели исчисляется десятками, но в постоянном режиме водитель использует не более 5-7.
К категории приборов для контроля и измерений относится спидометр с информацией по скорости, тахометр с данными по оборотам, одометр с пробегом и другие элементы. Не менее важный элемент — лампочки, которые условно делятся на два вида:
- Контрольные. Информируют о функционировании разных элементов грузовой машины. К примеру, заряд аккумулятора, включение ручника, активация полноприводного режима, запуск АБС, мигание поворотных огней и т. д.
- Сигнальные. Дают информацию о неисправности каких-либо элементов двигателя, АКБ, тормозов и т. д.
С годами количество лампочек на панели приборов постоянно увеличивается, что позволяет более точно контролировать ситуацию и своевременно принимать решения о ремонте или включении / отключении какой-либо функции.Оптимизируется и внешний вид индикаторов, которые становятся более наглядными и имеют современное оформление.
Конструктивно приборная панель представляет собой «паутину» из проводов, которые приходят от разных узлов грузовика, подключаются к специальным разъемам и передаются к специальным указателям / лапочкам.
В базовый набор «приборки» грузовика входит:
- спидометр — указывает текущую скорость передвижения транспортного средства;
- одометр — дает информацию об общем / текущем пробеге;
- тахометр — прибор, информирующий о количестве оборотов коленвала;
- указатель давления масла — показывает текущий параметр давления смазывающей жидкости;
- температурный датчик — информирует о температуре антифриза в системе;
- прочие индикаторы.
В современных грузовиках, как правило, устанавливается бортовой компьютер с дисплеем. На нем отображается основная информация, связанная с пройденным километражем (общим и с момента заправки), расход топлива, запас хода на оставшемся запасе топлива и т. д.
Виды панели приборов
Во многих моделях грузовиков использовались аналоговые приборные панели с механическими элементами.
К примеру, прибор с информацией о частоте вращения двигателя и скорости имеет стрелочное исполнение, а в индикаторах предусмотрены лампочки. В более современных машинах используетсяоптиторонная и электронная технология с наглядными значками панели приборов. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Оптитронная
Более новая версия «приборки» грузового автомобиля. Ее суть в том, что при отключенном зажигании увидеть элементы панели не получится, но после поворота ключа приборы и значки проявляются в обычном режиме. При этом водитель видит указатель скорости / частоты оборотов двигателя, уровень горючего, факт включения ручника и т. д.
Такая конструкция отличается повышенной затемненности, поэтому без подсветки видны только основные элементы, а остальные не мешают водителю управлять автомобилем. Они светиться только по мере необходимости, имеют наглядный и современный внешний вид.
Электронная (виртуальная)
В новых моделях грузовиков появляется более современная версия панели приборов. Она не имеет механических элементов и является полностью виртуальной. Имеет вид дисплея после включения которой формируются привычные элементы измерения и контроля. Высокое разрешение ЖК-дисплея позволяет управлять системой и настройками непосредственно с руля.
Такая версия имеет более современную подсветку панели приборов, современный дизайн, лучшую информативность и возможность установки индивидуальных настроек. Электронные приборные панели устанавливают многие производители, среди которых Фольксваген, Лексус, БМВ, Ауди и другие.
В некоторых машинах приборы и обозначения на панели приборов проецируются на лобовое стекло. Водителю видит полный набор данных, а именно GPS-навигацию, скоростные показатели и другие данные, требующие непрерывного контроля..
Сигнальные и контрольные лампы
Особую роль на приборной панели берут на себя лампочки имеющие контролирующую или сигнальную функцию. Они предназначены для информирования человека за рулем о правильной / ошибочной работе разных элементов грузовика. Большая часть значков является стандартной, а некоторые из них дополняются звуковой информацией.
Для удобства лампочки могут подсвечиваться разными цветами, а именно красным, зеленым, желтым и синим (на назначении каждого из вариантов остановимся ниже). Большинство проблем, о которых информируют лампы, лежат на поверхности и могут быть исправлены без обращения на СТО.
Для получения более точной информации можно использовать специальный сканер. Он позволяет определить, почему та или иная лампочка загорелась на панели приборов, и с чем связана определенная неисправность. На грузовиках и легковых авто, выпущенных после 1996 года, предусматривается разъем OBD-II.
Для считывания ошибок необходимо подключить к нему ноутбук, ПК или телефон с операционной системой Виндовс, Андроид или iOS. После происходит считывание ошибок и определение их сути. Для расшифровки дается краткое описание на русском языке.
Цвет символов-значков на панели
Для удобства производители автомобилей предусмотрели несколько вариантов цветов, каждый из которых имеет определенное назначение. Основные оттенки:
- Красный. Сигнализирует о поломках или нарушения в работе того или иного оборудования грузовика. Дополнительно такие символы применяются для напоминания о включении какого-либо оборудования, к примеру, ручника (восклицательный знак на приборной панели). Кроме того, красным цветом может обозначаться значок повышенной температуры масла, сигнал о снижении уровня напряжения АКБ ниже нормы, повреждении подушки безопасности, перегреве трансмиссионной жидкости и т. д.
- Оранжевый / желтый. Этот цвет значков на приборной панели грузовика свидетельствует о необходимости обслуживания или восстановления того или иного узла транспортного средства. Мигание желтого / оранжевого значка свидетельствует о необходимости быстро обратиться на СТО для проверки и ремонта узла. Такой значок может зажигаться при неисправной системе контроля стабильности, отключении системы боковых подушек, износе тормозных колодок, повреждении или неправильной работе ручника и т. д.
- Зеленый / синий. Свечение значков этих цветов дает информацию водителю об активности и работоспособности функции. К примеру, индикатор может показывать информацию о подъеме / спуске с горы, включении АБС и других систем. В каждой конкретной модели грузовика обозначения могут отличаться.
Появление сигналов красного и оранжевого / желтого цвета требует оперативной реакции автовладельцев. Их игнорирование может привести к серьезной поломке и необходимости больших расходов. Что касается зеленых / синих индикаторов, они, как правило, несут информационную функцию.
Заключение
Приборная панель грузовика берет на себя одну из главных информирующих функций. С ее помощью можно своевременно получать информацию о скорости, частоте вращения, пройденном расстоянии и других характеристиках.
С развитием технологий механические системы постепенно замещаются более современными оптитронными и виртуальными устройствами. Они обладают большей наглядностью и точностью, а также придают интерьеру более современный вид.
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Пуско-зарядные устройства для запуска двигателя автомобиля
- Обзор автомобиля Фольксваген Транспортер T4
- Урал Next поедет в страны с леворульным автомобильным движением
- Внешние световые приборы грузового автомобиля
- Алкозамок на грузовой автомобиль
У современных грузовиков на панели приборов столько различных индикаторов, что для того, чтобы знать значение каждого из них институт надо заканчивать.) Главное, чтобы красных лампочек не горело, остальное второстепенно.
Очень интересно. Особенно о приборах и обозначении на панели приборов проецируются на лобовое стекло.
В нынешнее время от начинки автомобиля зависит очень многое. Чем больше датчиков тем больше и указаний на поломку того или иного элемента. Многие скажут, что сейчас с собой нужно еще целый справочник носить. Однако если хочешь жить хорошо то умей и вертеться.
Столько ерунды , для отвлечения внимания водилы от его непосредственных обязанностей , и главная из них - полная концентрация на дорожной обстановке .
Читая статью, сразу вспомнилась история с переходом от аналоговых к цифровым панелям в авиации. Когда-то пилоты полагались на механические приборы, но с появлением "стеклянных кабин" работа стала проще и безопаснее. То же самое можно сказать и о грузовиках. Технологии, такие как электронные панели, делают вождение более информативным и облегчают мониторинг состояния авто. Однако, как и в авиации, важно, чтобы водители были обучены использовать все эти функции. Ведь неправильно истолкованная информация может привести к ошибкам. Кстати, интересно было бы узнать, как грузоперевозочные компании планируют обучать своих водителей работе с этими новыми системами, ведь без должной подготовки даже самая продвинутая технология может стать бесполезной. Также заметно, что производители, такие как Фольксваген и БМВ, интегрируют в свои грузовики технологии, которые раньше были доступны только в легковых автомобилях. Это явно положительное направление, хотя может быть и дорогостоящим для компаний, начинающих свой парк с нуля. Тем не менее, долгосрочные выгоды от улучшенной безопасности и эффективности должны оправдать первоначальные инвестиции. Я бы хотел узнать больше о том, как эти системы помогают водителям в реальных условиях, особенно в сложных погодных ситуациях. В целом, статья дает хорошее представление о развитии технологий в этой области, но было бы интересно углубиться в практическое применение и отзывы самих водителей.
Интересно, что современные технологии, такие как виртуальные панели, внедряются в грузовики. Это похоже на то, как планшеты заменили печатные книги. Со временем такие панели могут стать стандартом, но важно, чтобы они были надежными и простыми в использовании.
Электронные панели в грузовиках напоминают мне развитие смартфонов: с каждым годом они становятся все умнее и функциональнее. Главное, чтобы водители успевали за этими изменениями. Надеюсь, производители позаботятся о доступных инструкциях и обучении.