Правила работы со спецтехникой
К работе со спецтехникой допускаются лица, прошедшие обучение и подготовку, имеющие допуск и достаточную квалификацию. Работник обязан соблюдать правила эксплуатации перед и после запуска мотора, до начала движения, при монтаже навесного оборудования, работе ночью и постановке техники на стоянку.
Оглавление
Ниже рассмотрим требования по эксплуатации таких машин, выполнение которых позволяет продлить срок службы машины, избежать травм и человеческих жертв.
Наличие подготовки, допуска, квалификации и инструктажа
К спецтехнике относятся машины, применяемые в дорожной, ЖКХ, строительной и иных сферах, и имеющие особое рабочее оборудование: молот, отвал, ковш, кран и т. д. К работе с таким транспортом привлекаются лица, прошедшие подготовку, имеющие соответствующую квалификацию и допуск для эксплуатации спецтехники: трактора, грейдера, экскаватора и т. д.
По общим правилам к обслуживанию и управлению специальными машинами привлекаются лица, соответствующие ряду требований:
- возраст от 18 лет;
- прохождение обучения / курсов и сдача экзаменов с получением удостоверения;
- отсутствие противопоказаний по здоровью для выполнения задач на конкретной технике;
- получение практических навыков работы на спецтехнике при решении разных задач;
- прохождение стажировки на месте выполнения работ;
- наличие квалификации, необходимой для эксплуатации и обслуживания определенной машины;
- проверка знаний по ОТ в комиссии;
- наличие, как минимум, 2-й группы по электробезопасности.
ВажноПеред эксплуатацией спецтехники работник проходит инструктаж по вопросам безопасной эксплуатации. Кроме того, он должен знать инструкцию по работе с транспортом и расписаться в ней.
При необходимости работы на другой спецтехнике водителю проводится дополнительный инструктаж по ОТ непосредственно на месте выполнения работ. Инженер (руководитель) информирует об изменившихся условиях работы, конструкции аппаратуры / устройств, а также рассказывает, как безопасно выполнить поставленную задачу.
Запрет на эксплуатацию неисправной техники
Перед технической эксплуатацией спецтехники последняя проходит проверку на факт исправности. Запрещено использовать машину с подозрением на неисправность или неправильную работу систем.
В законодательстве существует список поломок и условий, когда эксплуатировать специальные машины нельзя. В перечень входят поломки, касающиеся следующих элементов авто:
- Тормоза.
- Колеса и шины.
- Внешние световые устройства.
- Рулевое управление.
- Силовой агрегат.
- Очиститель / омыватель лобового стекла.
- Прочие устройства, неисправность которых влияет на безопасность движения.
При выявлении повреждения необходимо информировать об этом ответственного и принять шаги, оговоренные инструкций. До устранения неисправности использовать технику запрещено. Во избежание повреждений машина должна проходить периодический осмотр с учетом установленного графика. Минимальная периодичность — раз в неделю.
Проверке подлежат следующие элементы:
- потребление горючего;
- плотность стыков / соединений;
- данные датчиков, отображающих работу гидравлической системы;
- состояние гусеничной и колесной части;
- работоспособность вспомогательной аппаратуры;
- целостность корпуса на факт повреждений и т. д.
Быстрый осмотр, как правило, не позволяет определить износ и серьезную неисправность, поэтому проведение плановых мероприятий обязательно.
Ремонтные работы осуществляются после отключения мотора при нахождении техники в горизонтальном и фиксированном положении. Плановые мероприятия проводятся в специальных ангарах с привлечением квалифицированных мастеров и использованием оборудования.
Соблюдение основных правил
Для обеспечения безопасности необходимо соблюдать правила эксплуатации спецтехники, касающиеся действий до или после запуска двигателя, перед началом движения, установке навесной аппаратуры и т. д. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
Перед запуском двигателя
До пуска силового агрегата требуется сделать следующие шаги:
- Проверить факт наличия необходимых средств для тушения пожаров, комплектацию аптечки и работу сигнальных элементов.
- Убедится в целостности средств защиты на факт исправности, отсутствия повреждений и своевременности проверки.
- Надеть чистую и исправную (с учетом действующих норм) специальную одежду / обувь. Все пуговицы и молнии должны быть застегнуты. Волосы необходимо спрятаны под головным убором, а концы одежды заправить.
- Обратиться к руководителю для разъяснения задачи и получения путевого листа.
- Осмотреть рабочее место на факт наличия посторонних людей на площадке. Если таковые имеются, их необходимо удалить.
- Проверить наличие заграждений (если таковые требуются), защищающих от попадания на рабочую площадку посторонних.
- Оценить безопасность работы на порученном участке на факт отсутствия лишних предметов, наличия необходимых дорог / проездов. Рабочая площадка должна быть подготовлена и соответствовать нормам ТБ.
Управление и запуск мотора возможны только с водительского кресла. Перед пуском нужно нажать на клаксон, чтобы информировать об этом других людей.
Если пуск осуществляется в мороз, нужно заранее прогреть силовой агрегат. Если замерзла АКБ, требуется ее растопить, а уже после проводить подзарядку или пуск от другого источника.
При запущенном двигателе
После запуска силового агрегата необходимо осмотреть данные всех датчиков и индикаторов и убедиться в правильности работы систем. При возникновении подозрений на неисправность двигатель нужно заглушить до устранения поломки.
После пуска важно прогреть двигатель и убедиться в исправности навесного оборудования, которое будет применяться для выполнения поставленных задач.
Перед началом движения
До старта движения важно еще раз убедиться в отсутствии посторонних на рабочей площадке и в кабине, подавать звуковой и световой сигнал до начала движения. Груз устанавливается на безопасной высоте около 0,4-0,5 м от поверхности.
Если планируется движение по неровной поверхности, важно ехать с небольшой скорости, чтобы избежать переворачивания техники. При наличии опции автозамедления перед началом движения по неровному или сложному участку ее нужно отключить.
Перед спецтехникой не должно быть препятствий, наезд на которые может привести к крену и падению транспорта на бок. Если планируется движение по мосту, необходимо убедиться в соответствии разрешенного веса и сравнить его с реальной массой техники с учетом перевозимого груза.
При установке (смене) навесного оборудования
Крепление или замена навесной аппаратуры должна производиться лицами, прошедшими необходимую подготовку и имеющих соответствующую квалификацию. Работа выполняется с учетом действующей инструкции на машине с заглушенным двигателем. Фиксация осуществляется спереди или сзади спецтехники с помощью винтов, болтов или иных видов соединений в несколько этапов с соблюдением требований безопасности.
При необходимости навесное оборудование подвозится на дополнительном транспорте. После освобождается механизм соединения и производится само подключение. После замены или установки аппаратуру необходимо проверить на факт правильности запуска или остановки, отрегулировать корректность расположения и выполнения задач. Если после подключения выявлены любые проблемы, эксплуатировать спецтехнику запрещено.
При работе ночью
Использование спецтехники в темное время суток (с 22.00 до 6.00) требует выполнения дополнительных мероприятий:
- Обеспечения хорошего освещения рабочего места.
- Ограничение времени работы с учетом требований должностной инструкции.
- Применение дополнительных шагов по уменьшению шума. Для этого при выполнении работ требуется снизить обороты мотора, использовать беззвучные замки на дверях, применять шумоизолирующие материалы. Важно избегать контакта между металлическими элементами при погрузке, разгрузке и т. д.
- Наличие необходимой квалификаций и прохождение обучения для работы ночью.
- Возраст работника от 18 лет и выше.
К ночным работам запрещено привлекать беременных, людей с инвалидностью, сотрудников с детьми до 5-ти лет (без их письменного одобрения). Кроме того, в ТК РФ оговорены другие правила.
Постановка техники на стоянку
После завершения работы необходимо выполнять следующие действия:
- Очистка транспорта от грязи и при необходимости ее удаление.
- Проверка на факт течи масла или топлива.
- Проведение внешнего осмотра на факт выявления механических повреждений.
- Слив воды из системы охлаждения (зимой).
- Установка машины стояночное положение.
- Удаление лишнего инструмента после заверения работ.
- Выбор ровной площадки без риска обвала грунта / камней.
- Блокировка рабочего оборудования.
- Закрытие дверей водителя на все замки с последующей передачей ключей на хранение.
- Установка ограждений / знаков при стоянке на дороге общего применения во избежание столкновений.
- Обращение ковша по склону, заглубление рыхлителя / отвала в землю при стоянке на склоне. На гусеничной технике рекомендуется установка блоков под гусеницы.
После завершения работы оператор должен снять спецодежду, СИЗ и спрятать их в специальные места. Если были выявлены неисправности, нужно сделать запись в журнале о техсостоянии техники и информировать ответственно лицо.
Заключение
От соблюдения рассмотренных выше правил зависят не только сроки эксплуатации техники, но и безопасность работника, а также находящихся на рабочей площадке людей.
Важно следить за техническим состоянием машины, своевременно устранять неисправность и допускать к управлению только подготовленных и квалифицированных сотрудников. Обязательным является выполнение инструкции по эксплуатации и ТБ при эксплуатации специальных машин.
- Правила разрешенной максимальной нагрузки на ось для перемещения спецтехники на грузовой платформе
- Ситуация на дороге со спецтранспортом
- Нужна спецтехника для обработки земель
- Что требуется для создания бизнеса по аренде спецтехники, в качестве диспетчерской службы?
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Когда же качество спецтехники в России станет предметом гордости
- Эксплуатация спецтехники зимой. Практические рекомендации
- Обзор лизинговых программ на рынке спецтехники
- Аренда спецтехники экономит время и финансовые средства
- Спецтехника, которая в России не выпускается
Актуальная информация, соблюдение правил эксплуатации - обязательное условие, надеюсь большинство не пренебрегают ТБ. Ведь от этого зависит безаварийная и безотказная работа сложной спецтехники.
До спец.техники нельзя допускать людей без специальных навыков. Эти правила написаны кровью. Зря некоторые этим пренебрегают. Самое безобидное, что может произойти это поломка техники.
Полезная статья, все подробно описано. Было бы хорошо если бы всегда и везде всех правил придерживались