Система зажигания двигателя внутреннего сгорания

Система зажигания ДВС представляет собой целый комплекс датчиков, приборов и прочих конструктивных элементов, слаженное взаимодействие которых по тщательно проработанной схеме ведет к запуску силовой установки.

Ключевой функцией такой системы является создание напряжения, благодаря которому образуется искра, способствующая воспламенению ТВС строго в конкретный момент времени. От этого напрямую зависит работа двигателя, а также такие важные параметры, как безопасность движения, расход горючего и пр.

Устройство и принцип действия классической системы зажигания

Система зажигания

Рассматривая предмет нашей беседы с конструктивной точки зрения, отметим, что устройство системы зажигания нельзя назвать чем-то гиперсложным, не поддающимся пониманию рядового обывателя. Состоит этот узел из таких элементов:

  •  Аккумулятор, питающий систему напряжением в 12 вольт. Иногда его заменяют каким-либо иным источником питания. 
  •  Переключатель, необходимый для того, чтобы замкнуть контур и обеспечить подачу напряжения на накопитель. Происходит замыкание в момент поворота ключа в замке зажигания.
  •  Накопитель – емкостный или индуктивный в зависимости от вида системы и модели ТС.
  •  БУ накоплением и распределением электрической энергии. Существует несколько разновидностей, используемых в современном автомобилестроении – ЭБУ,   транзисторный коммутатор либо прерыватель. 
  •  Распределитель, который бывает электронным или механическим. Его задача – обеспечить подачу электрической энергии на свечи в требуемый момент времени.
  •  Провода, соединяющие компоненты системы и обеспечивающие подачу тока на электроды свечей зажигания.
  •  Собственно свечи, которые также являются одними из важнейших компонентов данного узла. 
Важно

В основе работы системы зажигания лежит следующий принцип: когда напряжение подается в сеть, накапливается, а затем преобразуется энергия, которая перераспределяется на свечи, где и происходит формирование искры. Есть искра – есть воспламенение топливно-воздушной смеси, в результате чего бензино-воздушная смесь воспламеняется.

Виды систем зажигания

По состоянию на момент написания данного материала существует три вида систем зажигания автомобиля:

  1.  Контактная.
  2.  Бесконтактная.
  3.  Электронная.

Рознятся они в соответствии со способом управления, характеризуются своими особенностями, плюсами и минусами. Поговорим о каждой более детально.

Контактная система

Система зажигания

Эту систему зажигания также называют контактно-транзисторной. Ее изобрели первой, сегодня такая схема системы зажигания считается устаревшей и практически не используется. Высокое напряжение в подобных конструкциях образуется в катушке, а на свечи оно передается по старинке – механически, то есть путем смыкания и размыкания контактов.

В состав узлов подобного типа входит регулятор опережения зажигания, выполненный в виде грузиков, оказывающих воздействие на пластину, которая, в свою очередь, контактирует с механизмом прерывателя. Важное значение для работы системы имеет угол опережения зажигания – такое положение коленчатого вала, при котором на свечи подается высокое напряжение.

Зажигание наступает до того, как поршень достигнет своей предельной мертвой точки, благодаря чему топливно-воздушная смесь будет сгорать полностью, с максимальной эффективностью.

Когда контакты замыкаются, на первичную обмотку катушки поступает низкое напряжение. Там энергия аккумулируется, и после размыкания контактов на вторичной обмотке формируется уже высокое напряжение. Только потом энергия подается на распределитель и на конкретную свечу зажигания.

Контактно-транзисторная

Контактно-транзисторная

Это следующее поколение системы зажигания двигателя, характеризующееся наличием в конструкции первичной цепи катушки коммутатора, необходимого для снижения силы тока в обмотке. Содержит элементы контактной и бесконтактной систем.

Особенности:

  •  Продолжительный срок службы контактов и всего узла в целом.
  •  Увеличенная длина искры, что положительно сказывается на площади контакта с ТВС и обеспечивает ее полное сгорание.
  •  Воздействие прерывателя напрямую на коммутатор.

Когда ключ проворачивается в замке зажигания, через транзистор проходят токи управления и токи первичной обмотки, являющиеся основными.

После размыкания контактов ток с цепи управления пропадает, происходит запирание транзистора, благодаря чему исключается вероятность протекания тока первичной обмотки. Именно в этот момент на вторичной обмотке образуется высокое напряжение.

Бесконтактная

Бесконтактная

Бесконтактная система зажигания – следующий этап эволюции узла, ставшего темой нашей сегодняшней беседы. Второе название – транзисторная. Функции прерывателя в подобных системах выполняет датчик импульсов, который позволил обойтись без контактов прерывателя и тем самым продлить срок эксплуатации всей системы в целом. Датчик отвечает за образование импульсов низкого напряжения. 

В современном автомобилестроении с указанной целью могут использоваться устройства одного из трех типов – датчик Холла, индуктивный и оптический. Каждый из них внедряется в конструкцию распределителя и посылает сигналы на транзисторный коммутатор, который служит для прерывания тока на первичной обмотке катушки.

Работа датчика зависит от вращения коленчатого вала. Когда коленвал вращается, импульсы напряжения от датчика поступают на коммутатор, который образовывает импульсы на обмотке низкого напряжения.

Если подача тока останавливается, на вторичной обмотке появляется высокое напряжение, поступающее на распределитель, а уже оттуда – на конкретную свечу зажигания. Регулировка угла опережения осуществляется регулятором – центробежным либо вакуумным.

Электронная и микропроцессорная системы

Электронная система зажигания – последнее изобретение в данной отрасли. Основное ее отличие от узлов, описанных выше, кроется в отсутствии механических контактов. По этой причине далекие от технических премудростей люди нередко путают такую систему с классической бесконтактной, но на самом деле между ними существуют серьезные различия.

Электронная и микропроцессорная

Электрозажигание представляет собой элемент системы управления силовой установкой.

Существует два типа таких узлов:

  1.  Прямого зажигания - высокое напряжение напрямую поступает к электродам.
  2.  С распределителем, когда схема включает механическое устройство, которое подает высокое напряжение на нужную свечу.

Кроме ключевых элементов в состав подобных систем входят и другие детали:

  •  Входные датчики, мониторящие работу двигателя и передающие полученные сведения на блок управления.
  •  Собственно блок управления, который отвечает за анализ сигналов, полученных от датчика, и за передачу на воспламенитель команды, обязательной к выполнению   в конкретный момент времени.
  •  Воспламенитель, именуемый также исполнительным устройством. Это не что иное, как транзисторная плата, которая обеспечивает подачу напряжения на первичную   обмотку, а в закрытом режиме отсекает его и формирует напряжение уже на вторичной обмотке.

В качестве оснастки для таких систем могут использоваться либо общие, либо индивидуальные, либо сдвоенные катушки зажигания – все зависит от модели и характеристик транспортного средства. 

Свеча

Отдельным видом электронной схемы зажигания можно считать микропроцессорную, представляющую собой комплекс датчиков. Их сигналы поступают на электронный блок управления и обрабатываются там для определения оптимального режима под конкретный момент.

Конструкция сравнительно нова, она не получила пока столь широкого распространения, как перечисленные выше аналоги, однако обладает таким неоспоримым плюсом, как способность снизить расход топлива и улучшить динамические характеристики транспортного средства. 

Итог

Все системы зажигания, используемые для воспламенения ТВС, используются в той или иной машиностроительной отрасли в зависимости от характеристик, назначения и прочих особенностей конкретного механизма.

У каждого из них свои плюсы и минусы. Когда-то нужна сложная инновационная система, а в ряде случаев достаточно классической схемы, эффективность которой подтверждена десятилетиями безотказной эксплуатации.

Рейтинг: 13
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 1387
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 09-11-2022 / Обновлено: 12-11-2022
Поиск запроса "система зажигания двигателя внутреннего сгорания" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Михаил Тверь 09.11.2022

С интересом прочитал об микропроцессорной и электронной системах зажиганий. Пока с такими, на практике, не сталкивался, очень интересно увидеть их работу в действии. Думаю, что за новинками будущее, тем более что они способны снизить расход топлива, улучшить динамику движения.

1
2
Ответить
Татьяна 10.11.2022

Было бы отлично, чтобы в технике больше внедряли электронную систему зажигания, руководимую интеллектуальным процессором, это привело бы не только к большой экономии топлива, а также улучшению динамических характеристик, но и снизило число поломок техники.

0
0
Ответить
Вадим Томск 13.11.2023

В первых двух системах, наверное, любой водила сможет найти причину неполадок с зажиганием. С электронной всё сложнее, если зажигание начнёт барахлить где-то на трассе, то самостоятельно уже вряд ли справишься. Там всё на ЭБУ сходится, и без диагностики уже не разобраться. Вот и думай, какая система лучше.)

0
1
Ответить
Авирмэд 19.11.2024

Статья очень подробно разобрала системы зажигания, что, на мой взгляд, делает её отличным источником информации для начинающих автолюбителей. Я вспомнил, как в свое время разбирался с контактной системой на стареньком автомобиле, и это было настоящее испытание. Современные бесконтактные и электронные системы кажутся настоящим чудом техники по сравнению с тем, что было раньше. Прогресс в этой области напоминает мне переход от кнопочных телефонов к смартфонам. Важно, что в статье уделено внимание каждому типу системы, включая контактно-транзисторные и микропроцессорные. Последние, конечно, наиболее сложные, но и самые эффективные. Понравилось, что автор не ограничился только техническими деталями, а упомянул и об их влиянии на такие аспекты, как расход топлива и безопасность движения. Это наглядно демонстрирует, что даже такие, казалось бы, технические элементы имеют огромное значение в повседневной эксплуатации автомобиля. Если бы мне нужно было выбрать систему для своего автомобиля, я, наверное, остановился бы на бесконтактной или электронной, потому что они показывают отличные результаты в плане надежности и долговечности. Конечно, каждая система имеет свои плюсы и минусы, и выбор зависит от многих факторов. В целом, статья очень полезна для тех, кто хочет понять, как работает система зажигания и как она может повлиять на работу автомобиля. Надеюсь, что в будущем будут опубликованы подобные материалы, которые помогут углубить знания в этой области.

0
0
Ответить
Януарий 20.11.2024

Интересно было узнать о микропроцессорных системах зажигания. Они действительно могут существенно снизить расход топлива и улучшить динамику авто. Это напоминает, как внедрение новых технологий в электронике позволило улучшить производительность устройств, но не всегда такие инновации быстро приживаются.

0
0
Ответить
Орест 21.11.2024

Мне кажется, что контактные системы зажигания уже свое отжили. Хотя они были первыми, современные бесконтактные и электронные системы намного надежнее и практичнее. Как говорится, прогресс не стоит на месте, и это хорошо заметно в автоиндустрии.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: