Рессорная подвеска грузового автомобиля
Рессорная подвеска— механическая конструкция, построенная на базе узких металлических полос разной или одинаковой толщины, соединенных между собой с помощью специальных креплений. Устанавливается, как правило, на грузовых автомобилях, спецтехнике и большегрузных авто. Отличается плавностью движения, легкостью преодоления сложных участков, меньшей нагрузкой на трансмиссию и солидной грузоподъемностью.
Оглавление
Ниже в статье рассмотрим, в чем особенности рессорной подвески, как она работает, и какие виды бывают. Отдельно разберемся с плюсами и минусами конструкции в сравнении с более современными версиями подвески.
Механическая и пневматическая подвеска
По принципу действия подвески делятся на две категории: механические и пневматические. К первой группе относятся простые конструкции, изготовленные с применением пластиковых / металлических элементов. Они амортизируют и тем самым обеспечивают плавность движения транспортного средства.
ВажноГлавным представителем механической системы является рессорная подвеска. Она востребована, благодаря конструктивной простоте, компактности, способности гасить колебания подвески, легкости и небольшим расходам на изготовление.
Более современным решением является пневматическая подвеска, которая работает на сжатом воздухе. В ее основе лежат пневматические баллоны, обеспечивающие изменение давления воздуха в системе с учетом дорожных условий. Они играют роль амортизатора, смягчающего нагрузку и уменьшающие колебания. При этом в новых пневматических подвесках давление может меняться для каждого баллона отдельно.
Популярность пневмоподвески обусловлена небольшим весом, возможностью изменения клиренса, его поддерживанием на определенном уровне (при большой нагрузке), а также компактностью. К слабым местам относится конструктивная сложность, высокая цена и повышенные расходы на обслуживание.
Механические подвески, как правило, применяются на коммерческой технике и грузовиках. Это обусловлено легкостью ремонта и низкой ценой. Что касается пневматической конструкции, она устанавливается почти на всех современных машинах, начиная с легковых авто, заканчивая тяжелым грузовым транспортом.
Назначение рессорной подвески, три базовых элемента
Важность рессорной подвески грузового автомобиля сложно переоценить, ведь в ее функции входит решение ряда ключевых задач:
- обеспечение комфорта движения;
- создание упругой «прослойки» между колесами и кузовной части;
- гашение колебаний при движении по плохим дорогам;
- контроль проходимости транспортного средства;
- обеспечение устойчивости при маневрах и т. д.
Конструктивно рессорные подвески состоят из трех главных элементов:
- Гасящий. Используется для смягчения удара при проезде ям или иных неровных участков. В этом качестве, как правило, применяются амортизаторы.
- Упругий. Сюда входят сами пластины, соединенные другу с другом с помощью специальных зажимов, а также стабилизаторы поперечной устойчивости. Обеспечивают подпружиненность кузовной части и поддерживают безопасные углы наклона на виражах.
- Рычаги. Используются для объединения кузова и колес. Обеспечивают движение упругой части.
Рессоры - элементы механической подвески
К наиболее важным узлам рассматриваемой конструкции стоит отнести рессоры. Конструктивно они выглядят как несколько продольных листов, объединенных друг с другом и обеспечивающих упругость. От их качества зависит эффективность работы подвески грузового автомобиля, а в случае повреждения придется тратить средства на ремонт. Вот почему к выбору таких механизмов нужно подходить со всей ответственностью.
В задачи листовой рессоры входит:
- принятие на себя динамических воздействий;
- обеспечение плавности хода и устойчивости;
- предотвращение наклона кузова выше допустимой нормы (особенно актуально при загрузке);
- поддержание необходимой высоты автомобиля;
- устранение инерционных колебаний при резком наборе / снижении скорости.
От правильности выбора и исправности узла зависит срок службы подвески и эффективность остальных ее элементов. В РФ при ее созданииучитываются требования ГОСТ Р 51585-2000, а сама деталь состоит из листов разной длины. Толщина пластин может отличаться и иметь от 0,7 до 4 см. Наиболее длинный коренной лист рессоры крепится к рамной части грузовика кронштейнами, а остальные фиксируются между собой с помощью стяжек. В центральной части элементы скреплены с помощью болта.
При изготовлении используется специальное оборудование, а готовое изделие тестируется с учетом повышенных нагрузок. Как правило, проводится проверка на трения по краям, устойчивость на изгиб, качество покрытия / соединения и т. д. Для продления ресурса каждый лист проходит специальную обработку, защищающую металлические элементы от коррозии и химических реагентов.
Вне зависимости от типа рессор (будут рассмотрены ниже) все они работают по одному принципу:
- Грузовик въезжает на неровный участок.
- Первый лист принимает на себя давление и сгибается.
- При достижении определенной нагрузки гнется следующий лист и т. д.
- После проезда препятствия листы возвращаются на первоначальное место.
Как результат, кузов принимает не больше 10%от общей нагрузки, а остальное берут на себя листы рессор.
Для получения такого результата не нужно ничего делать, ведь эффект происходит автоматически. При высоком качестве изделия грузовик работает без больших кренов, а сама подвеска соответствует требованиям жесткости, упругости и прочим факторам.
Виды листовых рессор
Условно рессоры бывают трех видов:
- Листовые. Наиболее популярный вариант, который используется в грузовых и внедорожных автомобилях, а также фургонах. Предусматривает соединение нескольких листов разной длины и идентичной ширины между собой с последующим креплением с помощью болта и хомутов. На одной или обеих сторонах предусмотрено отверстие для соединения с другими элементами. Для гашения колебаний, возникающих между пластинами, применяется резиновый / пластиковый демпфер. По краям используются подушки рессор для смягчения ударов.
- Параболические. Представляют собой соединение нескольких листов, имеющих большую толщину в центральной части и меньшую к краям. Как результат, повышается прочность бездополнительных затрат на материал. Между элементами имеется зазор, обеспечивающий необходимую степень упругости и амортизации. Кроме того, он позволяет окрашивать устройство, проводить антикоррозионную обработку и тем самым продлить срок службы.
- Композитные. Имеют пластиковую основу, укрепленные стекловолоконным материалом, обеспечивающие оптимальный параметр удлинения на разрыв и поглощения энергии. Такая конструкция выделяется меньшим весом, большим сроком службы и защитой от коррозии. При изготовлении композит пропитывается, а ультратонкое стекловолокно наносится каскадом и создает плотную пленку. На завершающем этапе конструкция проходит обработку высокой температурой, что обеспечивает необходимую термостойкость.
Кроме того, рессорные подвески условно делятся на три вида по количеству листов:
- 1-листовые — имеют только один лист, поэтому применяются в легковых авто;
- многолистовые — количество листов от 12 и больше;
- малолистовые — имеют от 2-х до 5-ти листов, отличаются универсальностью, используются на грузовиках.
Достоинства и недостатки рессорной подвески
Популярность рессорной подвески автомобиля обусловлена следующими преимуществами:
- доступная цена;
- реагирование на вертикальные и боковые нагрузки;
- возможность отказа от сложных элементов, которые повышают стоимость устройства;
- простота ремонта;
- высокая устойчивость при совершении маневров;
- неприхотливость к качеству дорог;
- выдерживание больших нагрузок во время грузоперевозок;
- равномерное распределение веса.
Наряду с преимуществами можно выделить и ряд минусов:
- небольшой срок службы;
- появление посторонних звуков через некоторое время эксплуатации;
- дорогое обслуживание;
- жесткость (для коротких рессор);
- риск повреждения при резком торможении или ускорении;
- необходимость периодической смазки и замены резинок.
Заключение
Несмотря на ряд недостатков, рессорная подвеска востребована при изготовлении грузовиков и другого тяжелого транспорта. Выбор в ее пользу упрощает и удешевляет производство.
Имеющиеся характеристики позволяют рассчитывать на плавность движения, небольшую нагрузку на трансмиссию, гашение колебаний и достаточный уровень комфорта в целом. В легковых машинах такой тип подвески почти не встречается, а предпочтение отдается пневматическим устройствам.
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Обзор на грузовой автомобиль КамАЗ-5511
- Зависимая и независимая подвеска грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль ГАЗ-51
- Востребованные модели Камаз: 53212 и 5460
- Грузовой Мерседес Бенц Спринтер 2
За видео респект вам. Как раз искал подробный разбор для себя по этой тематике. Спасибо за информацию!
А ничего, что у разных автомобилей по разному разбирается и собирается рессорная подвеска? У некоторых машин ее можно отремонтировать не снимая, у других нужно половину автомобиля разобрать.
У автомобиля рессора стоит видимо от завода. Интересно что у некоторых автомобилей разные системы сдавливания автомобиля по его весом или же под весом пассажиров и груза. Если ты ремонтируешь рессору, то её придётся вообще только снять с болтов и направляющих.
Интересная статья, которая подчеркивает баланс между традицией и инновациями в автомобильной индустрии. Рессорная подвеска напоминает добрую старую классику, как виниловые пластинки среди цифровой музыки. Она берет корни из простоты и надежности, что делает её востребованной в тяжелой технике. Примечательно, что несмотря на развитие технологий, рессорная подвеска всё ещё удерживает позиции за счет своей простоты и экономической эффективности. Да, она может показаться устаревшей в сравнении с пневматической подвеской, в которой регулировка давления воздуха позволяет адаптироваться к дорожным условиям, как это делает адаптивный круиз-контроль в современных легковых авто. Тем не менее, рессоры выигрывают в плане легкости ремонта и низкой стоимости, что важно для коммерческой техники, где каждый час простоя может стать значительной финансовой потерей. Пневмоподвеска, конечно, предлагает более высокий уровень комфорта и гибкости, но её сложность и стоимость обслуживания могут отпугнуть многих владельцев грузовиков. В итоге, выбор между этими двумя технологиями зависит от конкретных потребностей и условий эксплуатации. Для тех, кто ценит проверенные временем решения и не боится немного пожертвовать комфортом ради надежности и доступности, рессорная подвеска остаётся привлекательным выбором.
Статья напомнила мне, почему рессорная подвеска всё ещё так популярна. Это как сравнивать обычный велосипед с электровелосипедом: первый проще и дешевле, второй – удобнее, но сложнее и дороже в обслуживании. Рессорная подвеска – это выбор тех, кто ценит надёжность и экономичность.
Рессорная подвеска в грузовиках – это как старый добрый механический тип пишущей машинки: безотказная и простая в эксплуатации. Да, есть недостатки, как жесткость и необходимость регулярной смазки, но это меркнет на фоне её стоимости и простоты ремонта.