Российский рынок автокранов
Хотя сегодняшнюю ситуацию в России нельзя назвать строительным бумом, спрос на строительную технику остается устойчивым. А по отдельным типам машин объемы продаж с каждым годом растут, и в полной мере это относится к автокранам. Этот вид подъемной техники – едва ли не единственная категория, где отечественные производители успешно конкурируют с иностранными компаниями. И не потому, что российские машины дешевле. Современные отечественные автокраны по характеристикам и по качеству не уступают зарубежным аналогам, а на некоторых моделях реализованы оригинальные технические решения, на которые получены патенты.
Такие разные автокраны
По данным разных аналитических агентств, от 80 до 95% продаваемых в РФ новых автокранов сделаны на российских предприятиях. Такой разброс в статистике объясняется очень просто: в категорию «автокраны» в ряде случаев попадают краны на пневмоколесном ходу. Хотя конструктивно автокран и кран на пневмоколесном ходу отличаются друг от друга весьма ощутимо.
Ходовая часть у первых – шасси обычного грузового автомобиля. Опорный контур крановой установки с выдвижными опорами монтируется сверху на раму базового шасси. Преимущества такой схемы – снижение производственных затрат и упрощение технического обслуживания. Стоимость шасси за счет массового производства относительно невелика, обслуживание ходовой части можно провести в любом «грузовом» сервисном центре, запасные части можно найти без проблем.
Недостатки у такой схемы тоже есть. Грузоподъемность (г/п) автокранов имеет предел в районе 35 т. Дальше начинаются проблемы с осевыми нагрузками и габаритными размерами. Чем тяжелее груз и чем больше высота подъема, тем массивней крановая установка. Чем больше масса крана, тем больше осевые нагрузки и габариты. К нулю сводятся главные преимущества автокрана – свободное передвижение по дорогам общего пользования и быстрая переброска с объекта на объект.
Если проблема осевых нагрузок решается увеличением числа осей, то габариты при этом все равно остаются за рамками допустимых значений. Частичная разборка с перевозкой опор и противовесов на отдельной машине или прицепе далеко не лучший вариант. Краны-такси, появившиеся не так давно на рынке, позволили увеличить г/п до 45–50 т без снижения мобильности, но похоже, что для автокранов это предел.
Смысл крана-такси в том, что, как и обычный автомобиль-такси, он может ездить по любым дорогам и всегда готов к работе. Он обладает высокой маневренностью и компактностью для движения в городе и для работы в условиях плотной застройки. В то же время увеличенная грузоподъемность позволяет эффективно использовать его и на крупных строительных объектах. Все эти качества дают владельцу возможность максимально загрузить машину работой, сведя к минимуму простои.
У пневмоколесных кранов, в отличие от автомобильных, опорный контур и рама ходовой части представляют собой одно целое. Изначально они спроектированы для использования машины, как базы для крановой установки. Кабина шасси максимально сдвинута вперед и вниз, двигатель и коробка передач установлены за ней. Благодаря этому поворотная платформа с крановой стрелой находятся гораздо ниже, чем у автокрана, как следствие пневмоколесные краны более устойчивы за счет снижения центра тяжести.
Многоосная ходовая часть дает возможность смонтировать мощную крановую установку с многосекционной стрелой и высокой грузоподъемностью. Пять и более выдвижных секций стрелы, г/п от 60 до 1200 т, от 4 до 12 осей со специальными шинами в ходовой части. В сравнении с 40-тонным автокраном пневмоколесный может иметь более длинную стрелу. В транспортные габариты он все равно не вписывается, а значит, и секции можно сделать побольше.
Российские производители и ближнее зарубежье
Как было отмечено, отечественные заводы не выпускают специальные шасси для кранов высокой грузоподъемности. Была попытка у КАМАЗА сделать пятиосную ходовую на базе своего грузовика для 70-тонника, но дальше эксперимента дело не пошло. «Брянский автозавод», войдя в концерн «Алмаз-Антей», вплотную занялся оборонкой и тему крановых шасси закрыл.
«Минский завод колесных тягачей» (он же МЗКТ, он же «Волат») быстро оценил конъюнктуру и уже предлагает крановые шасси собственной разработки и для «стотонников», и для кранов-такси. Опыта белорусам не занимать, поэтому не исключено, что российские крановщики в скором будущем полностью откажутся от европейских шасси.
Сегодня на российском рынке автокранов работают пять предприятий: «Галичский», «Клинцовский» и Камышинский автокрановые заводы (входят в концерн «Кудесник»), «Челябинский механический завод» и «Ивановский машиностроительный завод «АВТОКРАН». Хотя 10–15 лет назад выпуском автокранов в России занималось намного больше заводов.
Новые технологии и преимущества российских автокранов
Одно из преимуществ отечественных краностроителей – они предлагают машины, созданные с учетом российской специфики. У каждого производителя в линейке обязательно есть автокраны г/п 16–25 т на шасси грузовиков повышенной проходимости. Там, где кончается асфальт, такая техника незаменима. Автокраны успешно осваивают смежные профессии: они могут комплектоваться сменными рабочими платформами, установками для завинчивания свай, буровыми навесками.
С появлением на рынке «Урал-NEXT» с двухрядной кабиной Челябинский механический завод представил на его базе 25-тонный кран со сменной рабочей платформой. Кран, подъемник и кабина для рабочей бригады в совокупности с полноприводным шасси - находка для малонаселенных районов с бездорожьем. ЧМЗ также разработал и выпускает крановые установки грузоподъемностью 16 и 25 т на газомоторных шасси. Аналогов 25-тонных кранов с длиной стрелы 28,1 м сейчас на рынке нет.
Овоидными стрелами сейчас никого не удивишь. Все отечественные заводы уже обзавелись оборудованием для их производства. Но оказывается, для сверхмощных кранов овоидный профиль не самое лучшее решение. Во всяком случае, «Галичский завод» освоил выпуск целого семейства стрел округлого сечения для кранов г/п от 100 до 25 т – «овоид» и вариант, получивший название «овалоид». На профиль «овалоид» предприятие получило патент.
Стоит упомянуть, что 100-тонный кран с такой стрелой на шасси МЗКТ уже можно заказать и купить. Завод разработал отдельную линейку кранов с 5-секционными стрелами длиной от 40 м и более, причем на отечественных шасси. Таких машин с 5-секционной стрелой больше ни одно предприятие в России не производит. В составе линейки присутствует 70-тонный кран на шасси МЗКТ, который уже пользуется спросом на рынке.
Учитывая постоянное инвестирование средств отечественных краностроителей и в новые разработки, и в обновление производственных мощностей, можно с уверенностью сказать, что отечественные автокраны в ближайшее время сохранят лидирующие позиции по продажам на российском рынке. А возможно, что и в сегменте пневмоколесных кранов большой грузоподъемности им удастся расширить свои рыночные доли.
В статье использованы материалы сайта «Основные средства».
- Обкатка новой шипованный резины
- Поднимутся ли цены на бензин к Новому году?
- Новый дизайн
- Время пришло менять АКБ, что нового в не дорогом сегменте?
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Российский рынок автокранов
- Краноманипуляторные установки на российском рынке
- Автокран Камаз «Галичанин» КС-55721-1В серии «ПИОНЕР»: обзор и новые технологии
- Китайские производители спецтехники
- Прорыв в отечественном краностроении
Радует, что техническими тонкостями решают такие задачи как увеличение грузоподъемности, не влияя на общую мобильность автокранов. Они всегда будут востребованы повсеместно, т.к. самодостаточнее других платформ.
Конечно радует, что наши российские производители не уступают в конкуренции производства автокранов от иностранных производителей, но также стоит увеличить производство других видов подъемной техники.
Статья написана в 2019 году - на тот момент, честно говоря, было все печально у российских производителей. Спецтехника оставляла желать лучшего. Надеюсь, сейчас, и в последующие годы они будут все совершенствовать. По крайней мере, обстоятельства вынуждают эволюционировать.