Рынок автомобильных грузоперевозок: прогнозы экспертов
Рост цен после новогодних праздников – явление сезонное и знакомо не только логистам. Впрочем, 2019 год станет для перевозчиков особенно затратным. Впрочем, на рынок грузовых автоперевозок влияет и непростая экономическая ситуация. Поводов для оптимизма немного, а негатива в прогнозах экспертов – больше, чем хотелось бы. К чему готовятся перевозчики и чего ждать от наступившего года?
Факторы, влияющие на рынок
Сфера грузоперевозок - одна из важнейших составляющих российской экономики. Эта сфера чутко реагирует на события, происходящие внутри страны и за ее пределами. Падение темпов экономического роста и снижение платежеспособности населения в первую очередь сказываются на грузопотоках всех отраслей экономики. Волатильность курса национальной валюты, отношения между государствами оказывают влияние на международную торговлю. Транспортные компании строят планы развития на основе экономической ситуации внутри страны, так как инвестиции в автотранспорт носят длительный характер.
Ситуация на рынке грузоперевозок предвосхищает и опережает динамику роста промышленности и валового внутреннего продукта на год-полтора.
Аналитики Intertransavto (ITA) фиксируют снижение темпов роста рынка новых грузовых авто. Несмотря на это, объемы закупок новой техники за десять месяцев прошлого года опережают аналогичные показатели 2017 года на 6%. Однако помесячный темп прироста рынка новой техники к октябрю 2018 года достиг 6%, а в 2017 году он был на уровне 10%. По большому счету рынок грузовой техники - рынок ожиданий. Если в первом квартале прошлого года информационный фон политических и экономических событий был стабилен и курс доллара США находился на отметке 56-57 рублей за единицу валюты, то со второго квартала, когда волатильность рубля и антироссийская риторика заметно усилились, компании начали пересматривать свои планы по закупке техники.
Последствия санкций
Рынок международных грузоперевозок обладает всеми признаками идеальной конкуренции. Однако при нынешних объемах перевозок ни одна из представленных на рынке транспортных компаний не способна оказать на него существенного влияния. Более того, вместо конкуренции на рынке в классическом ее понимании можно отметить слаженную работу транспортного бизнеса над запросами клиентов. Сейчас на европейском направлении работает порядка 16 000 компаний, из которых примерно 9000 – это небольшие компании, оперирующие автопарком до 20-30 машин. По данным ITA, в среднем на одну компанию приходится примерно 5,4 перевозки в месяц, а число фирм, осуществляющих более 6 перевозок в месяц, не превышает 50% от общего числа.
С момента введения Евросоюзом экономических санкций в отношении России, исходя из данных Европейского агентства по статистике, импорт в Россию сократился на 30%, а экспорт несколько подрос. Основной удар пришелся на грузы, относящиеся к продуктам питания - фрукты, овощи, молочная продукция. Объемы перевозок фруктов автотранспортом снизились в 36 раз, овощей - в 16 раз, поставки молочной продукции - в 10 раз, а поставки мяса практически полностью прекратились. Суммарно из-за прекращения поставок этих товаров ежеквартальное сокращение грузопотока составило примерно 1 млн тонн. По всем остальным товарным группам падение грузопотоков было не столь критичным.
В сфере международных перевозок не все так однозначно, однако именно трансграничные доставки являются более выгодными для российских перевозчиков. Основной удар в «санкционной войне» пришелся на компании, занимающиеся рефрижераторными перевозками. Но, несмотря на столь значительное падение грузопотока между Европой и Россией, на рынке не было информации о банкротстве крупных компаний, специализирующихся на перевозке грузов с поддержанием температурного режима. Многим удалось подстроиться под изменившиеся грузопотоки за счет переориентации с европейского направления на Азиатский регион. А это направления с более низкими требованиями к техническому состоянию и экологическому уровню автотранспорта.
По оценкам экспертов, на перевозках в направлении ЕС - РФ сейчас задействовано примерно 60 000 машин, из которых 35 000 зарегистрированы в России.
Если посмотреть на статистику в контексте грузооборота, то на отечественные компании приходится примерно 47% от всего потока. Это подтверждает высокую концентрацию перевозчиков на внутрироссийских направлениях. О какой-либо обостренной конкуренции на рынке международных перевозок говорить не приходится. По итогам третьего квартала 2018 года на ТОП-5 перевозчиков (Girteka, «Дженти - Спедишн», APS, Vlantana, R Group), с совокупным автопарком, задействованным на российском направлении, более чем в 3000 авто приходится всего 5% от всех перевозок.
Что ожидать грузоперевозчикам
Самые главные перемены, которые окажут существенное влияние на рынок автомобильных грузоперевозок, связаны с ростом налогов, сборов и цен на топливо и другие расходные материалы.
Тариф «Платона» проиндексируют. Правительство планировало проиндексировать тариф системы «Платон» в июле 2018 года, однако Минтранс отложил ее. Контроль за нарушителями был передан Ространснадзору. С августа по октябрь «Платон» ежемесячно ставил рекорды по количеству зарегистрировавшихся перевозчиков: ездить без бортового устройства стало невыгодно. Ожидается, что индексация произойдет 1 июля 2019 года.
НДС поднимут до 20%. Повышение НДС до 20% было анонсировано в июне прошлого года. При этом льготы по социально значимым товарам и услугам должны быть сохранены. Однако седельные тягачи, полуприцепы, запчасти для грузовиков и горюче-смазочные материалы к таковым не относятся, поэтому перевозчикам стоит подготовиться к росту цен практически на все, что необходимо для их работы.
Цены на топливо вырастут. Первым ударом по ценам на топливо станет повышение НДС. Вторым – увеличение акциза в 1,5 раза. Эксперты прогнозируют рост цен не только на бензин и «дизель», но и на газомоторное топливо. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что цены на эти виды топлива будут расти пропорционально: такая тенденция, по словам эксперта, наблюдается в западных странах.
Весовой контроль ужесточат. Пока судьба федеральной автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) не решена. Недавно стало известно, что пилотная зона АСВГК может быть запущена в третьем квартале текущего года. Предполагается, что пилотный проект будет действовать 3 месяца. И хотя никакой конкретики пока нет, уже сейчас понятно, что в обозримом будущем контроль за весом грузовиков будет усилен.
Налоговые льготы могут отменить. Пользователи системы «Платон» имеют право вычесть из транспортного налога сумму, потраченную на проезд по федеральным трассам. Это налоговое послабление действовало до 31 декабря. В 2019 году вычесть сумму, уплаченную за «Платон», из транспортного налога будет нельзя – если, конечно, правительство в ближайшие дни не продлит срок действия льготы.
Все эти факторы повлияют на тарифы грузоперевозчиков. Скорее всего, те, кто работает по долгосрочным контрактам, будут договариваться с заказчиками, чтобы они учли сложившуюся ситуацию. Кто работает на краткосрочном рынке, будут повышать цены.
В статье использованы данные агентства Intertransavto и материалы сайта АвтоТрансИнфо.
- Вопрос к предпринимателям в сфере грузоперевозок
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Анализ рынка перевозки грузов
- Как правильно начинать деятельность грузоперевозок?
- Где найти диспетчера для грузоперевозок по Москве и области???
- Международная ассоциация воздушного транспорта бьёт тревогу - рынок авиаперевозок сокращается
- В Латвии на рынке труда сложился дефицит водителей дальнего следования
- Современный рынок грузоперевозок: проблемы, ситуация, прогнозы
- Обзор рынка сборных грузов. Прогнозы экспертов
- Почему в уральском регионе идет снижение объема грузоперевозок?
Цены на топливо и горюче-смазочные материалы будут расти, а значит и тарифы на перевозки тоже. А если ещё и налоговые льготы отменят, то вместе с санкциями, которые всё равно влияют на рынок грузоперевозок следует ждать дальнейшего падения грузопотоков.
Из-за изнашиваемости перевозчикам приходится еще постоянно менять автопарк и покупать запчасти, цена на которые напрямую зависит от курса доллара. Так что, понижений цен в этой сфере быть никак не может на сегодня.
Ждать можно только 2 вещей : 1) удорожание цен на конечный продукт, все это ляжет на наши с вами плечи 2)Укрупнение рынка и поглощение маленьких фирм. В России тенденция к укруплению бизнеса и вхождению государства во все сферы, а это значит - рост цен, тк государство не лучший управляющий!
Цены всегда и на все растут. Тут ни куда от этого не убежать. Просто чаще всего в таких машинах используются импортные комплектующие, а сейчас как известно, тяжко с покупкой за границей. Санкции и т.д, поэтому то и вырастают цены на машины.
Понижений цен в этой сфере быть никак не может. Рост цен на топливо, санкции, рост курса доллара, удорожание запчастей не способствуют радужным ожиданиям.
Статья интересная, и, как человек, работающий в логистике, могу сказать, что многое из описанного вызывает беспокойство. Особенно удручает ситуация с повышением НДС и акцизов на топливо. Это действительно может серьёзно ударить по карману перевозчиков, особенно тех, кто работает на международных маршрутах. Помню, в 2014 году, когда санкции только начали вводить, многие компании просто не знали, куда двигаться дальше. Сейчас же, хотя рынок чуть адаптировался, новые изменения могут спровоцировать новую волну неопределённости. Что касается роста тарифов на «Платон», это тоже не добавляет оптимизма. Да, система имеет свои плюсы в плане контроля за дорогами, но для бизнеса это ещё одна финансовая нагрузка. Вспоминая опыт западных стран, где подобные системы уже давно внедрены, можно предположить, что адаптация к новым условиям может занять несколько лет. Компании будут вынуждены искать способы оптимизации, возможно, даже через внедрение новых технологий и решений. Но опять же, это требует инвестиций, а в нынешней экономической ситуации не все готовы и могут себе это позволить. В общем, статья затрагивает очень актуальные темы, и, думаю, многим, кто связан с этой отраслью, будет интересно её прочитать и обсудить.
Интересный обзор текущей ситуации на рынке. Мне кажется, что компаниям всё-таки придётся серьёзно пересмотреть свои стратегии, особенно в части закупки новой техники и оптимизации маршрутов. Без этого сложно будет выжить при таких условиях. Надеюсь, что рынок сможет адаптироваться и найти новые точки роста, как это уже бывало ранее.
Кажется, каждый год одно и то же: цены растут, налоги увеличиваются. Но именно сейчас, с учётом всех санкционных «новшеств», ситуация становится ещё сложнее. Особенно пугают новые акцизы и рост НДС. Это ведь не только логистика, это вся экономика страдает. Напоминает мне 2015 год, но тогда было чуть проще адаптироваться.