Рынок топливного суррогата
Неучтённое налоговыми органами топливо называют контрафактым. Оно не проходит официальную экспертизу. Поэтому его качество, указанное в сопроводительных документах, вызывает сомнение. Суррогат – это топливо, без сомнения, низкого качества. Поэтому и контрафакт, и суррогат, реализуемый на российских автозаправочных станциях, не отвечают интересам потребителей. На Национальном нефтегазовом форуме глава группы компаний PH Retail & HoReCa заявил, что объём контрафактной продукции на рынке моторного топлива превысил порог в 60%. Каждая восьмая АЗС торгует суррогатным топливом.
Процесс получения дешёвого топлива
Дешёвое топливо поступает с частных НПХ – нефтеперерабатывающих предприятий. Ширмой для производства контрафактного топлива служат документы на разрешённую деятельность по переработке нефтепродуктов в растворитель, предназначенный для лакокрасочной и резинотехнической промышленности. Продукция не облагается акцизами, а, следовательно, стоит гораздо дешевле. Если сырьём служит нелегально добытая нефть, то подобного предприятия исчисляется сотнями процентов.
Распространению контрафактного бензина, способствуют следующие обстоятельства:
- Законная реализация моторного топлива предполагает оплату многочисленных налогов, превышающая 60% от его розничной стоимости.
- Отсутствие единой системы контроля, которая охватывала бы всю цепочку производства бензина: от добычи нефти, до розничной реализации конечного продукта.
Добыча нефти для дешёвого топлива осуществляется в ряде республик РФ, где свою долю прибыли имеют родовые кланы, представители которых трудятся в полиции, в налоговой, в прокуратуре. Все сведения об объёме производства берутся из документов, представленных самим производителем. Подобная система имеет место и на НПЗ. Контрафактное топливо легче производить там же, где и легальный бензин. Процесс производства закамуфлирован под растворитель. Отпуск товара производится так же, под видом растворителя.
Но это на крупных НПЗ. Что касается мини-заводов, то они могут быть оформлены как предприятия, выпускающие битумные гидроизоляционные материалы, а по факту занимаются перегонкой сырой нефти для получения дешёвого топлива. Сырьём для подобной продукции служит судовое маловязкое топливо или топливный «первач». В качестве нефтеперегонных установок используется старое списанное оборудование, использование которого не позволяет произвести высококачественный продукт.
Мелкие производители – источник «заразы»
Далее суррогат поступает на независимые нефтебазы. Здесь трудятся химики. Используя специальные вещества-антидетонаторы, позволяющие искусственным путём повысить октановое число моторного топлива, конечный продукт приобретает товарный вид. Это одно из самых распространённых нарушений, которое позволяет менять характеристики топлива.
В розничной сети махинации жуликов продолжаются. Здесь запросто идут на подмену запрашиваемого топлива, когда покупатель оплачивает один продукт, а на деле получает более дешёвый и менее качественный аналог. Так, вместо Евро-5, вам могут продать топливо более низкого экологического класса. А вместо дизеля существует риск заправиться судовым топливом с повышенным объёмом серы.
Торгует ли «Роснефть» топливным суррогатом?
«Роснефть», «Лукойл», «Татнефть» и «Газпромнефть» - ведущие игроки на российском рынке АЗС. Реализация контрафакта во многом подрывает прибыль гигантов-монополистов. Их представители открыто обвиняют независимых поставщиков «дешёвого» топлива в преднамеренной фальсификации нефтепродуктов. С их подачи проводятся внезапные проверки, поддерживается активное сотрудничество с Росстандартом и прокуратурой.
Автозаправки на западе имеют право на установку 10-процентной надбавки на реализуемое топливо. Здесь значительную долю прибыли приносят нетопливные продажи, которые приносят до 70% дополнительно. Российские АЗС нередко рассчитывают лишь на 2-3 рубля с одного литра. Этого не хватает даже на содержание предприятия, выплату заработка сотрудникам и оплаты коммунальных услуг. Таким образом прибыльность розничных игроков остаётся под вопросом.
Как перекрыть незаконную реализацию «дешёвого топлива»
Продажа моторного топлива требует надёжного контроля, наладить который с учётом появления современных технологий, абсолютно не сложно. Фискальный контроль позволит более безболезненно, по сравнению с дополнительными налогами, наполнить бюджет дополнительно на сотни миллиардов рублей.
Главная причина присутствия на рынке суррогата продиктована рыночным механизмом, когда спрос определяет предложение. Безусловно, цена качественного топлива завышена за счёт многоэтапного налогового обложения. Уже никого не удивляет тот факт, что нефть дешевеет, а цена бензина продолжает неуклонно увеличиваться. Увеличение с 2019 года НДС только усугубит ситуацию. Поэтому требуется проявление твёрдой политической воли.
- Перевозка топлива
- Если увеличился расход топлива...
- Как зимой снизить расход топлива?
- Подорожание топлива на начало года
- Определение нормы расхода топлива дл автобусов модели Mercedes-Benz Intouro
- Новый калужский почти трактор
- Купить электромобиль в России сможет каждый
- Что будет с ценами на бензин?
- MAN TGL – «универсальный солдат»
- Качественный ремонт двигателя продлит жизнь грузовику
Ну да, государство наполняет бюджет не только за счёт экспорта нефти/топлива, но и за счёт громадных сборов для внутреннего рынка. От последнего и возникает большинство проблем для легального топливного бизнеса в РФ. Продажа контрофакта прекратится, только когда опасность такого рода деятельности станет несоизмерима выгоде.
Блин, да топливо - больная тема. Фишка: Россия продает топливо в Казахстан, и там его продают дешевле, чем оно стоит на нашей территории. Глупо же как-то.
Вообще то тут так сказать палка двух концов. Во первых в Казахстан никто ни чего не продаёт, у них своего хватает, во вторых дешёвая продукция буде портить и засорять автомобили. А в третьих вообще считаю что давным давно надо было государству все себе вернуть, тогда бы и народу проще и легче стало бы.
Интересно, как в статье раскрывается проблема контрафактного топлива. Важно отметить, что ситуация с суррогатами на российском рынке напоминает проблемы, которые мы видели в других странах, например, в некоторых странах Латинской Америки. Там тоже доля некачественного топлива была высокой, и это требовало значительных усилий для контроля качества. Указание на то, что каждая восьмая АЗС торгует суррогатом, вызывает настоящую тревогу. Особенно впечатляет масштаб проблемы, который, судя по статье, достиг уровня, угрожающего не только качеству, но и безопасности потребителей. Проблема, как указано, кроется в отсутствии единой системы контроля, что напоминает о необходимости внедрения более строгих регуляций, как это было сделано в некоторых европейских странах. Там внедрение цифровых систем отслеживания помогло сократить долю контрафакта на рынке. В России, как видно, ситуацию усугубляют сложные налоговые условия и коррупция среди представителей власти, что напоминает о необходимости реформирования системы контроля. Также важно отметить, что зависимость российских АЗС от прибылей от продажи топлива делает их уязвимыми к соблазну использовать более дешевые, но некачественные суррогаты. Это снова подчеркивает необходимость структурных изменений в отрасли, которые могли бы стабилизировать рынок топлива и обеспечить его устойчивое развитие. В конечном итоге, решением может стать комплексный подход, включающий как улучшение контроля качества, так и реформы в области налогообложения и борьбы с коррупцией.
Читая статью, понимаешь, что проблема контрафактного топлива намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Особенно беспокоит, что все это происходит под прикрытием легальных документов. Это требует кардинальных изменений в законодательстве.
Ситуация с контрафактным топливом, описанная в статье, напоминает проблемы, с которыми сталкиваются и в других странах. Например, в Индии также были случаи, когда низкокачественное топливо подрывает доверие потребителей. Нужно срочно что-то менять в системе контроля.