Старый добрый «Луноход»

автобус лиаз 677

Нет, наверное, в России и странах бывшего СССР таких людей, которым в 60-90 годах не приходилось ездить на автобусе ЛиАЗ-677. Он стал настоящим символом эпохи. Называли его по-разному: кто-то − «Луноходом», кто-то – «Божьей коровкой», а кто-то – «Скотовозом».

Последнее обидное прозвище приклеилось к автобусу, в том числе и потому, что в салоне было не так уж и много сидячих мест, из-за чего пассажирам приходилось ехать стоя, а иногда это было довольно проблематично, потому что утром, как правило, в салон набивалось по 80 человек, если не больше.

Серийно автобусы ЛиАЗ-677 выпускались с 1968 по 1994 гг. За это время на заводе в Ликино-Дулёво и на других предприятиях собрали порядка 200 тысяч «Луноходов», благодаря чему они заполонили дороги страны. Кроме этого, до 2000-го года, производилась мелкосерийная сборка ЛиАЗ-677 из неиспользованных запчастей, так что если вы увидите на дороге подобный автобус, то не думайте, что он очень старый, ему может быть всего 13 лет.

ЛиАЗ-677 вводился, прежде всего, для замены морально устаревшего к 60-м ЛиАЗа-158. И был призван стать обычным высокопольным автобусом городского класса, однако долгий период выпуска и эксплуатации сделали его частью того времени, и сейчас ни один фильм о последних десятилетиях Советского Союза не обходится без участия «Божьей коровки».

Во многих городах бывшего СССР существуют даже своеобразные фан-клубы ЛиАЗа-677. Энтузиасты выкупают автобусы у АТП и ремонтируют их за свой счёт, а после организовывают на них экскурсии. Именно так, прокатившись на родном «Луноходе», можно хоть на пять минут вернуться в детство и проехать от одной остановки до другой, слушая неповторимый звук, издаваемый двигателем ЛиАЗа.

Как ни странно, внутри ЛиАЗа зимой всегда было тепло и комфортно, хоть изоляция у автобуса была и несовершенной. Секрет был в том, что батареи в салоне работали на совесть и успешно не давали окнам «Луноходов» замерзать. Летом, конечно, приходилось открывать крышку капота, но такой вентиляции вполне хватало.

ЛиАЗы, однако, не умерли в 2000-м. На дорогах Волхова, Абакана, Мурманска, Новосибирска, Волгограда и сейчас можно встретить давно устаревшие, но такие родные «Божьи коровки».

Сейчас завод ЛиАЗ производит, в основном, низкопольные современные автобусы повышенной комфортности и большой вместимости, но такого шедевра, как 677-я модель, заводу пока создать не удаётся. Жаль, ведь нынешним детям будет нечего вспоминать.

Рейтинг: 4
Всего оценок: 2 Комментариев: 10 Просмотров: 1713
Автор статьи: / Дата публикации: 10-03-2014
Поиск запроса "автобус лиаз 677" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Олег Вел Иваново 11.03.2014

Как я хорошо помню эти автобусы, настоящая рабочая лошадка. Минусы были не только в количестве сидячих мест, но и в отоплении салона. Зимой в морозы было тоже самое, что и на улице.

0
0
Ответить
Татьяна Курск 11.03.2014

Я не помню, что бы этот автобус называли "Луноход". А вот "Божья коровка"- в моменты долгого ожидания и "Скотобаза"- в часы пик-это да.

0
0
Ответить
Павел соколов П. Бушуюха 11.03.2014

Да, я помню эти автобусы, меня всегда в них укачивало. Поэтому я всегда один сидел.

0
0
Ответить
Мария Ч. Тула 12.03.2014

В областных центрах таких автобусов, может, не осталось, а вот по райцентрам они до сих пор бегают. Вижу их периодически, когда в командировках бываю.

0
0
Ответить
Kakhi Воронеж 12.03.2014

Недавно такой видел. Не смотря на малое кол-во сидячих мест, внутри автобуса было просторнее. Помню когда был маленьким, становился сзади, потому что там автобус сильно раскачивался.

0
0
Ответить
Алексей1962 Батайск 12.03.2014

Да еще лет 10...12 назад в городе на маршрутах ходили. Знаковый автобус для автопрома СССР. Впервые серийно выпускался автобус с автоматической трансмиссией. Гидротрансформатор называлось устройство. Пацаном заглядывал на место шофёра и видел две педали вместо трех. И рычажок рядом с рулем. Мотор ЗиЛ-375 - 180 "лошадок". Трансмиссия много мощности забирала, автобус выше 40 ехать не хотел, а в горку еле полз. Задняя площадка только для стоящих пассажиров.

0
0
Ответить
Валера Москва 14.03.2014

Прекрасный был автобус :) И ломался редко, правда при поворотах его не плохо так наклоняло и у кого была морская болезнь, то им было не очень комфортно :)

0
0
Ответить
Шалом 11.12.2024

Мне кажется, что ЛиАЗ-677 стал не просто автобусом, а настоящим символом эпохи, как и многие другие транспортные средства той поры. Например, как ЗИЛ-130 стал символом грузовой техники, так и ЛиАЗ-677 ассоциируется с городскими перевозками. Прозвище «Луноход» очень точно отражает его внешний вид и, возможно, даже технологические амбиции того времени. Несмотря на множество недостатков, таких как ограниченное количество сидячих мест, что приводило к излишней загруженности, автобус был настоящей рабочей лошадкой. Если вспомнить, что в 80-е годы до 80 человек могли поместиться в салоне, это впечатляет для того времени. Конечно, по комфорту он не сравним с современными низкопольными автобусами, но его роль в истории городского транспорта неоспорима. Интересно, что до сих пор существуют фан-клубы и экскурсии на восстановленных моделях. Это очень напоминает увлечение ретро-автомобилями, только в масштабе городского транспорта. ЛиАЗ-677 — это настоящий культурный феномен, который напоминает нам о прошлых временах и о том, как изменились технологии и стандарты комфорта. А сравнивая его с современными моделями, понимаешь, насколько далеко шагнул автопром. Но, возможно, именно такие несовершенные и немного архаичные автобусы и делают наше прошлое таким тёплым и ностальгическим. Надеюсь, завод ЛиАЗ когда-нибудь создаст что-то столь же знаковое.

0
0
Ответить
Айварс 12.12.2024

Когда читаешь о ЛиАЗ-677, сразу вспоминаются поездки на дачу или в деревню на таких автобусах. Это как машина времени, которая возвращает в детство. Сейчас, несмотря на прогресс, таким автобусам удаётся сохранить свою уникальность и очарование прошлого. Они были не просто транспортом, а частью жизни каждого в те годы.

0
0
Ответить
Геннадий 13.12.2024

ЛиАЗ-677 — это как старый друг, которого давно не видел, но всё равно помнишь. Он был надёжным, несмотря на все свои недостатки. Вспоминается тот шумный двигатель и тёплый салон зимой. Это, наверное, и создавало особую атмосферу. В современном транспорте это чувство уже не поймать. Старый транспорт имел свою душу.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: