Тахограф - что это такое и нужен ли он на Камазе

Стандартами международных перевозок установлен ряд требований к владельцам грузового крупногабаритного транспорта, а также к тем, что осуществляет доставку пассажиров. В России придерживаются норм Европейского соглашения ECTP. Согласно ему, наличие тахографов на грузовом и пассажирском транспорте - обязательно условие для перевозок международного уровня. 

Что такое тахограф

тахометр

Говоря простым языком тахограф - электронное устройство, которое “следит” за соблюдением водителем скоростного режима, режима “труд-отдых”, чтобы в конечном итоге снизить вероятность возникновения опасных ситуаций на дорогах. Помимо перечисленных показателей тахограф фиксирует пробег транспортного средства, отслеживает маршрут.

Этот электронный спутник помогает водителю не только в дороге или при защите своих прав в трудовых спорах. С его помощью можно решать спорные моменты, если транспорт все же стал участником дорожно-транспортного происшествия. 

Принцип работы и устройство

Установка тахографа производится в салон машины. В зависимости от вида контрольного прибора его можно устанавливать:

  • в гнездо спидометра (круглые);
  • в отсек для автомагнитолы (формат радио).

Каждый тахограф имеет систему памяти. После того, как водитель заводить автомобиль, скоростной датчик передает соответствующий сигнал в карту памяти тахографа. После этого необходимо пройти идентификацию, для которой понадобится карта водителя, и прибор начнет работать. 
Его задача - регистрировать и записывать на встроенную память ряд показателей: параметры скорости, режим (труд/отдых), расстояние, маршрут движения. 

Тахограф

В каждом устройстве четыре функциональных режима:

  1. Рабочий. Он запускается сразу после того, как водитель идентифицирован с помощью своей смарт-карты. Этот режим отвечает за контроль графика - длительность труда и отдыха. Его задача также фиксировать события на дороге и поломки транспорта. 
  2. Контролер. Необходим при прохождении контрольных пунктов. Активируется отдельной картой проверяющего. 
  3. Предприятия. Этот режим включается после идентификации карты компании, которой принадлежит транспорт. В таком режиме можно получить любые сведения о работе водителей, состоянии транспортного средства и т.д.. 
  4. Мастерской. Для его активации нужна специальная карта. В таком режиме можно вносить в тахограф изменения, устанавливать или демонтировать его, ремонтировать и калибровать. 
Важно

Режим работы водителей строго регламентирован законодательством с учетом правил безопасности.

Человек, управляющий пассажирским или грузовым транспортом, не может находиться за рулем более девяти часов в сутки. За две недели водитель имеет право управлять машиной до 90 часов. Перерыв на отдых обязателен через каждые 4,5 часа. 

Карта тахографа

Тахограф

Современные системы контроля за грузовым и пассажирским транспортом оснащены персонализацией доступа. Получить доступ к тахографу, данным системы и настройкам можно только через электронную ключ-карту, которая называется картой тахографа. Для того, чтобы ее активировать, необходимо вставить карту в контрольный прибор. Внутри него размещены специальные чипы, которые и осуществляют идентификацию. Для четырех режимов функционирования тахографов разработаны четыре типа ключей: карта водителя, предприятия, контролера, мастерских. 

Карта тахографа для водителя персонализирована. Каждый электронный смарт-ключ выпускается для конкретного человека, в системе хранятся данные о том, кто может управлять машиной. Цель - точно узнать и сохранить данные о том, кто сидел за рулем в конкретный момент времени. Карта тахографа хранит целый ряд данных - о стиле управления автомобилем, соответствии условий эксплуатации нормам трудового законодательства, соблюдении установленного режима скорости движения,  длительности поездок по маршруту и других. Запрещено передавать карту в пользование третьим лицам или пользоваться просроченным смарт-ключом. Это влечет за собой штрафные санкции. Данные тахографа считаются официальными доказательствами и при необходимости могут быть использованы в судебных и иных разбирательствах и тяжбах. 

Срок действия карты тахографа - три года. После этого чип перестает функционировать, и ее следует перевыпустить. Если смарт--ключ был утерян или поврежден, а также при обнаружении сбоев в его работе, также требуется замена электронного идентификатора. При увольнении водителя, карта сдается в орган, который ее выпустил. Выгрузка данных с карт водителей производится каждый 28 дней.

Каждые три месяца “снимаются” данные с самого устройства. Компания, владеющая коммерческим транспортом, обязана хранить у себя информацию с тахографов не менее года. Эти сведения в любом момент могут быть запрошены контролирующими ведомствами.

На чьи автомобили ставится, а на чьи - нет

Устанавливать тахографы можно почти на любые транспортные средства. Разница лишь в том, что для некоторых видов машин наличие таких электронных помощников является обязательным, а для других - добровольным. 
Основной критерий - цель использования транспортного средства. Если автомобиль или автобус эксплуатируется для частных нужд, то в такой машине не обязательно нужен тахограф. Правила делают обязательной установку контрольного прибора на весь коммерческий транспорт. 

Тахограф
Итак, тахографы обязательны на:

  • грузовых машинах с массой более 3,5 тонн (категории 2,3);
  • автобусах, в том числе микро, в которых от восьми мест для пассажиров (категории М2,М3);
  • транспорте, который перевозит опасные грузы;
  • самосвалах;
  • кранах-манипуляторах.

Тахограф на КАМАЗ

По закону тахограф - устройство, обязательное для размещения на перечисленных выше видах транспорта в том случае, если они оформлены на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Однако, если речь идет про грузовой транспорт весом от 3,5 тонн, к которым относится и Камаз, а также про пассажирские автобусы, то устанавливать тахографы обязаны и их владельцы из числа физических лиц. В этом случае к приборам контроля предъявляются аналогичные требования.

Типы приборов, цены и установка

Существуют как аналоговые модели, так и цифровые контролирующие приборы. Последние считаются более современными и надежными, поэтому такой тахограф для водителя предпочтительнее. Данные в цифровом устройстве имеют надежную защиту, они более точные, и такое устройство практически невозможно обмануть. 
Аналоговые модели сняты с производства, их использование запрещено законом и найти работающее устройство такого типа уже практически невозможно. 
В России чаще всего устанавливают тахографы таких брендов как:

  • Меркурий (~30 000 рублей),
  • КАСБИ (~35 000 рублей),
  • ШТРИХ-ТахоRUS (~30 000 рублей),
  • АТОЛ (~30 000 рублей),
  • VDO DTCO (~40 000 рублей) и других.

В зависимости от того, какой вы выберите тахограф, цена не будет сильно отличаться - это видно из представленных ориентировочных цен. Итоговая стоимость будет зависеть от конкретной модели, а также того, включена ли установка в стоимость. 

Тахограф

При выборе тахографа следует учитывать, что прибор должен отвечать требованиям федерального законодательства и нормативно-правовых актов. Приказы федерального Министерства транспорта (№№348, 36) устанавливают ограничения моделей, которые подлежат монтажу в российском грузовом и пассажирском транспорте. Допускается к использованию тахограф СКЗИ, изготовленный в нашей стране (вне зависимости от производителя) или европейские приборы, сделанные по стандартам ЕСТР. Окончательный выбор зависит от того, по каким маршрутам ездит транспортное средство. 
В случаях, когда машина выполняет международные рейсы, обязательны тахографы европейскогого стандарта ЕСТР.

Автобусы, грузовики и другой транспорт, который эксплуатируется внутри страны, можно оснащать тахографами  отечественного производства с навигационным криптозащитным модулем СКЗИ/НКМ. Это особая система защиты информации, которая встроена в электронный прибор. 

Важно

Устанавливать тахографы должны специалисты, самостоятельный монтаж контролирующего устройства запрещен. 

Тахограф устанавливают в четыре этапа:

  1. На стадии подготовки осматривается машина, выбирается место для монтажа.
  2. Осуществляется установка.
  3. Введение в эксплуатацию, активация устройства. 
  4. На завершающем этапе проводится проверка корректности работы тахографа. 

Штрафы за отсутствие тахографа

Тахограф

Уклонение от обязанностей по установке на транспорт контролирующих приборов попадает в список административных правонарушений. Этот вопрос регулируется КоАП РФ, статьей 11.23. 
Штраф накладывается на виновника. В этой роли может оказаться водитель. На него могут наложить штраф за отсутствие тахографа в сумме от 1000 до 3000 рублей.

Если виновником признается должностное лицо, на него могут наложить штраф за аналогичное нарушение в сумме от 5000 до 10 000 рублей, а на юридическое лицо - от 15 000 до 30 000 рублей и ИП - от 15 000 до 25 000 рублей. 

Работать по закону

В России ужесточаются правила использования тахографов и обсуждается повышение штрафов за их отсутствие.

На этом фоне специалисты не советуют экспериментировать с законом и рисковать, выезжая на дорогу на машине без контрольного прибора. Помните, что устройство нужно не только проверяющим органам. Это электронный помощник, который действительно приносит пользу - нацелен на повышение безопасности работы на транспорте, а в ряде случаев позволяет разрешить спорную дорожную ситуацию в пользу водителя, если он был не виноват. 

Рейтинг: 23
Всего оценок: 8 Комментариев: 10 Просмотров: 16235
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 28-01-2021 / Обновлено: 29-01-2021
Поиск запроса "тахограф - нужен или нет" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Валера СПБ 29.01.2021

Нужная вещь. Да, дорого и вроде как стучишь на себя. Но ведь в итоге все это - безопасность движения, уставший водитель опасен и для себя и для окружающих.

1
4
Ответить
Владимир Герман 29.01.2021

Тахограф в перевозках сейчас совершенно необходим, поэтому вопрос стоит только в том, какую именно модель тахографа выбрать, чтобы устраивала по качеству и стоимости.

0
1
Ответить
Наталья Краснодар 30.01.2021

Тахограф обязательно должен стоять на автомобилях. Многие водители слишком халатно относятся к своему здоровью и не отдыхают, когда положено, да и скоростной режим не соблюдают!

1
4
Ответить
Мария Москва 30.01.2021

Думаю, что тахографы нужно устанавливать и в частные машины. Хоть обычный водитель вряд ли проводит за рулем больше 9 часов за день, предосторожность не помешает.

0
4
Ответить
Лариса Белгород 05.02.2021

Нужно устанавливать тахографы, особенно на грузовые машины, это поможет снизить количество аварий. Хотя прибор не из дешевых, выгоднее раз потратиться, чем постоянно оплачивать штрафы.

0
4
Ответить
Елена Апшеронск 22.02.2021

Вы. Скажите пожалуйста зачем мне тахограф, если я использую машину1976 года, выпуска в личных целях, живу на хуторе, где нетг газа, вожу дрова, сено, корма из района рассточние9км м с1 марта я обязан установить тахогроф, на какой он мне нужен, проведите газ, дайте работу, что бы не держать хозяйство и у меня тогда головников не будет за все плати тс, страхока, налог,еще и тахограф ставь, извените менч на какой он мне нужен, если автомобиь по4 месяца во дворе стоит, а если выехал на2, 3, часа к чему идем задушить нас живьём кто создает эти законы, хотя-бы рассматривали все критерии жизни людей, одни деньги делают а кто-то должен на горбу хворост таскать

17
0
Ответить
Слава Свердл обл 26.04.2022

Все правильно машина стоит по 3 месяца, а тахограф купи кто придумал такое вымогательство

4
0
Ответить
Савватий 09.12.2024

Интересно, что внедрение тахографов в Россию, по сути, следует мировым стандартам, но на практике встречает множество сложностей. Устройства эти, конечно, полезны, обеспечивают контроль над работой водителей, что снижает риск аварийных ситуаций. Вспоминаю, как во Франции, например, уже несколько лет назад внедрили более строгие меры контроля за грузоперевозками. Тогда многие компании столкнулись с трудностями адаптации, но в конечном итоге это повысило безопасность на дорогах. В России тоже важно, чтобы компании не просто устанавливали тахографы "для галочки", а действительно использовали их функционал. Однако, как всегда, возникает вопрос о качестве самих устройств и их настройке. Не все владельцы транспорта понимают, что самостоятельная установка может привести к штрафам и другим проблемам. В этом смысле, конечно, стоит обратить внимание на европейские модели, которые хоть и дороже, но уже проверены временем. Кроме того, стоит помнить, что данные, собранные тахографами, могут стать важными доказательствами в случае споров, например, при ДТП. Так что, несмотря на дополнительные расходы, лучше не экономить на безопасности.

0
0
Ответить
Назар 10.12.2024

Тахографы действительно важны для безопасности, но хотелось бы, чтобы их установка и обслуживание не были такими дорогими. Слышал, что в других странах государство частично покрывает эти расходы для малого бизнеса. Было бы здорово, если бы и у нас что-то подобное сделали.

0
0
Ответить
Филострат 11.12.2024

Я считаю, что тахографы - это необходимая мера, особенно для дальнобойщиков. Знаю, что в Европе без них просто нельзя выехать на дорогу. Надеюсь, что и наши водители со временем привыкнут к таким требованиям. Безопасность превыше всего.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: