ТМ-140 —гусеничный вездеход
ТМ-140 — гусеничный вездеход, созданный на Курганском машиностроительном заводе в России. Применяется для доставки людей и грузов в условиях плохих дорог, для выполнения монтажных мероприятий и иных задач.
Оглавление
Модель обладает высокой проходимостью и маневренностью, благодаря гусеничному движителю и мощному мотору. Она способна преодолевать водные преграды, болота, снег и иные препятствия.
Иcтopия появления модели
В 1999-м запущено серийное производство первого поколения гусеничных вездеходов ТМ-120 на предприятии «Курганмашзавод». Эти машины сразу завоевали признание, благодаря отличной проходимости и эффективности в условиях сурового северного климата. Здесь их активно использовали на стройках и в зимниках.
В 2000-х выпущена доработанная модификация ТМ-130, которая стала еще более надежной и универсальной. Она получила более мощный мотор, усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть, а также улучшенное рабочее место.
Следующим появился вездеход ТМ-140, который стал флагманом семейства. Он превзошел предшественников по всем параметрам: грузоподъемность, мощность, проходимость, комфорт. Модель стала незаменимым помощником в разных отраслях (на них остановимся ниже).
С 2007-го ТМ-140 постоянно совершенствуется. Выпускаются новые модификации с различными вариантами комплектации, отвечающие специфическим требованиям заказчиков. При этом вездеход успешно экспортируется в более чем 20 стран мира.
Секретом успеха считается сочетание высокой проходимости, грузоподъемности и надежности. Машина способна работать в любых климатических условиях, включая экстремально низкие температуры. Она проста в ТО и ремонте, универсальна и может справляться с задачами любой степени сложности.
Сегодня техника нашла применение в следующих сферах:
- Нефтегазовая промышленность. Транспортировка людей и грузов по бездорожью, болотам, водным преградам. Она доставляет к местам проведения работ по разведке, добыче и транспортировке нефти и газа. Возможна доставка ремонтных бригад и оборудования к месту аварий, обслуживание и восстановление трубопроводов, монтаж и демонтаж буровой аппаратуры.
- Геологоразведка. Проводится работа по подвозу геологоразведочных групп, аппаратуры и материалов к местам проведения работ в труднодоступных регионах. Возможно бурение скважин для отбора проб и подготовка площадок для геологоразведочных задач.
- Лесное хозяйство. Модель полезна при транспортировке лесозаготовительных бригад и оборудования к местам рубки. Она справляется с задачами вывозка леса по бездорожью, тушением лесных пожаров и лесопатологическими работами.
- Строительство. ТМ-140 применяется для доставки людей и материалов к удаленным стройплощадкам. Машина полезна для транспортировки грузов по бездорожью и водным преградам. Также проводится монтаж и демонтаж строительных конструкций. Ведется строительство и обслуживание дорог в сложных условиях.
- МЧС и службы спасения. Техника активно применяется для проведения поисково-спасательных операций в труднодоступных местах, эвакуации людей из зон ЧС, доставки гуманитарной помощи. Она полезна при тушении пожаров в труднодоступных местностях.
- Сельское хозяйство. К функциям машины относится транспортировка людей и материалов по полям и бездорожью, обслуживание с/х техники, доставка зерна и других сельхозпродуктов с полей.
- Армия и специальные службы. ТМ-140 применяется для патрулирования труднодоступных территорий, доставки личного состава и грузов, эвакуации раненых и разведывательных мероприятий.
Кроме того, машина полезна при проведении экстремальных туров, охоты и рыбалке и экспедициях. Ее часто используют при строительстве дачных участков и решении иных задач.
Конструктивное исполнение
В основе конструкции вездехода лежит модульный принцип, который обеспечивает универсальность и возможность адаптации к различным задачам.
Модуль шасси состоит из следующих элементов:
- рама — сварная стальная конструкция, обеспечивающая прочность и жесткость;
- ходовая часть — гусеничная с резинометаллическими шарнирами, обеспечивает высокую проходимость и плавность хода;
- силовой агрегат — дизельный, имеет мощность 250 л. с;
- трансмиссия — гидромеханическая, обеспечивает плавность работы.
Рабочий модуль может идти в одном из следующих вариантов:
- грузовой — из стального листа с откидными бортами, оснащен системой крепления грузов;
- пассажирский — каркас из стальных труб, обшитый панелями из композитных материалов, имеет кресла, отопление и другие элементы комфорта;
- с кран-манипулятором — имеет грузоподъемность до 2.51 т, установленный на поворотной платформе;
- с мастерской — оборудован верстаком, инструментальным шкафом, тисками, сварочным аппаратом и другим оборудованием.
Также есть модуль управления, который состоит из следующих элементов:
- кабина — просторная и эргономичная, оснащена информативной панелью приборов, регулируемым креслом водителя, отоплением и вентиляцией;
- органы управления — рулевое колесо, педали газа и тормоза, рычаги переключения скоростей и управления рабочим модулем;
- органы контроля — позволяют контролировать работу мотора, КПП, ходовой части и прочих элементов.
Вездеход ТМ-140 оснащен системами ABS, ASR и ESP, обеспечивающими устойчивость и безопасность на скользких и неровных поверхностях.Он имеет высокую степень защиты от коррозии и может эксплуатироваться в различных условиях климата.
Технические характеристики
При выборе машины важно учитывать характеристики ТМ-140, что позволяет сделать выводы касательно возможностей машины. Основные параметры:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Эксплуатационный вес, т | 11,2 |
Грузоподъемность с сохранением плавучести, т | 4 |
Вместительность кабины / число спальных мест | 7 / 3 |
Габариты (ДхШхВ), м | 7.8х3.1х3.03 |
Клиренс, см | 45 |
Размеры платформы для грузов (ДхШ), м | 3.575х2.7 |
Ширина гусеничной части, м | 0,8 |
Скорость движения, км/ч | 45 |
Мотор, л. с. | 250 |
Запас хода, км | 550 |
Двигатель ТМ-140
Вездеход ТМ-140 оснащается 250-сильным 4-тактным дизельным ДВС. Он имеет турбонаддув и систему жидкостного охлаждения, что способствует эффективному управлению температурным режимом.
В силовом агрегате предусмотрено шесть цилиндров, расположенных V-образно. Это позволяет компактно разместить его в моторном отсеке вездехода. Рабочий объем составляет 11.15 л. Степень сжатия установлена на уровне 17:0, что обеспечивает высокую эффективность сгорания.
Максимальный момент мотора ТМ-140 достигает 1275 Н*м, что обеспечивает значительную тягу и возможность преодоления сложных участков. Расход топлива — 310-320 г/кВт•ч. Такой показатель свидетельствует об экономичности и позволяет существенно снизить траты на эксплуатацию. В плане экологичности он соответствует Евро 0 и Евро 1.
Трансмиссия вездехода
Модель ТМ-140 оснащена гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей плавное переключение, высокую тягу и надежность. Гидротрансформатор служит для автоматического согласования частоты вращения ДВС и КПП, обеспечивает плавное трогание с места и движение на малых скоростях.
Также имеется коробка передач с двумя диапазонами передач (повышенный и пониженный) и карданные валы, которые передают момент от КПП к ведущим мостам. Последние содержат главные / бортовые и дифференциалы.
Крутящий момент от ДВС передается на гидротрансформатор. В последнем происходит автоматическое преобразование момента и вращения.Преобразованный момент направляется на КПП. Далее водитель выбирает нужную передачу и диапазон (повышенный или пониженный).
После получения момента карданные валы передают его на ведущие мосты, где происходит распределение между колесами с помощью дифференциалов и бортовых передач. Такая конструкция обеспечивает плавность хода, мягкое начало движения, хорошую тягу и надежность.
Подвеска и ходовая часть
Подвеска ТМ-140 — торсионная независимая. Она обеспечивает плавность хода и высокую проходимость на неровных поверхностях. Также имеется гусеничный движитель, в состав которого входят гусеничные ленты, направляющие, ведущие и опорные катки.
Тормозная система ТМ-140
Тормозная система обеспечивает безопасное торможение и остановку машины в различных условиях. Она является пневмогидравлической, что обеспечивает высокую надежность и эффективность. Основные рабочие тормоза вездехода имеют барабанный тип. Они расположены на всех колесах, что позволяет равномерно распределять тормозные усилия.
Стояночный тормоз механического типа действует на заднюю ось. Это позволяет надежно фиксировать транспортное средство на месте при стоянке. Тормозная система имеет пневмогидравлический привод, который включает воздушный компрессор и гидравлический усилитель.
Машина оснащена высококачественными тормозными цилиндрами и трубопроводами, которые выдерживают высокие давления и обеспечивают долговечность. Также есть регулятор давления, автоматически подстраивающий тормозное усилие в зависимости от загрузки.
Кабина и органы управления
В машине предусмотрена кабина из цельного металла. Она является сварной и 2-дверной. Конструкция обеспечивает укрытие от непогоды, а также продуманное пространство для максимальной функциональности.
Водонепроницаемые стенки надежно защищают водителя и пассажиров от дождя, снега и брызг, а заполнение потолка и пола пенополиуретаном обеспечивает отличную теплоизоляцию. Дополнительный уют создает резиновый коврик на полу и передней стенке, защищающий от грязи и воды.
Стенки кабины оклеены декоративным материалом, что значительно снижает уровень шума от мотора и других узлов. Внутри предусмотрено место для водителя с разными регулировками, пара раскладных кресел для пассажиров и три задних сиденья.
Панель управления эргономична и проста в использовании. На ней расположены все необходимые приборы и органы управления, необходимые для контроля работы узлов применяемой техники. Освещение кабины обеспечивают плафоны на потолке и подсветка панели управления.
Итог
ТМ-140 стал результатом многолетнего труда инженеров и конструкторов «Курганмашзавода». В создании машины были использованы передовые технологии и новшества.
В результате получился не просто вездеход, а символ российского машиностроения. Не удивительно, что многие предпочитаюткупить ТМ-140, а не зарубежные аналоги, ведь это реально конкурентоспособная техника.
- Колёсный или гусеничный экскаватор?
- Гусеничный или колёсный трактор?
- Движение гусеничной техники?
- Новые рекорды гусеничного вездехода ТМ140
- Спецтехника ЧЕТРА – властители карьеров
- ТМ-140 —гусеничный вездеход
Я знаком с этой машиной не понаслышке и считаю, что гусеничный вездеход ТМ-140 без преувеличения можно назвать уникальным транспортным средством. Машина является настоящим спасением в условиях полного бездорожья, может применяться при любых погодных условиях. Разумеется, такая техника востребована в самых разных сферах.
Гусеничный вездеход ТМ-140 - надежный и универсальный транспорт для труднопроходимых районов. Способность работать при экстремально низких температурах и проходимость этой машины делают ее просто незаменимой для нефтяников, геологов, спасателей, военных, медиков, работающих на севере или в других труднодоступных районах.
Довольно мощный агрегат, скажу я вам. По поводу проходимости вопросов не должно быть, идеально подойдет для мест с плохими дорогами, а также впишется по габаритам, если честно, то я еще ни разу не видел эту модель, внешний вид вообще пушка. Хотелось бы протестировать его.
Такие машины потому и называются вездеходами, что проедут и даже проплывут там, где любая другая техника никогда не рискнет. Конкретно по поводу гусеничного вездехода ТМ-140 ничего не скажу, а в целом такие машины – это практичные и универсальные транспортные средства, которые незаменимы в самых разных ситуациях.
Да, этот вездеход хорошо себя зарекомендовал в геологических работах. Знакомый геолог рассказывал, что мало какая экспедиция обходится без этой машины. В кабине довольно тихо и просторно, можно использовать вездеход как мини-жилище на время экспедиции.
Отличная спецтехника, которая справится с любой задачей, рад, что такую технику выпускают и все делается по современным технологиям, чтобы было удобно и легко управлять и своевременно ремонтировать, уверен найдет применение и будут дальше ее улучшать
Пока на свете есть неизведанные или труднодоступные места, вездеходы всегда будут востребованы. Современные вездеходные машины легко и быстро преодолевают любые препятствия на своем пути. И в этом контексте меня радует то, что наши отечественные вездеходы являются одними из самых лучших!
Машины хорошие, только это модернизация советских разработок. Кузов и ходовая старая, только двигатель поменяли, ну и салон сделали современнее, а так , в принципе, всё осталось прежним. Даже расположение гусениц и количество траков не стали трогать. А зачем, ведь машина и вправду едет хорошо. Даже спустя столько лет с начала разработок.
Интересная статья! Я всегда считал производительность и проходимость ТМ-140 его главными преимуществами. Эта модель действительно выделяется на фоне других вездеходов, таких как канадский Argo или американский Mattracks. Важно, что Курганмашзавод постоянно совершенствует модель, адаптируя её к новым условиям эксплуатации. Например, добавление гидромеханической трансмиссии делает управление более плавным и комфортным, что критично при движении по сложной местности. Применение модульного принципа в конструкции позволяет гибко адаптировать вездеход под конкретные задачи, будь то работа в нефтегазовой отрасли или спасательные операции. Особенно впечатляет возможность перевозки грузов и людей через водные преграды и болота, что делает ТМ-140 незаменимым в труднодоступных местах. В отличие от многих импортных аналогов, ТМ-140 создан с учётом суровых климатических условий, что делает его более надёжным в российских реалиях. Надеюсь, в будущем инженеры продолжат развивать и улучшать эту модель, возможно, уделив больше внимания экологичности и снижению расхода топлива. В любом случае, ТМ-140 уже зарекомендовал себя как один из лучших вездеходов на рынке, и это не просто слова — это мнение многих профессионалов и пользователей, которые уже успели оценить его в деле.
Читал про ТМ-140 и удивился, насколько он универсален. Понравилось, что его можно использовать не только в промышленности, но и для экстремального туризма. Это действительно делает его привлекательным для широкой аудитории. Надеюсь, качество сборки соответствует всем заявленным характеристикам.
ТМ-140 — настоящий зверь на бездорожье! Эта модель, безусловно, достойна внимания, особенно для тех, кто работает в экстремальных условиях. Приятно видеть, что российские инженеры продолжают развивать и совершенствовать эту технику. Любопытно, как она будет конкурировать с зарубежными аналогами в будущем.