Топливный бак грузового автомобиля
Под понятием топливного бака подразумевают герметичную емкость, предназначенную для размещения топлива, необходимого для функционирования двигателя внутреннего сгорания. Это неотъемлемый элемент топливной системы авто, без него не сможет работать ни один, даже самый современный мотор.
Ранее бензобаки выполняли в виде резервуара конкретного объема, но в современных автомобилях, в том числе и грузовых, они представляют собой сложную систему, включающую в состав массу дополнительных элементов.
Оглавление
Если для легковушек хватает одного резервуара, то в конструкцию грузовиков, характеризующихся большим расходом топлива, нередко включают 2 топливных бака. Это вызвано не только «прожорливостью» мощных крупногабаритных ТС, но и необходимостью уменьшить количество посещений АЗС, так как далеко не каждая заправка может обслужить массивную габаритную технику.
Форма и конструкция топливных баков
Баки, которыми оснащаются современные авто, с конструктивной точки зрения можно разделить на несколько категорий:
- Модели квадратного сечения (чаще им отдают предпочтение европейские автопроизводители).
- Круглого сечения (применимы преимущественно на большегрузах американского и европейского производства).
- Прямоугольного сечения (удел отечественного автопрома).
- D-подобные баки (используются преимущественно на легковушках иностранного производства).
Если говорить об особенностях монтажа и размещения горловины топливного бака, то детали, ставшие темой нашей беседы, бывают:
- Горизонтальными, когда заливная горловина находится вверху.
- Горизонтальными с горловиной на торце.
- Вертикальными.
Как правило, горизонтальные модели – это топливные баки большого объема, установленные на специальной раме со свободным доступом. Если крышка топливного бака находится на торцевой части, объем емкости небольшой, поэтому такие конструкции могут находиться под кузовом.
Подобное решение было распространенным для старых грузовиков советского производства типа ГАЗ, ЗИЛ и пр., а также на авто малой тоннажности. Если бак вертикальный, он находится на прочной устойчивой раме позади кабины, что актуально для техники, работающей в суровых условиях эксплуатации (КрАЗ, КамАЗ, «Урал» и пр.
Материалы
За всю историю автопрома топливные баки выпускались из трех материалов – алюминий, сталь либо пластик. Поговорим о каждом детальнее.
Пластик
Применим на машинах как с бензиновым, так и с дизельным мотором, активно используется благодаря небольшому удельному весу, который исключает риск увеличения общей массы автомобиля. Изготавливается из специальной смеси, устойчивой перед агрессивным воздействием горючего, выдерживает определенные механические нагрузки, однако не столь прочен, как металлические аналоги.
Сталь
Характеризуется более внушительным весом, однако куда прочнее пластика. Используется преимущественно на грузовой технике, а также на машинах, оборудованных газо-балонными установками.
Алюминий
Применяется исключительно на транспортных средствах, оборудованных дизельными моторами.
Правда, в порядке исключения алюминиевые бензобаки могут устанавливаться на легковые ТС, но применение их на грузовиках запрещено категорически. Тяжелее пластиковых, но легче стальных, не подвержен воздействию коррозии, однако требует внушительных расходов на ремонт в случае поломки.
Объем и габариты бака для грузовика
Емкость топливного бака и его габариты зависят от эксплуатационных особенностей и назначения транспортного средства. Допустимый объем ограничен действием международного соглашения, регламентирующего осуществление опасных грузоперевозок.
Если объем превысит приведенные в документе максимальные показатели, бензобак может рассматриваться как опасный груз, и в случае пересечения, например, границы возможно возникновение проблем с прохождением таможенного контроля.
Зная объем бака того или иного автомобиля, можно приблизительно понимать, какое расстояние он способен преодолеть без дозаправки. Однако на расход топливной смеси влияет тип мотора, качество топлива, манера езды и прочие факторы.
Для наглядности приведем конкретные примеры объема топливного бака в разных грузовых авто:
- ГАЗ – около 70 л.
- КамАЗ – 175-500 литров.
- УАЗ «буханка» - 56 литров.
Как продлить срок службы
Есть несколько вариантов продления срока эксплуатации бака без его промывки:
- Заливать качественное топливо с минимальным количеством примесей и осадков.
- В идеале – заполнять бензобак полностью, чтобы снизить вероятность попадания внутрь влажного воздуха.
- Зимой и в межсезонье, когда температура опускается ниже ноля, использовать дегидраторы, которые необходимы для вытеснения воздуха. Эти вещества имеют различные формы выпуска, в бензобак они добавляются через горловину.
- Периодически пользоваться очистителями, которые являются отличной профилактической мерой, препятствующей образованию коррозии. Единственный минус – это достаточно дорогое удовольствие.
- Покрытие бензобака мастикой. Процедура должна проводиться опытным специалистом.
ВажноОгромное значение имеет правильная работа вентиляционной системы, которая призвана обеспечивать стабильное давление воздуха в бензобаке. Поддержание давления на требуемом уровне позволяет предотвратить повреждение системы.
Вот почему так важна вентиляция топливного бака. Она становится возможной благодаря установке предохранительного клапана, который расположен в горловине и обеспечивает подачу воздуха только в одном направлении, исключая риск его утечки обратно.
Заключение
С развитием автопрома формы, материалы изготовления и оснащение топливных баков неоднократно менялись в стремлении соответствовать постоянно изменяющимся потребностям рынка. Однако в любом случае предмет нашей беседы является неотъемлемым конструктивным элементом любой машины, оснащенной двигателем внутреннего сгорания.
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Уход за грузовыми автомобилями
- Фильтры, для чего они нужны в грузовом автомобиле
- Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы
- Топливный насос высокого давления (ТНВД)
- Nysa— развозной автомобиль, легенда польского автопрома
Стальные баки для грузовых автомобилей будут куда надёжнее в своём использовании и для удара по ним, даже не специально безопаснее. На вид смотрятся куда лучше, хотя это при перевозке грузов не так куда важно.
Да, топливный бак просто огромный. Знаю, что в таких можно туда сюда дешевый бензин перевозить на продажу. Ну в любом случае спасибо за подробную статью.
Установил на свой автомобиль новый топливный бак из стали, потому как старый бак просто проржавел и запаивать его смылся уже не было, слишком на нём много ржавчины. Бак имеет предохранитель клапана который предохраняет утечку топлива. Так же использую различные смеси для вытеснения воздуха.
Интересная статья! Сразу вспомнил, как на старых моделях ЗИЛ и ГАЗ топливные баки всегда были прямоугольной формы и весили как чугунный мост. А тут теперь столько вариантов: и круглый, и квадратный, и даже D-образный. Современные технологии не перестают удивлять своим разнообразием. Пластик стал настоящей находкой для легковушек, ведь его легкость позволяет экономить на топливе. Однако, как и у всего, есть свои нюансы. Например, тот же пластик, хоть и имеет множество плюсов, но не такой прочный, как сталь. Думаю, именно поэтому грузовики чаще оснащают стальными баками. Да, грузовики потребляют больше топлива, и, судя по статье, теперь у них два бака вместо одного, что снижает число заправок. Это, конечно, удобно, но важно помнить о регламенте по перевозке опасных грузов. Если объем бака превысит допустимые нормы, это может вызвать проблемы при пересечении границ. В статье также упоминается про алюминиевые баки. Они интересны тем, что не подвержены коррозии, но требуют больших затрат на ремонт. В общем, статья затрагивает множество аспектов выбора и эксплуатации топливных баков. Особенно порадовали советы по продлению срока службы бака. От себя добавлю, что регулярная проверка вентиляционной системы и использование качественного топлива действительно помогут избежать многих проблем.
Интересно, что современные топливные баки стали такой сложной системой. Помню, как раньше бак просто привинчивался к кузову и всё. Сейчас же целая наука! Особенно удивило, что для грузовиков делают два бака, это, конечно, удобно. Вспоминаю, как у нас на предприятии были старенькие ГАЗоны, у них баки постоянно требовали ремонта.
Читая статью, сразу вспомнил, как на КамАЗе менял стальной бак. Весил он, конечно, немало, зато прочный. А тут пишут про алюминиевые баки для дизелей. Звучит интересно, ведь они легче и не ржавеют. Но стоимость ремонта, конечно, заставляет задуматься о целесообразности такого выбора.