Вольво FH12, магистральный седельный тягач
Вольво FH12— магистральный седельный тягач с колесной формулой от 4х2 до 8х2 и высокой грузоподъемностью. Машина создана для дальних перевозок, а аббревиатура «FH» подразумевает отсутствие капота и наличие высокой кабины.
Оглавление
Далее идет цифра, обозначающая объем двигателя — 12 литров (но возможны альтернативы). Ниже кратко рассмотрим историю этой техники, поговорим о технических характеристиках и особенностях кабины, выделим недостатки и главных конкурентов на рынке.
История модели, предшественники
В 1980-х годах компания Volvo провела большую работу по созданию экономичного транспорта и поиска способов, позволяющих уменьшить вред для окружающей среды. Также производитель представил систему Dynafleet, предназначенную для контроля парка автомобилей, направленную на экономию топлива. На этом этапе были выпущены модели F 10/12/16, отличающиеся современным дизайном и двигателями нового поколения.
В 1985-м стартовала подготовка к выпуску Volvo FH12—обновленного седельного тягача, который должен был выйти на рынок в 1990-м. Представители завода установили на авто современный двигатель D12, отличающийся экономичностью и хорошими техническими показателями.
На практике первые модели появились в продаже только в 1993 году, после чего они сразу привлекли внимание из-за превосходства над конкурентами. В первоначальном виде машины продавались в течение пяти лет, а в 1998-м завод-изготовитель сделал рестайлинг. Изменения коснувшийся мотора и конструкции транспортного средства. Появился дизельный двигатель типа D12С мощностью 460 «лошадей».
В 2003-м вышла новый вариант Вольво FH12 с полностью измененным внешним видом, обтекаемой и крупной кабиной. Начали устанавливаться более экономичные и безопасные для экологии двигатели. В 2008 году вышел Volvo нового поколения, поразивший многообразием электроники и новым дизайном, а спустя пять лет была выпущена модернизированная версия с новым КПП и рядом других изменений.
Класс, к которому относится Вольво FH12, назначение
Вольво ФШ 12— грузовик, относящийся к классу седельных тягачей с возможностью применения в составе автопоезда весом до 60 000 кг. Машина пользуется особенным спросом у компаний и ИП, деятельность которых связана с магистральными перевозками. В зависимости от целей покупатели могут выбрать одну из модификаций — 4х2, 6х2, 6х4, 8х2 и прочие, отличающиеся по грузоподъемности и весу.
ВажноВсе модификации Volvo FH12 предназначены для грузоперевозок на дальние расстояния по дорогам с твердым покрытием. Машины выделяются долговечностью и неприхотливостью. Они надежны и хорошо показали себя при эксплуатации в условиях российского климата.
Главным преимуществом многие называют низкий расход на 1 км пути, что позволяет судить о быстрой окупаемости автомобиля. Из-за высокой цены такой транспорт больше по карману крупным компаниям, но б/у автомобили могут себе позволить и ИП, занимающиеся единичными магистральными перевозками.
Технические характеристики грузовика FH12
Седельный тягач Volvo считается одним из лидеров в своем классе, благодаря отличным техническим характеристикам. К его базовым параметрам стоит отнести:
Базовые параметры | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 5,887х2,495х3,906 |
Колесная база, м | 3,7 |
Колея передняя / задняя, м | 2,028х1,837 |
Грузоподъемность, т | 8,5 - 22 |
Полная масса, т | до 34 |
Средний расход топлива, л / 100 км | 40 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Емкость бака, основной / дополнительный, л | 560-800 / 490 |
Двигатель объем, л | 12 |
Мощность, л.с. | 460 |
Выше представлены основные параметры Вольво FH 12, которые могут меняться в зависимости от модификации. Ниже подробней поговорим о силовом агрегате, трансмиссии и ходовой части.
Двигатель
Седельный тягая Volvo комплектуется тремя основными типами двигателей:
- Дизельный D12A. Имеет объем 12 л. Отличается наличием промежуточного охлаждения. Развивает мощность до 460 лошадиных сил. Имеет турбонаддув, позволяющий увеличить это число до 500. Это популярный мотор, который устанавливается на широкую линейку транспорта. Соответствует классу экологичности Евро-3.
- D13A — более современный дизельный двигатель мощностью от 400 до 520 «лошадей». Силовой агрегат имеет похожую конструкцию и объем 12.8 л. Особенности — турбина, шесть цилиндров, повышенная тяга и надежность. Крутящий момент достигает отметок от 1850 до 2400 Н*м. Этот тип силового узла устанавливается на многие современные модификации.
- D16G — двигатель Вольво FH12, который устанавливается на некоторых флагманских моделях. Он отличается соответствием классу экологичности Евро-5, имеет объем в 16,1 л и мощность в 750 «лошадей» при крутящем моменте в 3550 Н*м.
Трансмиссия
Как и в случае с двигателем, в грузовике Вольво ФШ12 предусмотрено несколько типов КПП. К основным стоит отнести:
Более старая 12-ступенчатая трансмиссия с ByWire управлением. Ее особенностью является меньшая нагрузка при переключении скоростей и более четкое включение.
Новая версия КПП на базе I-Shift. Ультрасовременная трансмиссия, которая считается основной для седельного тягача. Она комплектуется блоком управления, который держит под контролем работу сцепления и КПП. Функционирует в комплексе с двигателем, обеспечивает оптимальную частоту вращения и эффективность работы силового агрегата. Передача выбирается с помощью интеллектуального ПО, но по желанию водитель вправе выбирать скорость с учетом дорожной обстановке.
Именно автоматическая КПП с I-Shift стала основной. В ней предусмотрено несколько режимов работы:
- Е — экономичный. Подразумевает наибольшую точность при переключении и выбор оптимального режима движения.
- Р — динамичный. При включении этого режима машина лучше реагирует на педаль газа, но потребляет больше топлива.
Для более эффективного обгона предусмотрена клавиша Kick-Down, обеспечивающая максимальную динамику. Также имеется опция I-Roll, автоматически выключающая двигатель при движении вниз.
В пакет I-Shift КПП Вольво FH12 также входит несколько видов программ:
- Базовый —идет в основной комплектации вместе с КПП и обеспечивает стандартный набор опций.
- Городские перевозки — настройка КПП с учетом эксплуатации в городе. Используются опция поддержки при начале движения и маневренности на небольших участках.
- Дальние перевозки — активируют режим, направленный на экономию горючего. Особенно хорош для транспортировки грузов на большие расстояния.
- Дальние перевозки и экономия — подразумевает включение режима I-Cruse для еще более экономичного применения.
- Перевозка тяжелых грузов — оптимизация КПП для работы с большим весом. Оптимально при полной массе транспорта более 85 т.
Ходовая
Отдельного внимания заслуживает ходовая часть Вольво FH 12, выделяющаяся особой надежностью и ориентацией на российские дороги. При изготовлении шасси применялся модульный подход, подразумевающий простое крепление к кузову. Конструктивно в грузовике предусмотрена независимая подвеска спереди и зависимая «пневматика» сзади с ЭБУ для программного изменения высоты.
При неравномерной нагрузке обеспечивается компенсация платформы по высоте. Изменения делаются вручную с помощью специального контроллера или путем внесения изменений в программу. На заднем мосту предусмотрен редуктор с одной ступенью.
Читайте также: Тягач Foton Auman EST A
В новых модификациях Volvo используются 2-системный подход, способствующий улучшению управляемости. Разработчики предусмотрел независимую подвеску спереди, работающую в комплексе с динамическим управлением. Такое сочетание делает седельный тягач более устойчивым при прохождении резких виражей. Кроме того, изменения в конструкции позволили улучшить курсовую устойчивость почти на треть.
Особенности шасси:
- Возможность смещения шасси назад для получения дополнительного места для опорных стоек крана или иного оборудования.
- Укороченная задняя пневмоподвеска и более короткие задние элементы, что является преимуществом при перевозке строительных материалов.
- Возможность установки кронштейнов для установки крана еще на заводе.
- Сертифицированные седельные устройства, имеющие L-профиль и стандартную высоту в 14 см. Имеется встроенная система смазки и датчик, контролирующий правильность подключения прицепа.
- Различные варианты передней подвески с формулами 4х2, 6х2 и другими.
Тормоза Вольво FH12 дисковые, отличаются повышенной эффективностью. Дополнительно предусмотрены следующие опции:
- ручник для прицепа с возможность автоматической установки;
- EBS;
- помощь водителю при начале движения на подъем;
- автоматическое выключение ручника;
- опция торможения для отдельных механизмов;
- ESP— система курсовой устойчивости;
- гидравлический ретардер;
- стоп-сигнал для экстренного торможения.
Комфорт в кабине седельного тягача Volvo FH12, опции
Кузов Volvo FH12 в сравнении с прошлыми модификациями стал намного больше. В частности, объем кабины увеличился на 1 куб. м, следовательно, почти треть вырос багажный отсек. Внутри кабины разработчики установили изогнутую приборную панель, обеспечивающую водителю мгновенный доступ к наиболее важным данным об автомобиле. Руль регулируется по высоте и наклону, что позволяет подстроить его с учетом своего роста.
Внешне кабина отличается наклонным лобовым стеклом и боковыми зеркалами с явной обтекаемостью. При изготовлении производитель использовал способ горячей цинковки, обеспечивший большую прочность конструкции при одновременном снижении толщины панелей и профилей. Дополнительно удалось почти на треть снизить общий вес.
В целом, производитель сумел перейти от классической квадратной к аэродинамической форме кабины, что позволило снизить расход топлива и придать тягачу более современный внешний вид. В процессе разработки специалисты Volvo старались максимально снизить сопротивление и повысить безопасность.
Кабина прошла множество краш-тестов, что снижает вероятность травм для водителя и пассажиров при столкновении. Также машина комплектуется подушкой безопасности, что повышает пассивную безопасность.
Всего для кабины Вольво ФШ 12 доступно четыре комплектации кабины:
- для поездок в дневное время — спальное место не предусмотрено;
- классическое исполнение — с одним лежаком для отдыха;
- версия Globetrotter — кровать для 2-х человек с увеличенной высотой;
- формат XL — двухместное спальное место, большое пространство внутри и высота 2.1 м (наиболее дорогой вариант).
Вне зависимости от типа все кабины идут в общем каркасе с ДХО, увеличенной радиаторной решеткой и люком для аварийного выхода. С 2012-го процесс прессовки происходит по специальному принципу, что повышает качество.
Дополнительные особенности кабины:
- Большой выбор настроек кресел водителя и пассажиров.
- Наличие кондиционера, не влияющего на расход горючего (система IParkCool).
- Управление обогревом, лампочками в салоне, магнитолой и системой кондиционирования с места для отдыха.
- Возможность регулировки лежака под свои анатомические особенности.
- Наличие внутри сушилки для одежды / обуви.
- Выдвижной дисплей в топовой версии.
Из дополнительных опций стоит выделить круиз-контроль, поддерживающий одинаковую скорость и дистанцию к ближайшей машине, и современную мультимедийную систему.
Все элементы управления размещены в непосредственной близости от водителя, что упрощает процесс управления, не отвлекает от оценки дорожной ситуации. Также внутри доступно огромное количество кармашков и полок для личных вещей.
Модификации
Автомобили Volvo FH12 имеют несколько десятков модификаций, которые отличаются по следующим параметрам:
- вид сборки — бортовая платформа / шасси, самосвал, седельный тягач;
- мощность — от 250 до 382 лошадиных сил;
- объем двигателя — 12,1 или 16,1 л4
- колесная формула — 4х2, 8х4/4, 8х2/4, 6х4, 6х2, 6х2/4;
- тоннаж — от 18 до 32 тонн;
- дополнительными опциями;
- высотой шасси и т. д.
Многие параметры можно уточнить с учетом индекса, который указан производителем. К примеру, обозначение VolvoFH12FH 12/340 свидетельствует о наличии двигателя на 12,1 л мощностью 250 или 340 лошадиных сил. При этом колесная формула, конфигурация оси и тоннаж могут различаться.
Конкуренты и цены
Перед тем как купить Вольво FH12, необходимо разобраться в ценовой политике этой модели и обратить внимание на конкурентов. Так, стоимость нового автомобиля в базовой версии составляет от 8-9млн рублей и выше. Наиболее дорогая версия в ТОП комплектации может обойтись в10-11 млн рублей. Подержанный автомобиль дешевле — от 2-4млн рублей. При этом многое зависит от года выпуска и состояния машины.
Ближайший конкурент Volvo— МАН TGS. Это крупнотоннажный автомобиль, который производится с 2007 года. Имеет колесные формулы 6х3 и 6х6. Комплектуется механической коробкой передач на 16 ступеней и коробкой-автомат на 12 ступней. Двигатель имеет мощность от 320 до 540 лошадиных сил. Стоимость б/у техники обойдется в 2-3 миллиона рублей и более.
Еще один конкурент — Мерседес Бенц Актрос— крупнотоннажный грузовой автомобиль, выпускаемый с 1996 года. Машина имеет несколько колесных формул - 4х2, 4х4, 6х4, 6х2, 8х4. Мощность двигателя 320 лошадиных сил, а его объем — 12 л. Также имеются 8-цилииндровые моторы на 16 л мощностью от 480 до 600 «лошадей». Новые машины обходятся в сумму от 6 млн рублей, но б/у тягачи можно купить дешевле — до 2-3 млн рублей.
Нельзя отметать и других конкурентов, таких как Iveco Stralis и Daf XF. Покупка первого на вторично рынке обойдется в 2-3 млн рублей, а второго — около 4-5 миллионов. По характеристикам эти автомобили имеют много общего с Вольво FH12.
Недостатки
Как и другого автомобиля, у седельного тягача ФШ 12 имеется и ряд недостатков, которые отмечают автовладельцы. К основным стоит отнести:
- высокая цена, которая по карману, как правило, только крупным компаниям;
- периодические проблемы с электрической частью;
- высокая стоимость обслуживания;
- экономичность по топливу меньше, чем у некоторых конкурентов;
- прихотливая топливная система Вольво FH 12 требует внимательного ухода;
- слабая рама.
Но это незначительные минусы, которые с лихвой компенсируются преимуществами седельного тягача.
Заключение
В целом, Volvo FH 12— по всем параметрам отличный автомобиль с удобным управлением, мягкостью хода, высоким уровнем безопасности и комфортабельной кабиной. В седельном тягаче практически нет недостатков за исключением мелких замечаний и, конечно, высокой цены. Но, несмотря на это, машина не отстает от своих главных конкурентов и даже выигрывает у них по многим параметрам.
- Вольво Ф12 седельный тягач
- Тягачи из Европы: тройка лидеров
- Вольво FH12, магистральный седельный тягач
- Магистральный тягач DAF XF 105
- Седельный тягач Volvo FH500А
- Тягач Foton Auman EST A
Как удобно, сразу и минусы и плюсы, и итог в придачу
Высокая цена у автомобиля VOLVO FH12, но, на мой взгляд, она оправдана. Этот автомобиль-один из лучщих в свой категории, а за качество и надежность нужно платить.
Один из лучших видов автомобиля, цена оправдана