Обзор рынка землеройной техники в России
На территории России землеройную технику выпускают филиалы иностранных компаний и отечественные предприятия. Среди первых - Komatsu, Caterpillar, Volvo и Hitachi.
Caterpillar
Строил завод в Тосно (Ленинградская обл.) в течение трех лет, на площади 24 га. В 2000 году предприятие ООО "Катерпиллар Тосно" начало работать. Сейчас на нем, кроме самосвалов, выпускаются 2 типа гусеничных землеройных машин – экскаваторы Cat 336D2L и Cat 320D2L. Локализация производства в 2015 году составляла 25%. Объем продукции по всем группам машин доходит до 2300 единиц. Постоянные инвестиции (в настоящее время сумма равна $1,5 млрд.) позволяют считать вполне реальными планы увеличения мощностей.
На японском Komatsu в Ярославле с середины 2010 года начали собирать гусеничные экскаваторы. В линейке представлены машины серии РС. Их полная масса – от 20 т до 40 т. В год ООО "Комацу Мэнуфэкчуринг Рус" выпускает, вместе с 91-тонными самосвалами, 3000 единиц техники.
Hitachi (Япония)
Расположен в Тверской обл., в индустриальном парке Раслово, на площади 50 га. Работает с 2013 года. В ассортименте представлены 5 моделей гусеничных экскаваторов ZX. Масса машин – от 18 до 33 тн, годовое производство – 2000 шт. Особо следует подчеркнуть, что основная и ходовая рамы, рабочее оборудование и противовесы на этих ZX сделаны в России.
В 2013 году в Калуге открылся завод «Вольво Восток». Производственная площадка получилась очень компактная, предприятие занимает всего 3 гектара. На нем собирают седельные тягачи, бортовые машины средней грузоподъемности, а также экскаваторы Volvo EC. Общая сумма инвестиций составляет $40 млн. В категории грузоподъемной техники серия D, с полной массой от 22 до 48 тн. К сожалению, в данный момент производство экскаваторов в Калуге временно приостановлено, по причине малого спроса.
Среди самых крупных российских предприятий, в ассортименте которых есть землеройная техника, «ЧТЗ-Уралтрак», «Промтрактор» (ЧЕТРА), САРЭКС (ранее – Саранский экскаваторный завод), ДСТ-УРАЛ, «Кранэкс», «Дормаш» (бывший Орловский завод автогрейдеров), ПО ЕлАЗ (Камский тракторный завод), «Эксмаш» и «РМ-Терекс». Последняя фирма совместная, российско-американская.
Патриархами в приведенной компании являются ЧТЗ-Уралтрак и Кранэкс. Первый работает с 1933 года. Сегодня здесь выпускают колесные погрузчики, трубоукладчики, а также бульдозеры. Класс землеройных машин: 10-15 тн и 25 тн. Второй был открыт годом раньше. В настоящее время на предприятии делают экскаваторы серии ЕК (23 – 44 тонны).
САРЭКС
Открылся во время войны, в 1943 году. С 1959 года на нем начали собирать экскаваторы. В данный момент с конвейера, кроме тракторов и шасси, сходят мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ. «Промтрактор» выпускает бульдозеры с 1975 года. Позже к ним добавились экскаваторы. Кроме упомянутой продукции, завод также выпускает погрузчики и трубоукладчики. Оба указанных предприятия входят в «Концерн «Тракторные заводы».
Дормаш
Работает с 1955 года. В линейке землеройной техники этого завода можно найти автогрейдеры любого класса, а также бульдозеры. ПО ЕлАЗ открылся в 1985 году. Он выпускает экскаваторы-погрузчики ELAZ-BL по турецкой лицензии. Согласно договору с фирмой Cukurova, российская компания владеет эксклюзивными правами на производственные технологии и реализацию данной модели.
ДСТ-УРАЛ и Эксмаш
Самые молодые в данной категории. Они открылись, соответственно, в 2000 и 2005 году. Обе фирмы входят в группу компаний UMG. Ассортимент разнообразный, хотя объемы относительно небольшие. Из землеройных машин первая делает гусеничные и колесные экскаваторы. А вторая – бульдозеры.
РМ-Терекс
Образовалась в 2012 году, после заключения договора между ПГ «Базовый элемент» и Terex Corporation. Техника, в том числе, землеройная (автогрейдеры, экскаваторы), собирается на различных заводах на территории России. По объемам выпуска всех типов спецмашин, эта компания выходит в лидеры отечественного рынка.
- Какую технику применить?
- Какая техника нужна мне?
- Какая мне нужна техника?
- Техника на дачный сезон
- Какую технику применить для перевозки?
- Доля рынка малогабаритной техники продолжает увеличиваться
- Зарубежная спецтехника продолжает «удивлять» российский рынок
- Выгодная аренда. Анализ ставок на мини-технику
- Аренда спецтехники: статистика рынка и мнения экспертов
- Рынок аренды спецтехники в октябре 2018 года
Положительно то, что кроме отечественных производителей, сборку землеройной техники у нас проводят и солидные зарубежные компании. Это позволяет держать высокий уровень конкуренции на рынке этой техники.
Предприятий, специализирующихся на землеройной технике, в России много, значит имеется спрос и прибыль. А открытие совместных предприятий в недавние годы еще раз это подтверждает. При такой конкуренции, наверное, техника постоянно совершенствуется.
Забугорная техника хороша, конечно, но там ценники сейчас очень кусаются, обновить парк будет проблематично. А вот ДСТ-УРАЛ и Эксмаш, и РМ-Терекс, это уже более доступные варианты.
Землеройная техника одна из самых востребованных техник на сегодняшний день и хорошо, что у вас свое производство спецтехники для таких работ и не нужно зависеть от западной и китайской техники.
Интересно наблюдать, как иностранные компании нашли пути локализации производства в России. Например, Komatsu и Caterpillar, которые давно ассоциируются с качественной землеройной техникой, успешно работают на территории страны. Это напоминает историю с Toyota, которая также смогла наладить выпуск автомобилей в России. Локализация позволяет снижать издержки и адаптироваться под местные условия, как это сделали и другие автопроизводители. Однако, в отличие от автомобильной отрасли, землеройная техника сталкивается с более специфическими вызовами. Например, спрос на экскаваторы может колебаться в зависимости от состояния строительной индустрии и государственных инфраструктурных проектов. В этом контексте временная приостановка производства Volvo в Калуге не выглядит неожиданной, особенно если учитывать глобальные тренды. Интересно, что российские компании, такие как ЧТЗ-Уралтрак и Кранэкс, с многолетней историей, продолжают оставаться конкурентоспособными, предлагая как классические, так и инновационные решения. В то же время, появление новых игроков, таких как РМ-Терекс, показывает, что рынок развивается и привлекает инвестиции. Это напоминает ситуацию в IT-секторе, где новые и старые компании активно конкурируют, создавая условия для инноваций и улучшения качества продукции. Важно, чтобы российские предприятия продолжали инвестировать в новые технологии и расширение производства, чтобы оставаться конкурентоспособными на международном рынке. В конечном итоге, потребители выигрывают от этого, получая доступ к более широкому ассортименту техники, адаптированной под местные условия.
Интересно, как российские компании, такие как ЧТЗ-Уралтрак, сохранили конкурентоспособность на фоне глобальных брендов. Их способность адаптироваться и предлагать продукт, отвечающий современным требованиям, заслуживает уважения. Напоминает историю с КАМАЗом, который тоже успешно конкурирует с зарубежными производителями в своей нише.
Совсем не удивляет, что Caterpillar и Komatsu стремятся укрепить свои позиции в России. Это логично, учитывая растущий интерес к строительству и инфраструктурным проектам. Хотя локализация производства пока невелика, но она позволяет снизить издержки и быстрее реагировать на изменения рынка. Надеюсь, подобные шаги помогут улучшить качество техники и сделать её доступнее для российских потребителей.