Инновационные вагоны в поддержке нуждаются
14 сентября 2015 года завершилось противостояние Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в пользу последней.
К ФСТ были предъявлены претензии по вопросу скидок, предоставляемых к тарифам ОАО "РЖД" на порожнее движение определённого вида вагонов Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ).
Решение о возбуждении дела было принято ещё в декабре прошлого года, как реакция на приказ ФСТ о пониженных тарифах на порожний пробег вагонов с улучшенными техническими характеристиками. В декабре 2014 года этот приказ распространялся только на продукцию ТВСЗ. На такие же скидки претендовали ещё два вагоностроительных предприятия: НПК "Уралвагонзавод" и "РМ Рейл".
Если ТВСЗ пользовался предоставленной льготой с апреля 2013 года, то "Уралвагонзавод" получил аналогичные скидки только после вмешательства ФАС - в декабре 2014 года. Они оказались не столь существенным, как для продукции Тихвинского предприятия.
Бывший руководитель ОАО "РЖД" Владимир Якунин не поддерживал это решение ФСТ. На встрече с железнодорожными операторами обсуждалась необходимость отмены скидок на все инновационные вагоны. Участники совещания пришли к выводу, что эффективность новых конструкторских разработок в данной области должна обеспечиваться за счёт их технических возможностей. Искусственное создание привилегий путём применения мер тарифного стимулирования не может являться экономическим обоснованием.
В качестве третьей стороны к спору был привлечён Новокузнецкий вагоностроительный завод. Он предложил прекратить дело "в связи с отсутствием ответчика". Ситуация сложилась таким образом, что согласно указу президента РФ до конца 2016 года ФСТ должна закончить присоединение к ФАС. Таким образом, приказ ФСТ о скидках на порожний пробег вагонов остаётся в силе.
- Пробег и время
- Требуется человек ответственный за погрузку/разгрузку вагонов
- Какой максимальный пробег может быть у маршрутного такси?
- Дальневосточный университет берётся за испытания автобуса будущего поколения
- Инновационные вагоны в поддержке нуждаются
- Использование специализированных вагонов приносит выгоду экономике
- Вездеход Русак-3918, легковушка на гусеницах
Многие поддержат то, что отмена скидок на инновационные вагоны, обусловит новые разработки, которые повысят эффективность технических возможностей вагонов. Поэтому лучше финансово поддержать именно разработки.
Нужно углубленно заниматься логистикой для минимизации порожняка. Искусственное создание привилегий отдельным типам вагонов нецелесообразно в условиях конкуренции.
Железнодорожные перевозки при СССР были всегда самыми дешевыми, хотя подвижного состава и вагонов всегда не хватало. А теперь дорогой вид перевозок, а вагонов все равно не хватает или находятся в частных руках.
Какая-то межведомственная мышиная возня. Что, одним дали взятку/откат, а другим пожалели? По какой причине вообще тарифные скидки применяются к модернизированным вагонам? Уж тем более непонятно, если считать скидки законными, почему они применяются только к продукции конкретных предприятий.
Скидки для продаж вагонов нужны компании "Российских железных дорог", что бы приобретать вагоны для пассажирских перевозок по рекламной акции. Скидки всегда создают иллюзию выгоды, но выгоду нужно считать при сравнении цен у всех заводов производителей вагонов.
Меня всегда интересовал вопрос, как регулируются тарифы в таких крупных компаниях, как ОАО "РЖД". Ситуация с ФСТ и их скидками на порожний пробег вагонов ТВСЗ выглядит как классический пример того, как разные игроки рынка пытаются использовать регуляторные лазейки в свою пользу. С одной стороны, понятно желание ФСТ поддержать инновации через тарифы, но с другой стороны, не все на рынке находятся в равных условиях. Тот факт, что "Уралвагонзавод" получил скидки только после вмешательства ФАС, говорит о том, что без надзора таких организаций, как ФАС, конкуренция может серьезно пострадать. Это напоминает ситуацию с авиаперевозками, когда некоторые новые авиакомпании получают субсидии на определенные маршруты, чтобы стимулировать развитие, но такие меры должны быть временными и прозрачными. Интересно, что Владимир Якунин был против подобных тарифных льгот, считая, что инновации должны говорить сами за себя. Это логично: если вагон действительно лучше, его должны покупать из-за его характеристик, а не из-за скидки. Идея Новокузнецкого завода прекратить дело из-за "отсутствия ответчика" кажется креативной, но не решает коренной проблемы. В конечном итоге, вопрос в том, как обеспечить баланс между поддержкой инноваций и сохранением честной конкуренции на рынке. Надеюсь, что предстоящее слияние ФСТ и ФАС приведет к более справедливой и прозрачной системе регулирования, где все участники будут находиться в равных условиях.
Интересно, как ФАС и ФСТ решат этот вопрос в будущем. Кажется, что слияние этих организаций должно привести к более четкому регулированию тарифов. Будет важно следить за тем, чтобы такие меры не создавали искусственных преимуществ для каких-то отдельных компаний, а способствовали общему развитию отрасли.
Ситуация с тарифами на порожний пробег вагонов ТВСЗ и другими производителями напоминает мне о том, как некоторые компании пытаются получить преимущества за счет льготных условий. Важно, чтобы такие решения были прозрачными и обоснованными, иначе это может подорвать доверие к рынку.