Какая ответственность за сохранность груза у перевозчика и экспедитора?

Считается, что сохранность груза на время доставки - это успешное сотрудничество грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение груза или его потеря несет за собой материальную, административную и уголовную ответственность. Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ. При полной или частичной утрате груза при перевозке потребуется юридическая помощь, чтобы предъявить претензию и подать исковое заявление в судебные инстанции.

В таких случаях, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий. Первый вариант - досудебное урегулирование конфликта при мирном соглашении сторон и с возмещением ущерба. Второй вариант - судебные разбирательства, которые несут временные и финансовые затраты.

сохранность груза

Сначала предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику. Если стороны не пришли к соглашению или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца потерянного груза, то тогда в гражданский суд подается исковое заявление. К данному заявлению прилагаются все необходимые документы, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.

Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность груза наступает после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях. Первая - возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки. Вторая - возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты. Третья - возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.

Перевозчик может быть освобожден от обязательств по компенсации материального ущерба, если он сможет доказать, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора). Чтобы не было разногласия во время разбирательств подобных конфликтов, нужно в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза. Если отсутствует стоимость груза в официальных документах, то суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.

Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения. Экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ, и согласно этой статье данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

Экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Часто усложняются разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям стоит заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Если утерян груз в результате ДТП и вина водителя установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объеме. В случае если авария произошла не по вине перевозчика, то он все равно будет главным действующем лицом в исковом заявлении. После возмещения материального ущерба перевозчик может предъявить материальные претензии к самому виновнику аварии. Если груз был похищен, то перевозчику придётся ответить перед владельцем согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. В таких обстоятельствах следует сразу же обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Если похитители будут найдены, то перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.

Стоит отметить следующие правовые нюансы. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. В данном случае стоит оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях. Груз считается утраченным, если он не был передан в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре. Экспедитор несёт ответственность за груз, поэтому любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица.

В случае утраты груза, ответственность экспедитора будет в большей степени, чем ответственность перевозчика. Экспедитор компенсирует ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Если в контракте стоимость перевозимых ценностей завышена, то стоит от перевозки груза отказаться. При частичной или полной утрате груза грузополучатель вправе требовать компенсацию об упущенной прибыли. Если утрата груза несет характер умышленного хищения, то в этом случае наступает уголовная ответственность. 

 

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 6 Просмотров: 1109
Автор новости: / Дата публикации: 27-01-2019
Поиск запроса "сохранность груза" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Олег Иваново 15.02.2019

На сколько я знаю закона нет о сохранности груза не в гражданском кодексе не в уголовном. А значить не будет и дела. Нужно владельцу груза самому доказывать в суде о его порче или утере.

0
0
Ответить
Сергей Санкт Петербург 15.02.2019

Просто надо страховать груз, а не жалеть на это денег. Правда есть нюанс, часто товар серый и застраховать его полностью не получится, вот тогда и начинаются проблемы и часто доходит до серьезных столкновений!

0
0
Ответить
Александра Москва 15.02.2019

За сохранность груза отвечает перевозчик, конечно в случае чего если он конечно честный человек и признает свою вину. А так если груз не застрахован и не каких расписок с перевозчика не брали, то тогда увы.

0
0
Ответить
Ладислав 06.11.2024

Интересная статья, которая затрагивает важные аспекты сохранности груза при транспортировке. Я, как человек, работающий в сфере логистики, могу подтвердить, что сохранность груза действительно является результатом взаимодействия всех сторон в цепочке поставок. Часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда документальное оформление играет ключевую роль. Если посмотреть на западные примеры, такие как в США или Европе, у них более строго регламентированы процессы документирования, что значительно снижает риски. У нас же в России, к сожалению, не всегда придают должное внимание этому вопросу. Например, в крупных транспортных компаниях на начальном этапе стараются минимизировать риски, заключая страховые договоры и тщательно прописывая всё в контрактах. Однако, не все могут себе это позволить, и страдают от того, что в случае потерь или повреждений груза, приходится долго добиваться справедливости через суд. Это, конечно, негативно сказывается на репутации перевозчиков и доверии клиентов. Важно также отметить, как быстро меняется ситуация на рынке: появляются новые игроки, которые предлагают более гибкие условия и сервисы для минимизации подобных рисков. Применение современных технологий, таких как блокчейн, может стать решением для отслеживания и документирования грузоперевозок, что в перспективе может снизить количество подобных инцидентов. В общем, статья поднимает важные вопросы, которые требуют обсуждения и поиска новых решений.

0
0
Ответить
Гордей 07.11.2024

Вопросы ответственности между экспедитором и перевозчиком всегда были сложными. Особенно важно, чтобы в договоре четко были прописаны все условия, иначе это может привести к длительным судебным разбирательствам. Хорошо, что статья напоминает о таких нюансах.

0
0
Ответить
Билял 08.11.2024

Статья очень актуальна в свете последних изменений в законодательстве. Процесс урегулирования споров действительно может быть сложным и затратным, особенно если не удается договориться на досудебной стадии. У нас в компании стараются избегать таких ситуаций путем тщательного мониторинга каждого этапа доставки.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: