Импортозамещение: что предпринимают российские производители
В России попытки отказаться от продукции импортного производства в машиностроительной отрасли предпринимаются не в первый раз.
Еще в 30-е годы в стране стартовала кампания по освобождению от иностранной экономической зависимости. Сегодня имеются все предпосылки для того, чтобы успешно реализовать хорошо забытую идею. Оценивая ситуацию с импортозамещением в наше время, эксперты прогнозируют снижение доли импорта к 2020 году с 51% до 35%.
На вопрос как осуществляются планы правительства и с какими сложностями сегодня сталкиваются производители, отвечают представители машиностроительных компаний, ведущих свою профессиональную деятельность на территории РФ.
Производители о санкциях, комплектующих и новых разработках
Один из крупнейших производителей спецтехники концерн «Тракторные заводы» в течение последних лет реализовал несколько амбициозных проектов. В частности, среди новейших разработок компании - линейка экскаваторов ЧЕТРА ЭГП, а также первый российский шарнирно-сочлененный самосвал С33. Параллельно с этим специалисты концерна занимаются развитием собственного двигателестроения. На одной из специализированных выставок «Тракторные заводы» представили бульдозер ЧЕТРА Т6, оснащенный двигателем Алтайского моторного завода, входящего в состав концерна. В настоящее время ведется работа по установке новых двигателей на бульдозеры ЧЕТРА других классов.
Еще одним приоритетным направлением деятельности концерна, в рамках программы импортозамещения, является выпуск комплектующих. По сообщению департамента стратегических коммуникаций компании «Тракторные заводы», в числе последних проектов – выпуск радиаторов на базе ВгТЗ и ЛЗГТ.
Ранее при сборке спецтехники использовалась продукция немецкой компании AKG Thermotechnik International, от которой пришлось отказаться в связи с санкциями ЕС. И хоть поставщики из Германии были готовы перенести свои предприятия в Китай или Турцию и продолжить поставки, руководство российского концерна проголосовало за собственное производство комплектующих. При этом компания ориентируется и на выбор потребителя, предоставляя возможность комплектации машин компонентами российского или зарубежного производства.
Оперативно обошли сбой в поставках запчастей из-за рубежа на предприятиях «ДСТ-Урал». Компания имеет многолетний опыт импортозамещения отдельных узлов и комплектующих. Еще в 2002 году для производства были выбраны двигатели ЯМЗ-236, 238, до сих пор успешно используемые на гусеничной технике для любого региона России.
В числе последних проектов – выбор отечественных аксиальных гидромашин, которые стали отличной заменой немецкой продукции. Планируется выпуск планетарных редукторов разных классов. По мнению специалистов, сегодня уже более 50% импортного оборудования имеют аналоги в РФ. Остальная продукция может быть заменена и поставлена на поток в серийное производство в течение 3-5 лет.
Государственная поддержка: мнение производителей
Производители считают, что оценивать эффективность государственной программы импортозамещения в машиностроительной отрасли пока преждевременно, поскольку ее активное внедрение началось только в прошлом году. При этом остается уверенность в том, что данная программа позволит оказать существенную поддержку российским производителям спецтехники.
К примеру, об этом свидетельствует количество заказов на новые машины компании «Тракторные заводы» - производственные мощности предприятий концерна, выпускающих технику под брендом ЧЕТРА, загружены до конца первого квартала. Также наблюдается поступательное увеличение плана выпуска спецтехники и на предприятиях «ДСТ-Урал» - плюс 200 единиц продукции ежегодно.
В то же время, представители компаний отечественного машиностроения считают, что реальной помощью государства для российских производителей может стать возможность перекредитования банков. Только после того, как заработают программы льготного кредитования и будут приняты специальные налоговые ставки, можно говорить об эффективности принятых мер. Кроме того, в рамках антидемпинговой политики, очень важно своевременно ввести таможенные ограничения, в частности на технику китайских и корейских брендов.
Однако на станки такие ограничения должны вводиться в последнюю очередь, акцент следует сделать на готовые изделия и машинокомлекты. Только комплексный подход и реальная адресная помощь машиностроительным предприятиям смогут переломить ситуацию и обеспечить импортозамещение в полном объеме.
Вести с отечественного рынка спецтехники
Значительное влияние на рынок спецтехники в России оказал ряд факторов, в том числе стремительное падение курса рубля, а также введение утилизационного сбора. Следует напомнить, что с 1 января 2016 года любая специальная техника, ввозимая в Россию или произведенная в стране, попадает под его уплату с минимальной базовой ставкой 150 000 руб.
Таким образом, даже с учетом корректировки курса отечественной валюты, цены на продукцию машиностроительной отрасли возросли, как минимум на величину утилизационного сбора. А импорт в Россию бывшей в употреблении строительной техники старше 3-х лет стал невыгодным.
Как считают эксперты, теперь большинство заказчиков, стабильно обновлявшие парк машин, будут дольше работать на старой технике, откладывая покупку новой до лучших времен. При этом возрос спрос на аренду машин, а также на новую технику российского производства. Такой феномен заставляет отечественные заводы работать над качеством продукции, выпускать новые модели машин с повышенными эксплуатационными свойствами.
Стабильный и растущий рынок сбыта имеют такие российские компании, как: «Тракторные заводы», «Челябинский механический завод», «ДСТ-Урал», «Галичский автокрановый завод». В списках наиболее часто заказываемой техники - землеройное оборудование, автокраны, погрузчики.
- Какую технику применить?
- Какая техника нужна мне?
- Какая мне нужна техника?
- Техника на дачный сезон
- Строительная техника Daewoo-Trucks
- Обзор рынка строительной техники в России
- Импортозамещение: что предпринимают российские производители
- Перспективы российского рынка спецтехники на 2017 год
- Спецтехника «Брянский арсенал»
- Российский рынок строительной техники: прогноз по основным тенденциям на 2020 год
Пока будут санкции будут и Надежды на возрождение нашего автопрома. Только вот идеология хромает, впервую очередь у чиновников, с экрана говорят об одном, а бюджетные средства тратят на заграничные марки и так какое десятилетие.
Хорошо, что есть замена зарубежной техники. Теперь хорошо было бы заняться качеством и надежностью этой техники.
А что мешало им всем вместе взятым начать подготовку к импортозамещению 50 лет назад? Как обычно начинают что-то делать только тогда когда под дых дадут..
Российские потенциальные производители были бы только рады, что-то предпринять, но у нас экономика сырьевая, а не производственная, соответственная бизнесменам перекрывают кислород в каких-то начинаниях. Отвернулись от запада, повернулись к азиатам - очевидно.
Интересно наблюдать за тем, как отечественное машиностроение пытается освободиться от импортной зависимости. Ситуация напоминает конец 20-го века, когда многие страны старались развивать собственное производство, чтобы снизить влияние глобальных игроков. Сейчас Россия предпринимает похожие шаги, и это особенно заметно на примере концерна «Тракторные заводы». Их амбициозные проекты, такие как экскаваторы ЧЕТРА и самосвал С33, демонстрируют, что курс на импортозамещение может быть успешным при правильной стратегии. Однако, как и в любом деле, здесь есть свои сложности. Санкции и необходимость замены немецких комплектующих стали вызовом, но, как видно, компании удается находить альтернативы, например, отечественные аксиальные гидромашины вместо немецких аналогов. Это напоминает о том, как китайские производители электроники в свое время также адаптировались к ограничениям, создавая свои технологии. Важно отметить, что успех программы импортозамещения в машиностроении в значительной мере зависит от государственной поддержки. Пока что производители осторожны в оценках, однако загрузка производственных мощностей и рост заказов на технику говорят о том, что потенциал есть. Надеюсь, что подобные инициативы приведут к созданию конкурентоспособной продукции, которая найдет спрос не только в России, но и за её пределами.
На мой взгляд, успехи концерна «Тракторные заводы» в импортозамещении — это шаг в правильном направлении. Выпуск техники с отечественными компонентами показывает, что даже в условиях санкций можно находить эффективные решения. Приятно видеть, что компания не только создает новые модели, но и работает над качеством продукции, что очень важно для потребителей.
Читал, что в России снова пытаются отказаться от импорта в машиностроении. Вроде бы неплохо получается, если судить по проектам с отечественными двигателями и радиаторами. Но мне кажется, что для устойчивого роста нужно больше внимания уделить поддержке со стороны государства, особенно в плане кредитования и налогов. Надеюсь, что это поможет нашим компаниям стать конкурентоспособными на мировом рынке.