Гидроудар двигателя - как происходит и как его избежать
Гидроудар двигателя — попадание воды внутрь рабочего цилиндра, из-за чего возникает удар поршня о несжимающуюся жидкость с последующим повреждением элементов кривошипно-шатунного механизма.
Как правило, происходит при пересечении глубоких водных преград на большой скорости и может привести к необходимости капремонта мотора. Ниже рассмотрим, что это такое, как распознать гидравлический удар, и каким способом можно предотвратить появление проблемы.
Оглавление
Что такое гидроудар двигателя
В общем смысле гидроудар — резкий скачок давления в системе, заполненной жидкостью, который приводит к изменению скорости потока. Это может привести к трещинам, расколу и иным повреждениям труб, насосов и другого оборудования, работающего под давлением.
Термин «гидроудар» по отношении к двигателю не совсем корректный, ведь здесь имеет место иная ситуация. Внутрь блока цилиндров попадает вода, которая не сжимается и не дает цилиндру дойти до требуемой точки.
В результате двигатель останавливается из-за повреждения его элементов. По правилам такой процесс подразумевает попадание жидкости в рабочую полость мотора, а термин «гидроудар» применяется из-за большего удобства и связи с водой.
Процесс гидравлического удара происходит следующим образом:
- Вода через воздушный фильтр / воздуховод попадает в камеру сгорания.
- Цилиндр при поднятии в верхнюю точку сталкивается с несжимаемой жидкостью.
- Кривошипно-шатунный механизм продолжает давить на цилиндр для достижения последним необходимой точки. В результате давление вырастает в 10-100 раз.
- Происходит повреждение шатуна / штока, обрыв шпилек головки цилиндров, повреждение прокладки и другие проблемы. Наиболее серьезной поломкой является разрыв блока двигателя.
Для полного понимания, что такое гидроудар двигателя, необходимо разобраться с предпосылками его появления. Здесь возможны две ситуации:
- Преодоление глубокой лужи на большой скорости. При этом жидкость под давлением влетает в воздушный фильтр, а далее в рабочую область мотора.
- Проезд водной преграды, уровень которой выше верхней точки воздуховода машины. С такими проблемами часто поступают «утопленники» из Европы.
Нельзя исключать и неисправность силового агрегата, когда в цилиндр попадает антифриз или масло.
Признаки гидроудара
Читайте также: Детонация дизеля, внешние проявления и причины
Серьезность последствий при гидравлическом ударе зависти от объема воды, попавшей в мотор, мощности силового агрегата и текущего количества оборотов. С учетом серьезности проблемы появляются разные признаки, по которым можно определить гидроудар машины.
Попадание воды внутрь силового агрегата можно распознать по следующим симптомам:
- Трудности с пуском сразу после преодоления водной преграды.
- Клин мотора из-за деформирования шатуна.
- Двигатель продолжает работать, но из-за искривления его элементов слышен нехарактерный звук, вибрации, перебои. Эксплуатация ДВС в таком случае приводит к его быстрому повреждению.
- Наличие воды в коллекторе.
- Повреждение гофры воздушного фильтра из-за действия на нее избыточного давления.
- Нагар на головке. Если после гидравлического удара мотор продолжает работать, но на ГБЦ больше копоти, чем на других участках, это свидетельствует о необходимости проведения ремонтных работ.
- Искривленный шатун. При этом степень повреждения может быть различной.
- Вкладыши коленчатого вала потерты по периметру.
Как правило, реальные последствия гидроудара обнаруживаются уже на СТО после эвакуации машины и разборки двигателя. Так можно увидеть основные признаки, а именно, поврежденный цилиндр, излом шатуна / штока, повреждение шпилек и другое.
Что делать при гидроударе
Читайте также: Ремень ГРМ - последствия обрыва
Часто после проезда глубокой лужи машина глохнет. Это первый признак гидравлического удара, который нельзя игнорировать. В таком случае запрещено крутить мотор стартером, ведь это может привести к серьезным повреждениям.
Следуйте такой инструкции:
- Выйдите из машины.
- Снимите крышку воздушного фильтра, если она предусмотрена.
- Осмотрите полость на факт наличия жидкости. Если вода там присутствует, то и в поршневой системе она будет однозначно.
- Выкрутите все свечи, чтобы посмотреть, в какой из цилиндров попала жидкость.
- Попробуйте вручную покрутить силовой узел. Сделайте оборот коленчатого вала. Если вы почувствуете, что поршень не прикасается к противовесам, значит, повреждения нет или оно несущественное.
- Попробуйте покрутить коленчатый вал уже стартером. Если внутри есть вода, она должна выйти из отверстий. При выполнении работы будьте предельно внимательны. Если появляется любой нехарактерный шум во время работы мотор, отключайте стартер и больше не пытайтесь его вращать.
- При отсутствии посторонних звуков продуйте цилиндры и закрутите свечи.
- Попытайтесь завести мотор и, в случае успешного пуска, сразу отправляйтесь на СТО.
ВажноОпытные водители не рекомендуют делать 7 и 8 пункты. При наличии возможности лучше вызвать эвакуатор, а уже там доверить сушку силового агрегата специалистам. Если не удалить жидкость из рабочей области, это снова может привести к гидроудару двигателя с последствиями.
Исключением являются случаи, когда вы находитесь один на трассе и ждать помощи неоткуда. К примеру, разрядился мобильный телефон, нет связи, а по дороге редко ездят машины. В таком случае попробуйте максимально просушить мотор, воздушный фильтр и воздуховод и лишь потом пытайтесь его запустить. Не забывайте о патрубках, в которых также может скапливаться влага.
При посещении автосервиса сразу проинформируйте работников о подозрении на гидроудар двигателя. В таком случае они не будут делать пробных пусков мотора и не навредят механизму. После диагностики специалисты смогут сказать — нужно делать ремонт или нет.
Как уберечь двигатель
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Аренда спецтехники в России
Во избежание последствий необходимо понимать, как защититься от гидравлического удара в силовом узле и повреждения его деталей.
Следуйте простым правилам:
- Не проезжайте глубокие лужи на большой скорости, ведь в таком случае воду с высокой вероятностью засосет в камеру сгорания. Это необходимо делать медленно и осторожно.
- Адекватно оценивайте возможности машины и не пытайтесь преодолеть глубокое водное препятствие.
- Максимально защитите воздушный фильтр от попадания воды.
- Контролируйте исправность силового узла. Мало, кто знает, но причиной гидравлического удара может быть поломка мотора: попадание смазки или охлаждающей жидкости в рабочий цилиндр.
- Если на улице льет сильный дождь, а лужи превратились в потоки, лучше посидеть дома и не рисковать. В таком случае можно защититься от неприятностей и неоправданного тестирования возможностей автомобиля. Если обойтись без поездки все-таки нельзя, при пересечении водных преград двигайтесь н скорости до 10 км/ч и только на первой передаче. При наличии такой возможности глубокие ямы лучше и вовсе объехать.
Отдельного внимания заслуживают дизельные моторы. Они также подвержены гидравлическому удару, а последствия могут быть даже более серьезными. Так, из-за небольшой камеры сгорания внутри имеет чрезмерное давление. Как результат, в 95 из 100 случаев приходится делать капитальный ремонт.
Заключение
Гидроудар двигателя— опасная ситуация, связанная с попаданием воды в камеру сгорания и последующей деформацией элементов силового узла. При выявлении любых признаков этого повреждения необходимо остановиться и проверить систему на факт наличия воды. Если таковая имеется, лучше не испытывать судьбу, а сразу вызвать эвакуатор и гнать машину на СТО для диагностики.
- Дым из двигателя
- Поломка двигателя.
- Почему перегревается двигатель на форде?
- Газовые двигатели на грузовых машинах
- Двигатель троит
- Автоцистерна АЦ-17F/A на шасси FORD CARGO 2530 DC
- 10 правил безопасного вождения во время дождя на мокрой дороге
- Гидроудар двигателя - как происходит и как его избежать
- Что такое шноркель на автомобиле
- Нефтевозы ГРАЗ
Мне один раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Пролетел одну глубокую лужу, после чего заглох. Хорошо, что не рискнул заводить мотор, а сразу вызвал эвакуатор. Результат меня не порадовал — изогнутый шатун и необходимость капремонта. Так что эта проблема — не миф, а реальность. Будьте осторожны.
У меня была похожая ситуация. После гидроудара завел машину и поехал. На следующий день двигатель начала работать как-то странно. Съездил на СТО. Результат диагностики отсутствие компрессии в третьем цилиндре. Пришлось серьезно потратиться на капремонт, но полностью восстановить мотор так и не удалось.
Для весны с ее разливами и лужами очень актуальные Советы. Много приходится видеть как водители часто рискуют чуть ли не в плавь проезжая глубокие лужи и не задумываясь о возможных последствиях.
Мне кажется, что тема гидроудара двигателя действительно важна, особенно для тех, кто часто водит машину в условиях, где можно столкнуться с глубокими лужами или водными преградами. Это как с электричеством: стоит только раз неправильно подключить провод, и последствия могут быть катастрофическими. В статье хорошо объяснено, что нужно делать при подозрении на гидроудар. Например, выкручивание свечей и ручная прокрутка коленчатого вала — это практически аналог диагностики системы по признакам. Но что мне особенно понравилось, так это акцент на профилактике. Зачем доводить до критической ситуации, когда можно просто избегать глубоких луж и следить за состоянием двигателя? Это как в медицине: профилактика всегда дешевле и эффективнее лечения. Конечно, бывают случаи, когда невозможно предугадать ситуацию, и тогда эти советы могут стать настоящим спасением. Но все же, мне кажется, что если следовать рекомендациям по предотвращению, можно избежать многих проблем.
Гидроудар двигателя — это как встретить своего злейшего врага на дороге, и лучше знать, как с ним справиться. В статье понятно объясняется, что делать, если вы попали в такую ситуацию. Особенно полезен совет про эвакуатор, ведь лучше доверять профессионалам, чем усугублять проблему.
Читая статью, понял, как важно не спешить через лужи. Это как в жизни: не стоит бежать впереди паровоза. Особенно полезны советы по защите воздушного фильтра и оценке возможности машины. Надо быть благоразумным и не переоценивать свои силы.