Главная передача в грузовом автомобиле
Под понятием главной передачи следует подразумевать важнейшую деталь трансмиссии грузового авто, независимо от типа силовой установки.
Оглавление
Ключевая ее функция – заключительное преобразование крутящего момента, поступающего затем на ведущие колеса. О главной передаче автомобиля, ее видах и требованиях к ней пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Назначение и устройство главной передачи (ГП)
ГП размещена по оси вращения ведущей колесной пары. С конструктивной точки зрения она представляет собой механический редуктор (в некоторых машинах таких редукторов несколько) или ременную либо цепную передачу, если речь идет о транспортном средстве небольшой массы. Основной параметр ГП – это передаточное отношение.
Может показаться, что назначение главное передачи авто идентично функции его коробки передач, но на самом деле ее роль несколько иная.
ВажноДанный элемент конструкции меняет крутящий момент, прежде чем он поступит на привод ведущей пары колес. Он снижает частоту вращения колесной пары сравнительно с карданным валом.
Касательно коробки передач, то на выходе крутящий момент недостаточный для требуемой скорости вращения карданного вала. Если он будет поступать непосредственно на колеса, нагрузка окажется слишком высокой, мотор будет попросту «задавлен», и автомобиль не придет в движение. Здесь и вступает в действие главная передача, увеличивающая крутящий момент, уменьшая быстроту вращения вала.
Устройство главной передачи достаточно простое, но оно обеспечивает высокую надежность детали. ГП включает в себя пары шестеренок (одной либо двух). Чаще всего в состав конической пары входят зубчатые шестеренки и колеса.
Шестерня – это ведущая часть механизма, а колесо – ведомая. Величина ведущей шестерни несколько меньше, она связана со вторичным валом КП. Колесо ведомое крупнее, оно имеет прямую связь с дифференциалом, а значит, и с колесами транспортного средства.
Основные требования к главной передаче
По отношению к данному узлу автомобиля предъявляется целый ряд требований, в частности:
- Отсутствие вибраций и шума во время работы.
- Небольшой расход бензина или дизтоплива.
- Обеспечение транспортному средству высоких динамических характеристик.
- Как можно более высокий КПД.
- Технологичность и надежность.
- Компактность (важно для увеличения клиренса без повышения уровня пола).
- Небольшой вес.
- Отсутствие потребности в систематическом обслуживании.
Чтобы главная передача грузового автомобиля работала эффективнее, зубья шестеренок изготавливают из прочных, устойчивых перед повреждениями материалов. Также с этой целью детали делают более жесткими, а в состав конструкции включают подшипники качения.
Для минимизирования вибраций и посторонних звуков зубья шестеренок смазывают, что обеспечивает им более высокую точность зацепления. Также для бесшумной работы главной передачи увеличивают размер валов, повышая тем самым жесткость составных частей механизма.
Классификация главных передач
ГП классифицируются по ряду параметров, а именно:
- По количеству пар зацеплений.
- По виду соединения.
- По компоновке.
Рассмотрим подробнее все существующие разновидности.
С точки зрения количества пар зацеплений ГП бывают одинарными и двойными. В конструкции одинарной присутствует лишь одна пара шестеренок, а вот двойная главная передача автомобиля имеет в своем составе 2 пары зубчатых колес. Она бывает двойной центральной либо разнесенной. Этот тип внедряется в конструкцию грузового транспорта, нуждающегося в высоком передаточном числе.
Говоря о разновидности зубчатого соединения, подразумевают тот факт, что ГП бывает:
- Цилиндрической. (Ставится на переднеприводные авто с поперечным размещением КП и мотора).
- Конической. Она включена в конструкцию авто с задним приводом, где отсутствуют ограничения в плане шума.
- Червячная. Используется крайне редко, обычно устанавливается на крупногабаритную спецтехнику.
- Гипоидная. Наиболее распространенная разновидность, является неотъемлемой частью большинства заднеприводных авто.
В плане особенностей компоновки ГП бывают:
- Базирующимися в моторе или непосредственно в конструкции КП (оптимальное решение для машин с передним приводом).
- Установленными рядом с дифференциалом на ведущем мосту (касается заднеприводных авто).
Уход и техобслуживание ГП
О неисправности ГП, о том, что она работает ненадлежащим образом, может свидетельствовать стук, шум и прочие посторонние звуки, высокий уровень вибраций, появление люфта, нагрев, увеличение механических потерь. Все это становится следствием износа зубьев шестеренки или поломкой некоторых из них. Частыми поломками детали является износ подшипников, ослабление креплений, сбой регулировки зубчатых пар.
Что касается техобслуживания, то ГП – это неприхотливый в уходе элемент, для нормальной работы которого достаточно регулярно проверять уровень масла и своевременно его менять. Эксперты советуют также систематически выполнять регулировку ГП, обращаясь для этого в сертифицированные сервисные центры.
В рамках техобслуживания проводятся контрольно-смотровые работы, проверяется надежность креплений, герметичность соединений в местах соприкосновения с картером. Важно мониторить уровень масла – в идеале оно должно находиться на одном уровне с краем отверстия.
Заключение
ГП является неотъемлемым элементом трансмиссии любого транспортного средства. Она оказывает непосредственное влияние на оперативность разгона авто, его максимальную скорость движения, а также на уровень расхода топлива.
По этой причине автовладельцы нередко прибегают к тюнингу, заменяя деталь на более производительную модель. Если главная передача функционирует надлежащим образом, она способствует снижению нагрузки на коробку, а также положительно сказывается на разгонной динамике.
- Грузовые пропуска с 05.05.2021 в Москве.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Как сдать в аренду автомобиль и заработать на этом
- Уход за грузовыми автомобилями
- Грузовой автомобиль ЗИЛ-431410
- Рулевое управление грузового автомобиля
- Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле
ТО желательно часто производить, а то это может потом плачевно сказаться на дальнейшей эксплуатации. Но в целом — это главный узел, поэтому должно работать идеально.
Один из важнейших узлов в машинах, поэтому уход за ним первостепенный. Собственно, чем раньше будет замечена проблема, тем легче потом будет ремонтировать.
Абсолютно согласен! Это очень важно следить за своим автомобилем и своевременно решать любые проблемы, которые могут возникнуть. Замена детали на более производительную является отличным подходом к поддержанию оптимальной работы. Характерный стук мог быть признаком неисправности, и замена детали помогла устранить эту проблему. Такая забота о транспортном средстве обеспечивает ему долгую жизнь и безопасную эксплуатацию. Удачи всем в поддержке вашего автомобиля!