Как цифровизация изменит рынок российской логистики?
Не так давно аналитики организации Oxford Economics провели исследования, согласно которым, за 20 лет втрое выросло число используемых в промышленности роботов – до 2,25 млн. При этом роботизация становится одним из факторов роста безработицы: сокращено более 1,7 млн. рабочих мест. В первый же год после внедрения роботизации в среднем 1,3 работников заменяют машины. В дальнейшем пропорция растет до 1,6.
Общемировые тренды постепенно внедряются и в России. К примеру, роботизация сортировочных подразделений проводит «Почта России». Каждая автономная линия уже сейчас способна обработать до 2 млн. отправлений в день. А российская таможенная служба планирует до 2030 года полностью перевести все контролирующие органы на электронное взаимодействие.
Не отстают от цифровизации и логисты. Для повышения эффективности, разрабатываются и используются различные онлайн-сервисы, в частности, личный кабинет, интеллектуальные системы для управления процессами перевозки, от подачи заявки до доставки груза. Согласно исследованиям Pitchbook Data, 86% транспортно-логистических компаний рассматривают «цифру», как способ оптимизации расходов.
IT-системы: шаг за шагом
По мнению экспертов, сегодня основным направлением цифровизации логистики является создание универсальных IT-платформ. На рынке появляются новые игроки, привлекающие на эти платформы перевозчиков и грузоотправителей. IT-системы уже сейчас способны рассчитать время и стоимость грузоперевозки, предлагая наиболее оптимальное решение на выбор клиента. В настоящее время используются Deliver, «Экспедитор-Про», GroozGo и другие системы.
Выполнение простейших функций – это первая ступень автоматизации. Эксперты считают, что через 5-10 лет данные операции станут выполнять компьютеры, а диспетчерские службы отправятся в прошлое. На следующем этапе цифровизация в логистике предполагает синхронизацию всей цепочки процесса транспортировки, от грузоотправителя, перевозчика и получателя, до контролирующих органов. В случаях международных отправлений, прибавятся сертификационные органы и таможня.
Зачем нужна цифровизация в логистике
На вопрос о «плюшках» автоматизации в логистике, эксперты называют целый ряд плюсов. Специалисты из Free Lines Company считают, что неизбежный ценопад, пусть и сегментарный, может остановить применение цифровых систем. К примеру, доставка сборных грузов – процесс сложный и трудоемкий, поэтому в этом сегменте достаточно большая наценка. Автоматизация некоторых этапов при транспортировке сборных грузов, позволит снизить ставку до 20%. К примеру, сократив дорожный пробег.
Еще один плюс – бизнес, зависящий от поставок, станет более устойчивым. То есть, благодаря автоматизации, станут надежнее и качественнее грузоперевозки, как по условиям, так и в плане реализации доставки. IT-сервисы способны в автоматическом режиме информировать о проблемах, возникающих в процессе доставки и предлагать оптимальные решения. Возрастет и скорость расчета между контрагентами с внедрением электронного документооборота.
Люди и алгоритмы в тесной связке
Несмотря на активное продвижение автоматических систем в логистике, компании не уйдут с рынка полностью. Многие специалисты склоняются к мнению, что, тотальной цифровизации не стоит ожидать еще долгое время, поскольку некоторые виды грузоперевозок не выгодно перенаправлять на цифровые платформы. К примеру, негабаритные грузы, требующие особых условий при перевозке. Вряд ли удастся автоматизировать в полном объеме транспортировку на «последней миле».
По словам экспертов, в ближайшие 7 лет, вероятнее всего будет формироваться гибридная модель - система взаимодействия человека и машины. Эксперты НП «ГЛОНАСС» считают, что «цифра» сможет повысить качество работы, в том числе экспедиторской службы, обеспечив точную и качественную доставку. В числе новинок в сфере IT-решений роботизация прогнозной аналитики, погрузочно-разгрузочных работ и другие. При этом стоит ожидать, что данные технологические решения изменят структуру компаний.
Барьеры на пути цифровизации
Многие эксперты сходятся во мнении, что скорой цифровизации логистической отрасли ждать не стоит. К примеру, генеральный директор NAWINIA назвал несколько факторов, препятствующих внедрению IT-сервисов в России. В первую очередь, эксперт отметил «возрастной» топ-менеджмент компаний: старшее поколения скептически относится к «цифре» и уберизации в целом. Кроме этого отечественная законодательная база не готова к активному использованию цифрового документооборота. Существуют также опасения, связанные с опасностью всплеска уровня безработицы из-за внедрения автономного грузового транспорта.
На грани фантастики. Прогнозы экспертов
По самым смелым экспертным прогнозам, от разработок до формирования цифровой дорожной инфраструктуры в России перейдут, в 2023 году. Благодаря этому отечественные транспортные стартапы будут обеспечены сетями связи. В течение последующих трех лет, с наибольшей вероятностью можно говорить о создании гибридной модели взаимодействия человека и машины.
Уже в 2029 году прием, передача и обработка информации делегируется компьютерным системам полностью. Что приведет к исчезновению таких логистических звеньев, как диспетчерские службы и call-центры. При этом массовое использование грузового автономного транспорта начнется не ранее 2039 года. К 2049 году экспедиторские службы сольются с платформами электронной коммерции.
Ну, а в далекой перспективе – контроль искусственного интеллекта над всей цепочкой поставок. В какой степени сбудутся прогнозы экспертов-оптимистов, покажет время, но направление развития логистической отрасли задано верно.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- Искусственный интеллект и цифровизация: современные тенденции развития логистики
- Единая цифровая транспортная платформа – выгоды для грузоперевозчиков
- Ключ к успеху MAN Truck & Bus
- Грузоперевозки в России: как снизить затраты
- Как цифровизация изменит рынок российской логистики?
Их технологии явно могут улучшить работу и оптимизировать какие то сферы бизнеса, главное правильно пользоваться!
Как бы не сокращали издержки и не сокращали время новые технологии, за всеми процессами все равно останется человек отслуживающий системы, только уровень его подготовки будет выше.
Ой, я уверен, что это все не так быстро произойдет, как нас пугают. Понятно, что за IT будущее, но оно не настолько близкое, как кажется, по крайней мере в нашей стране. О чем говорить, если всего километрах в 100 от Москвы взять какой-нибудь небольшой городок, и расплатиться в магазинчике по карте – уже проблема, банально нет терминалов. А тут речь о том, что роботы (программы) заменят людей лет через 5. Я поржал)
Честно говоря, цифры впечатляют. За два десятилетия троекратное увеличение числа промышленных роботов — это значительный шаг вперед. Но, как и в любой другой отрасли, автоматизация несет свои плюсы и минусы. Возьмем, к примеру, автомобильную промышленность, где роботизация помогла значительно ускорить производство и повысить качество продукции. Однако, это также привело к сокращению рабочих мест, что, конечно, вызывает беспокойство. В логистике ситуация похожа: автоматизация обещает улучшение качества и скорости доставки, но возникает вопрос, на сколько это скажется на занятости. Мне кажется, что гибридная модель, о которой говорят эксперты, может стать оптимальным решением. Важно, чтобы люди и технологии работали в тандеме, как это произошло в некоторых успешных кейсах в сфере производства. Но стоит помнить, что полное исчезновение диспетчерских служб до 2029 года — это довольно смелый прогноз. Вспомним банковский сектор, где онлайн-банкинг не уничтожил полностью физических отделений, а наоборот, создал баланс, удовлетворяющий потребности разных клиентов. Так что, возможно, в логистике будет что-то подобное. Это время перемен, и важно, чтобы все участники отрасли адаптировались к новым реалиям. В любом случае, интересные времена впереди, и наблюдать за этим процессом будет крайне увлекательно.
Меня удивляет, как быстро Почта России внедряет роботизацию. Ведь еще недавно казалось, что это что-то из далекого будущего. Теперь же они обрабатывают до 2 миллионов отправлений в день! Это действительно впечатляет. Однако, стоит задуматься, как это повлияет на рабочие места в долгосрочной перспективе. Надеюсь, что цифровизация принесет больше пользы, чем вреда.
Интересно, что многие компании боятся внедрять IT-сервисы из-за старшего поколения топ-менеджеров. Это напомнило мне ситуацию с внедрением электронной коммерции в 90-е, когда многие тоже были скептиками. Время показало, что скептицизм был напрасным. Думаю, и в этом случае время расставит все по местам.