Полноприводный грузовик ГАЗ-63
ГАЗ-63 — это советский полноприводный грузовик, который производился в период с 1948 по 1968 годы.
Оглавление
Разработан на базе 51-й модели, предназначался для перевозки грузов по бездорожью и в труднодоступных местах. Выделялся более мощным двигателем и лучшей проходимостью в сравнении с предшественником. Ниже приведем краткую историю, выделим технические характеристики, плюсы и минусы, модификации.
История модели
Проектировка началась в 1938-м, когда востребованные в тот период «полуторки» стали терять популярность. Перед разработчиками поставили задачу сделать технически совершенный транспорт и адаптировать его к работе в сложных условиях.
Производство автомобиля ГАЗ-63 стартовало в 1948 году, а первые экземпляры появились в 1950-м.
ВажноНовый транспорт оснащался 4-цилиндровым бензиновым мотором мощностью 70 л.с. и полным приводом. Мог перевозить до 3 тонн и получил чрезвычайную популярность в сельском хозяйстве и на строительных площадках.
В 1956-м выпущена модернизированная версия 63А, имеющая более мощный двигатель на 80 л.с. и ряд других улучшений. Производилась до 1968-го, когда ее заменила более современный ГАЗ-66.
В общей сложности было произведено около 750 000 единиц техники. Эти грузовики оставили значительный след в истории автомобилестроения СССР, до сих пор встречаются на дорогах и в сельской местности ряда стран.
Технические характеристики автомобиля
Вот основные технические характеристики полноприводного ТС:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | бензиновый 4-цилиндровый ДВС объемом 3,3 л |
Мощность, л.с. | 70 и 80 (63А) |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Грузоподъемность, т | 3 |
Трансмиссия | 4-ступенчатая синхронизированная |
Привод | полный, межосевой блокировочный дифференциал |
Размеры (ДхШхВ), м | 6,8х2,2х2,4 |
Колесная формула | 4x4 |
Транспорт оснащался дополнительным оборудованием, таким как мощная лебедка для самовытаскивания, усиленная рама и подвеска, а также освещение для ночной езды.
Двигатель
Силовой агрегат полноприводного грузовика бензиновый, 4-цилиндровый, с объемом 3,3 литра и мощностью 70 л. с. Впервые устанавливался на ГАЗ-51 и имел конструктивное сходство с силовыми агрегатами ряда других авто, производившихся в СССР.
Отличается простотой и надежностью, что делало его популярным в Советском Союзе и за его пределами. Выделяется способностью работать на бензине с низким октановым числом. В модернизированной версии 63А мощность увеличили до 80 л. с, благодаря повышению сжатия и иным техническим улучшениям.
Основной недостаток заключался в низкой мощности, что делало ДВС не очень подходящим для использования на больших скоростях или при перевозке тяжелых грузов в горах.
Для движения по бездорожью и в труднодоступных местах возможностей мотора было достаточно. Сегодня силовой агрегат до сих пор можно найти в реставрированных машинах или на вторичном рынке запчастей. Также он установлен в сохранившихся б/у версиях.
Коробка передач
КПП грузового автомобиля ГАЗ-63 - 4-ступенчатая синхронизированная. Обеспечивает плавный переход между скоростями, отличается надежностью и долговечностью. В основе работы трансмиссии лежат надежные шестерни, а переключение осуществляется при помощи рычага переключения в полу.
КПП комплектуется обратной передачей для движения назад, а также блокировкой задней оси для более легкого преодоления сложных участков маршрута. Такая компоновка обеспечивает сравнительно низкую скорость, что позволяло использовать транспорт на сравнительно низких и средних скоростях. Это делало автомобиль более управляемым на бездорожье, улучшало способность к буксировке и подъему на наклонных участках.
Несмотря на надежность и долговечность, КПП имела несколько недостатков. Ее использование при высокоскоростной езде затруднительно, из-за чего грузовик не мог разогнаться больше 60 км/ч. Кроме того, трансмиссия довольно громоздкая и требовала значительных усилий при переключении.
Раздатка ГАЗ-63 позволяет переключать режимы привода на все четыре колеса в зависимости от условий движения.
Она механическая, комплектуется двумя передачами, увеличивает крутящий момент на колесах и имеет блокировку дифференциала для лучших вездеходных качеств. С ее помощью можно включать режим привода на четыре колеса. Конструктивно проста и управляется механически.
Мосты
Отдельно стоит выделить мосты Газ-63, которые обеспечивали привод на все колеса и высокую проходимость на разных типах поверхностей.
Базовые характеристики:
- Наличие переднего и заднего моста, каждый из которых имел индивидуальный механизм блокировки дифференциала. Это позволяло преодолевать неровные участки и бездорожье.
- Жесткость, обеспечивающая простоту в обслуживании и ремонте. Минус в том, что такой подход не всегда обеспечивал достаточный уровень комфорта при движении по плохим дорогам.
- Пневматические тормоза на заднем мосте, гарантирующие эффективность торможения.
- Высокий клиренс, обеспечивающий легкость преодоления препятствий, таких как кочки, камни и т. д.
- Конструкция мостов, обеспечивающая хорошую проходимость на различных типах поверхностей, включая грунт, снег, песок и другие.
Тормозная система
Состоит из двух независимых систем: передней и задней. Каждаяиз них комплектуется гидравлическими тормозами, которые позволяют контролировать торможение на независимом принципе ина каждой оси.
Колодки изготовлены из асбестовых материалов, а их нажим на барабаны осуществляется гидравлически с помощью тормозных цилиндров. Сами барабаны располагались на каждом колесе, что обеспечивало равномерную и эффективную остановку.
Ручной тормоз механический, действует на задние колеса и позволяет водителю зафиксировать автомобиль на месте, не допуская скатывания. В целом устройство показало себя надежным и долговечным, но при интенсивном использовании машины и при экстремальных условиях тормозные колодки приходилось часто менять.
Кузов
Машина была представлена в нескольких модификациях кузова, позволяющих использовать транспорт в качестве грузовика и базовой платформы для установки разного оборудования.
Базовая версия представляла собой открытую платформу с жесткой рамой, на которую могли быть установлены борта для перевозки крупногабаритных изделий. Кузов имеет габаритные размеры 4.9 м в длину, 2.1 м в ширину и 0.4 м в высоту. Максимальная грузоподъемность 2 т.
Одной из особенностей кузова была возможность укладки на раму. Благодаря этому, на участках с плохой дорогой удавалось добраться до мест, где не могли проехать другие авто.
В дополнение к базовому шли другие варианты кузовов, такие как кунг, бак для перевозки жидкостей и буксировочный кран.
Это делало автомобиль универсальным и способным выполнять различны задачи на стройке, в сельском хозяйстве, сфере ЖКХ и т. д. Кузов изготовлен из металлических листов, отличается высокой прочностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Его надежность подтверждается сохранением многих машин до нашего времени.
Кабина
Выполнена в виде отдельной конструкции, прикрепленной к раме. Создана из металлических листов и представляет собой закрытое помещение для водителя и пассажиров.
Отличается просторным внутренним объемом и разделена на две секции: водительское место и сиденье для пассажира. Оборудована панелью приборов и рулевым управлением. Есть окна, обеспечивающие достаточную видимость для водителя и пассажиров, и откидная крышка. Последний аспект облегчает доступ к двигателю и другим компонентам автомобиля для проведения технического обслуживания.
Из элементов комфорта стоит выделить дополнительный обогреватель и систему вентиляции, что позволяло использовать грузовик в различных климатических условиях. Каких-то дополнительных элементов комфорта не предусмотрено.
Модификации и специальные исполнения ГАЗ-63
Существует несколько вариантов ГАЗ-63, которые имели улучшения в сравнении с базовой моделью. Одна из наиболее известных —63А. Комплектовалась более мощным ДВС, выделялась увеличенной грузоподъемностью и более широкими колесами для улучшенной устойчивости на бездорожье.
Другая модификация — 63Б. Отличается удлиненной кузовной платформой и могла перевозить больший объем грузов. Кроме того, 63Б имел усиленную переднюю подвеску и тормозную систему, что позволяло эффективно справляться с грузоперевозиками.
Также существовала модификация 63Г, специально разработанная для использования в армии. Шла с бронированным кузовом и могла использоваться для перевозки изделий военного назначения и солдат.
Достоинства и недостатки
Грузовик имел ряд преимуществ и недостатков, позволившие ему вытеснить многих конкурентов.
Плюсы:
- Полноприводная система, позволяющая легко преодолевать неровности дорог и пересекать бездорожье, что делало ТСуниверсальным и эффективным в условиях сельской местности.
- Надежный и мощный для своего времени ДВС,позволяющий автомобилю перемещаться с тяжелыми грузами на большие расстояния.
- Простая конструкция, легкость ремонта и обслуживания, делающая грузовик удобным для эксплуатации в сельской местности и малых городах.
- Просторность и способность перевозить большой объем грузов, обеспечивающийпростоту транспортировки сельскохозяйственной продукции, лесоматериалов и т.д.
Недостатки:
- Низкая скорость и плохая динамика, из-за чего транспорт редко применялся для дальних поездок.
- Не слишком прочный кузов, который мог повреждаться при перевозке тяжелых грузов или при езде по бездорожью.
- Высокий расход топлива, повышающий финансовые затраты на эксплуатацию.
В машине не было многих современных функций и улучшений, которые присутствуют в современных грузовиках, что делало ее менее конкурентоспособной.
Заключение
Рассматриваемый транспорт — одна из легенд своего времени, получившая широкую популярность в СССР и множество лестных откликов. Интересно, что 2023 году еще можно купить Газ-63 на ходу. Его цена зависит от состояния, года выпуска и иных факторов. Как правило, стоимость находится в диапазоне от 100 000 до 1 000 000 рублей.
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Бюджетные шины для грузовиков
- Купить небольшой грузовик FAW
- Американский Студебеккер на службе советской армии и автопрома
- ЗИС 151, советский полноприводный грузовик
- КамАЗ-5320, первый серийный
- Полноприводный грузовик ГАЗ-66
- Полноприводный грузовик ГАЗ-63
Грузовик прошел испытание временем, подходит для местных условий. Полноприводная версия легко пройдет по бездорожью, поэтому не теряет актуальности. Да и цена вполне подъемная, ремонтировать можно своими силами. Благо запчастей хватает, и их не нужно везти из-за границы.
Видел и не один раз на дорогах нашего города и посёлка такие грузовики. На удивление, они прекрасно работают и сейчас несмотря на годы выпуска. К сожалению, сейчас таких грузовиков уже не выпускают, а то, что сходит с современных конвейеров вряд ли послужит так долго, как служит советская техника.
Сложно оценить исходя из текущей реальности, но два недостатка (скорость в 60 км/ч и высокий расход бензина) не очень впечатляют в целом. Особенно если учитывать огромные расстояния у нас для перевозок. Надо смотреть более конкретно - для каких целей они применялись тогда (опять же не очень прочный кузов)? В старых фильмах их видел, особенно работа в колхозе там. Наверное для какой-то одной работы в одном месте и постоянно. Тогда надёжность будет на первом месте, если не было недостатка в снабжении топливом.
Честно говоря, ГАЗ-63 всегда вызывал у меня интерес своей универсальностью и проходимостью. Если сравнивать его с зарубежными аналогами того времени, такими как Willys MB, то ГАЗ-63 выделяется именно своей адаптацией к суровым климатическим условиям и простоте в обслуживании. В условиях послевоенной реконструкции СССР, этот грузовик стал незаменимым помощником в сельском хозяйстве и строительстве. Его конструкция, пусть и не самая современная, позволяла легко преодолевать бездорожье, что было критично для тех лет. Конечно, нельзя не отметить и его недостатки, например, низкую максимальную скорость. Впрочем, это было свойственно многим автомобилям тех лет. Модификации, такие как 63А и 63Г, показывают, как постепенно улучшался автомобиль, чтобы соответствовать изменяющимся требованиям. Вспоминая его, можно провести параллель с современной техникой, которая также часто модернизируется для повышения эффективности. Хотя сейчас уже есть множество более современных грузовиков, ГАЗ-63 остаётся символом надежности и простоты, что и делает его интересным для коллекционеров и реставраторов.
Для меня ГАЗ-63 — это воплощение советской инженерной мысли. Когда читаешь о его технических характеристиках, понимаешь, что это был действительно передовой автомобиль для своего времени. Модификация 63А с более мощным двигателем — отличный пример того, как автомобильная промышленность адаптировалась к новым вызовам.
Слушайте, ГАЗ-63 — это по-настоящему культовый грузовик! Он, как Jeep в Америке, стал символом своего времени. Особенно меня впечатляет его способность работать в суровых условиях. Да, были у него свои минусы, но для той эпохи он был настоящей находкой.