Проблемы информатизации коммерческого транспорта и спецтехники
Итоги международной выставки IAA-2016 однозначно определили будущее автомобилестроения за информационными технологиями.
На каждой экспозиции коммерческого транспорта и спецтехники автопроизводитель предлагает инновационные модели, интегрированные в глобальную сеть. Водитель постепенно превращается в оператора. Функции управления транспортом фактически становятся системой электронного самоуправления.
Информационным продуктам для коммерческого транспорта и спецтехники – зелёный свет
Безусловно, информатизация транспортного средства, находящегося в парке компании-перевозчика, имеет множество положительных моментов. В 2014 году впервые Tesla Motors устранила массовый дефект удалённо, без использования механизма «отзывной компании». Через Интернет владельцы авто получили программный апгрейд.
В результате его установки и запуска электрокары снижают потребление электроэнергии в случае нагрева силового кабеля. Обновление софта последних моделей Tesla продолжает осуществляться с помощью мобильного Интернета. После трагического случая с ярым приверженцем Tesla Джошуа Брауна, компания отправила очередное обновление ПО, способствующего машинам фиксировать все препятствия вне зависимости от погодных и климатических условий.
Инженеры Google пошли дальше. Они сумели вовремя разглядеть перспективы созданной ещё в начале 2000-х годов системы V2V «Автомобиль – автомобилю» и запатентовать разработку. Технология основана на ставшей традиционной системе Wi-Fi, когда активированный сигнал SOS головного грузовика получают все соседние машины в радиусе 1 км. В Google доработали идею и превратили звуковой сигнал в видеопередачу. Изобретение активно используется для повышения уровня безопасности при перевозке грузов автотранспортной колонной.
В ближайшее время западными производителями будет реализован проект Platooning. Программное обеспечение магистральных тягачей, следующих одним маршрутом, объединяется в так называемый коллективный разум. Сигнал распространяется на 200 метров через Wi-Fi. Проектом предусматривается наличие в грузовике сканера, стереокамеры, дальнобойного радара и блока управления системой автопилотирования.
Таким образом, транспортно-логистическая система имеет возможность формировать колонну беспилотников, сопровождаемую только одним водителем, который находится в головной машине. Минимально допустимая дистанция между тягачами составляет 10-15 метров. Если в колонну вклинивается посторонний автомобиль, дистанция увеличивается до 30 метров.
Но фарватер двигающихся грузовиков не меняется. Скорость движения также задаётся водителем и поддерживается остальными машинами автоматически вплоть до получения следующей команды. Эксперты констатируют следующие положительные эффекты, достигнутые после внедрения системы Platooning:
- безопасность, вследствие сниженной утомляемости водителей, которым система помогает управлять;
- экономия, достигнутая при поддержании постоянной скорости движения (расход топлива не превышает 25 л на 100 км);
- сокращение расстояния, на которую растягивается колонна грузовиков в 2 раза.
Доработанную систему планируется запустить в массовую продажу к 2020 году.
Каждое изобретение порождает новый вид преступления
В 2015 году два американских хакера провели любопытный эксперимент. Используя информацию о IP транспортного средства они сумели получить доступ к стеклоочистителю и кондиционеру. Попав в систему, спецы отключили двигатель и заблокировали тормоза. При этом, они находились на расстоянии 15 км от «подопытного» автомобиля. Машина была оснащена полным бортовым электронным комплексом, а также мультимедийным устройством и доступом в Интернет.
Вмешательство хакеров в работу транспортного средства осуществлялось с ведома автопроизводителей, который наблюдали за ходом «исполнения атаки». Безусловно, все выявленные в ходе эксперимента недоработки, были своевременно устранены. Но в данном случае, проявленные способности хакеров, становятся предупреждающим сигналом для сторонников внедрения электронных инноваций.
Исследования в этом направлении подтверждают: для преступников-интеллектуалов открываются поистине неограниченный возможности. Бортовая электроника периодически перепрошивается. А это – доступный способ запустить вирус, который будет вмешиваться в работу всех систем и механизмов: гидроусилитель руля, тормоз, круиз-контроль, и, наконец, скорость движения.
Таким образом, водитель оказывается заложником собственного автомобиля. Что касается грузового транспорта, то в данном случае риски транспортной компании существенно увеличиваются: жизнь и здоровье штатного сотрудника (водителя), автотранспортное средство и груз.
Похоже, что роботизация автомобиля – не за горами. С каждым годом этот процесс становится более интенсивным и массовым. Преодолеть его не смогут даже самые стойкие скептики. Других машин в продаже просто не будет. Самое главное условие – не позволить системе полностью заменить человека, когда его вмешательство в управление коммерческим транспортом и спецтехникой попросту не потребуется.
Вместо того, чтобы облегчить работу логистам, жизнь транспортной сферы существенно усложнится. Потребуются квалифицированные кадры, умеющие использовать все возможности ставших доступными систем. Кроме того, важно уметь отладить их работу в зависимости от потребностей транспортной компании. И последнее – необходимо уметь противостоять преступному вмешательству в работу фирмы или отдельного грузовика.
- Состояние пассажирского транспорта и качество предоставляемых услуг.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Показатели эффективности в работе водителей и кондукторов
- Особенности аренды грузовиков и спецтехники
- Понизилось качество минских тракторов и грузовиков МАЗ
- Электрокар как способ сокращения расходов на транспорт
- Проблемы информатизации коммерческого транспорта и спецтехники
- Когда ожидается пик активности спроса на спецтехнику и строительное оборудование
У каждого плюса есть и свой минус, скоро будут автомобильные антихакеры в моде если так прогресс пойдёт
Новые технологии приводят к новым рискам, теперь производители вынуждены учитывать возможность хакерских атак на авто.
Для эксплуатации "каравана" автомобилей, управляемых одним водителем, пока нет "законодательны-бюрократических" условий. Не исключено, что к 2020 года они так и не появятся.
Будь это не эксперимент, сложно представить последствия. При всех плюсах беспилотные автомобили могут быть небезопасны при вмешательстве хакеров.