Проблемы в сфере перевозки тяжёлых и негабаритных грузов автотранспортом
Вот уже более пяти последних лет сфера перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов автотранспортом испытывает на себе невероятное давление регулярно обновляемого законодательства.
Следствием введения новых нормативно-правовых актов стала ухудшающаяся с каждым годом ситуация с реализацией транспортных программ, которая выражается в их существенном удорожании.
В Союзе автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов (САКТОГ) уверены, что государственная политика в данной отрасли не учитывает ряд эволюционных факторов, которые явились следствием серьёзного дисбаланса, образовавшегося между потребностями перевозчиков и экономическими условиями их деятельности.
- Создание оптимального маршрута для транспортировка сверхтяжёлого груза автопоездом зачастую невозможно из-за отсутствия универсальных дорог и мостов, которые, по своим техническим характеристикам, способны выдержать возникающие, при движении тяжёлого автопоезда, нагрузки.
- Отсутствуют специально подготовленные дорожно-строительные службы, в чью компетенцию входила бы оперативная подготовка маршрута к перевозке тяжёлых и негабаритных грузов.
- Профессиональный уровень чиновников, участвующих в подготовке и обсуждении законопроектов не позволяет правильно оценить последствия принятых законодательных актов.
- Перевозчики не способны быстро сориентироваться и тем более перестроиться для эффективной работы в условиях вновь принятых правовых документов. Регулярно обновляемое законодательство срывает выполнение транспортными компаниями долгосрочных контрактов, поскольку стоимость такого рода услуг грузоперевозок постоянно меняется в зависимости от введения новых требований.
- Российское законодательство зачастую вступает в конфликт с международными правилами, действующими на территории стран Западной Европы. Данная ситуация способствует исключению России из транзитного маршрута. Иностранные перевозчики предпочитают не связываться с нашими низкокачественными дорогами и коррумпированными чиновниками.
Непреодолимые препятствия возникают при получении разрешения на перевозку КГТ
Для перевозчиков усложнился процесс получения разрешения на перевозку данной категории товара. Согласно установленному порядку, срок ожидания разрешительных документов составляет 15 рабочих дней. Таким образом, должно пройти три календарные недели, прежде чем транспортная компания получит на руки ответ государственных структур.
Впрочем, можно получить назад и поданные документы с претензией в неправильном оформлении. В такой ситуации становятся востребованными платных посредников, откровенно рекламирующие свои услуги в сети Интернет. Себестоимость транспортных услуг возрастает в очередной раз.
Напомним, что посредническим компаниям должен противодействовать 21-й пункт приказа Минтранса РФ № 107 от 2013 года, который запрещает осуществление ряда действие, не предусмотренных утвержденным Регламентом. Впрочем, данное исключение никого не останавливает. Посредническая деятельность продолжает процветать.
Одно время перевозчики надеялись, что проблему решит вновь открытый государственный портал по приёму и обработке поданных в электронном виде заявок. Однако, администрация сайта не несёт ответственности за нарушение сроков выдачи разрешений.
Кроме того, заявку могут подать только юридические лица. Таким образом, для частных перевозчиков исключается возможность использования электронных госуслуг. В итоге, данный сервис обрабатывает заявки не более 12% от всех компаний, оказывающих услуги по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов автотранспортом.
В правительстве уверены: перевозчики обладают безграничными возможностями
Введению платы за проезд с грузовиков, полная масса которых превышает 12 тонн предшествовал знаменитый приказ Минтранса № 348, регулирующий «Порядок оснащения транспортных средств тахографами». Стоимость установки нового оборудования на одном автопоезде составила около 40-50 тыс. рублей.
При этом транспортные компании так и не получили вразумительного объяснения от официальных представителей ведомства: какими соображениями руководствовалось министерство, издавая данный подзаконный акт. Ведь достаточно было установить новые средства контроля на новых грузовиках. Переоснащение всех без исключения машин, в том числе срок эксплуатации которых приближается к завершению, лишено всякого смысла.
Однако, первым потрясением для «тяжеловесов» стало Постановление 2014 года «об изменении тарифов в сфере перевозки тяжёлых и негабаритных грузов», введение в действие которого загнало существенную долю перевозчиков в тень. Оплачивать увеличенные в 30-50 раз сборы многим оказалось просто не под силу.
Неутешительные итоги
Именно так можно охарактеризовать возможные последствия современной транспортной политики:
- Россия теряет престиж государства, способного успешно обслуживать и содержать удобные транзитные маршруты.
- Нарастающее напряжение в сфере грузоперевозок способно затормозить реализацию значимых правительственных проектов: «Сила Сибири», космодром «Восточный», «Крымский мост» и другие.
- В результате снижение объёма грузоперевозок, государство уже несёт убытки в размере сотен миллионов рублей.
- Принятые законы направлены против интересов грузовладельцев и грузоперевозчиков, способствуют очередному витку инфляции, а также увеличению коррумпированной составляющей в государстве.
- Как осуществляется перевозка пассажиров и багажа по заказу?
- Перевозка крупногабаритной и тяжеловесной техники
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Трал для перевозки негабаритных грузов
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Штраф за перегруз автомобиля уменьшает оплату труда водителя
- Заменить парк прицепной техники предлагают отечественные компании-производители
- Новые модели внедорожных самосвалов
- Когда спецтехника требует перевозки
- Беларусь намерена пересмотреть тарифные ставки проезда по платным дорогам
Перевозчики негабаритных грузов сталкиваются с рядом проблем, которые при желании вполне можно было бы устранить.
Да я тоже так считаю. Слишком много бумажных проблем в этом вопросе. Стоило бы обратить на это внимание, и придумать какими способами можно упростить процесс.
Государство просто издевается над перевозчиками, гробит отрасль на корню. Ведь в ближайший же год из-за роста цен на перевозки по цепочке вырастут цены на все - вот и виток инфляции на ровном месте.
Перевозка тяжёлых и негабаритных грузов автотранспортом сопряжена с рядом сложностей. Во-первых, требуется специальное разрешение и тщательная проработка маршрута, учитывая ограничения по высоте, ширине и весу. Во-вторых, необходимо использование специализированных транспортных средств и оборудования, что увеличивает затраты. В-третьих, существует риск повреждения груза и инфраструктуры, что требует повышенного внимания к безопасности и страхования. Кроме того, проблемы могут возникнуть с организацией погрузочно-разгрузочных работ, особенно в условиях ограниченного пространства. Все эти факторы делают перевозку тяжёлых и негабаритных грузов сложной и требующей высокой квалификации специалистов.
Читая статью, не могу не согласиться с тем, что законодатели не всегда понимают тонкости нашей сферы. Это напоминает ситуацию с сельским хозяйством, когда из-за нехватки понимания специфики отрасли возникают проблемы с регулированием. В сфере перевозок тяжеловесных грузов ситуация обостряется из-за конфликтов между местными и международными стандартами, что создает дополнительный барьер для бизнеса. Плюс ко всему, отсутствие инфраструктуры, такой как крепкие мосты и дороги, делает практически невозможным выполнение ряда задач. Это как пытаться проехать по бездорожью на легковом авто – усилия есть, а результата нет. По своему опыту могу сказать, что постоянные изменения в законодательстве и требованиях, такие как обязательная установка тахографов, лишь увеличивают издержки, не давая при этом ощутимой пользы. Это как если бы заставляли все автомобили быть электромобилями, не создав инфраструктуру для зарядки. Нужно, чтобы государство прислушивалось к нам, работникам отрасли, ведь мы ежедневно сталкиваемся с этими проблемами. Пока же, к сожалению, приходится искать обходные пути и мириться с коррупцией, что, конечно, не способствует развитию отрасли. Надеюсь, что со временем ситуация изменится, и мы сможем работать в более благоприятных условиях, ведь потенциал у нас огромный.
Абсолютно поддерживаю мысль о том, что текущие законы только усугубляют ситуацию. Это как пытаться починить старую машину, заменив только одно колесо. Весь механизм требует пересмотра, а не отдельных заплаток. Надеюсь, что в будущем мы увидим более системный подход к решению этих проблем.
Согласен с автором, все эти бюрократические преграды в сфере грузоперевозок напоминают мне старую шутку про «невидимую руку». Только здесь она не помогает, а мешает. Сложно работать, когда правила игры меняются на ходу, а себестоимость только растет. Государству бы обратить внимание на опыт стран, где этот вопрос уже давно решен, и взять на вооружение лучшие практики.