Ретардеры – дополнительные моторные тормоза
У современных магистральных тягачей с 20-тонными прицепами большая масса и мощные двигатели. Поэтому, если непредвиденная ситуация возникает при движении под уклон, вовремя затормозить довольно сложно.
Более того, даже всего лишь удерживать автомобиль на спуске от разгона – и то нелегко. «Обычные» моторные тормоза в таких ситуациях быстро изнашиваются.
Кроме того, приходится нажимать на педаль кратковременно, но часто. Из-за этого рабочие элементы перегреваются, что может повлиять на эффективность торможения.
Из-за описанных выше причин ретардеры (замедлители) приобретают среди дальнобойщиков все большую популярность. Это устройства, поглощающие часть кинетической энергии коленвала. Нередко их называют “Jake brake”, что значит «тормоз Джейка», поскольку выпускаются они компанией Jacobs Engine Brake. Есть несколько видов ретардеров, работа которых основана на разных принципах.
Первый тип (engine compression brakes) использует такт сжатия в камере сгорания. В ВМТ поршня выпускной клапан открывается, после чего сжатый воздух уходит в выхлопную систему. Движение машины замедляется из-за того, что энергия, которая действует на поршень, рассеивается. Этот принцип предложил Clessie Cummins, основатель одноименной фирмы. Но, по-настоящему популярными такие ретардеры стали только в наше время, после того, как на тягачи начали ставить дизеля мощностью до 500 л.с., и оказалось, что без дополнительных тормозов им не обойтись.
Моторный замедлитель данного типа включается лишь тогда, когда водитель не нажимает на акселератор и не вводит в цилиндр топливо. Эффективность ретардера наибольшая при максимальном числе оборотов двигателя. Правда, указанная система не лишена недостатков. Если ею злоупотреблять, то клапана выйдут из строя раньше положенного срока. К тому же, во многих городах США пользоваться компрессионными замедлителями запрещено, потому что они очень сильно шумят (звук похож на очередь из пулемета).
Ретардер второго типа, exhaust brakes, конструктивно очень простой. В выхлопную трубу монтируется дроссельная заслонка. Управляется она с помощью электрического, вакуумного, гидравлического или пневматического привода. При ее закрытии грузовик тормозит за счет того, что уменьшается количество выпущенных наружу выхлопных газов. Оставшиеся создают обратное давление в моторе, которое оказывает сопротивление движению поршней.
В результате коленвал начинает вращаться с меньшей угловой скоростью. Принцип работы очень похож на популярную шутку, когда в выхлопную трубу плотно забивают картофелину. Нередко производители двигателей объединяют в одном изделии оба описанных выше вида замедлителей, в результате чего ретардеры поглощают почти столько же кинетической энергии, сколько может произвести силовая установка.
Третий вариант – гидравлический ретардер. Он преобразовывает крутящий момент. Один из наиболее распространенных - Caterpillar Brake Saver. Он делается в виде камеры, установленной между трансмиссией и приводным валом. Обычно лопасти на входе гидротрансформатора, прикрепленного к коленвалу, передают через гидромуфту крутящий момент лопастям на выходе. А сам вал соединен с КПП. В замедлителе энергия вращения передается на лопасти в блоке двигателя.
В результате создается дополнительное гидравлическое сопротивление. Достаточно активировать такой ретардер, чтобы он начал поглощать кинетическую энергию автомобиля. Недостатки: не рекомендуется включать замедлитель данного вида в дождливую погоду или при движении по скользкой дороге.
Четвертый тип – электрический. Ретардер монтируется на задний мост, трансмиссию или карданный вал. Он состоит из ротора, статора, электронного контроллера и пульта управления. Пульт – это панель с переключателями. Контроллер соединяет замедлитель с ABS, которая отключает дополнительные моторные тормоза при опасности блокировки колес. Замедлитель работает по принципу использования электромагнитной силы.
У него есть два вращающихся диска и несколько неподвижных магнитов. Диски соединены с приводным валом ТС. При включении ретардера, они создают вихревые электрические токи, из-за которых возникает сопротивление вращению ротора. Отобранная у двигателя кинетическая энергия преобразуется в тепловую. Которая затем рассеивается в атмосферу. Замедлитель данного типа эффективен при работе мотора на малых оборотах.
С каждым годом ретардеры все чаще ставятся на силовые агрегаты мощных тягачей. Популярные изготовителя моторных тормозов Jacobs Vehicle Systems, Pacbrake, TecBrake и другие предлагают новые разработки для двигателей Cummins, Caterpillar, International, DDC и Mack.
Эти системы не только выполнены в корпусах двигателей, но еще и объединены в единый комплекс оборудования по повышению безопасности движения с такими устройствами, как круиз-контроль, АКПП, контроль устойчивости и другими. И включаются они автоматически, без участия водителя.
Любой процесс всегда развивается в двух направлениях. Автотранспорт – не исключение. С одной стороны, создаются более тяжелые и мощные машины, которыми сложнее управлять. С другой – придумываются технические средства, помогающие водителю в его нелегкой работе. Все правильно, по-другому и быть не должно.
- Зависает горный тормоз
- Моторное масло
- Конкурентная борьба между КАМАЗ и МАЗ вступает в новую фазу
- Инновации в Iveco Ecostralis
- Ретардеры – дополнительные моторные тормоза
- Отечественные автопроизводители впечатлили своими новинками
- DAF CF – грузовик для городского пространства
Слышал про ретардеры, что они служат для торможения, но какой их принцип работы узнал из этой статьи. Конечно насчёт того, что картофелину забивают в выхлопную трубу-это перебор. Клапана от ретардеров быстрее загнутся.
Ну вот, от картофелины до высоких технологий один шаг, правда как видно из статьи очень высокотехнологичный. Безопасность превыше всего.
Такой тяжестью затормозить еще надо уметь. Даже у легковых автомобилей инерция есть, что уже говорить про тягачи и фуры! Поэтому дополнительные моторные тормоза будут кстати: береженого Бог бережет!
Когда переворачивается фура - это событие, которое еще может и движение на шоссе парализовать. Таким гигантам точно лишние тормоза не помешают, чтобы самим не пострадать и других не угробить.
Читая статью, вспомнил, как раньше водители справлялись без ретардеров и это было настоящим вызовом. В современном мире, когда магистральные тягачи становятся все более мощными и грузоподъемными, применение таких систем как никогда актуально. Ретардеры, будь то Jake brake или гидравлические замедлители, действительно облегчают жизнь дальнобойщикам и делают дороги безопаснее. Особенно впечатляет, как технологии развиваются в этой области. Например, электрические ретардеры, которые работают по принципу электромагнитной силы, напоминают мне системы рекуперации в электромобилях Tesla, где энергия торможения преобразуется в электрическую. Конечно, у каждой системы есть свои недостатки, но важно, что производители, такие как Jacobs Vehicle Systems и Pacbrake, не стоят на месте и продолжают совершенствовать свои разработки. Интересно, что ретардеры уже интегрированы с другими системами безопасности и комфорта, такими как круиз-контроль и АКПП, что позволяет водителям больше сосредоточиться на дороге. В общем, приятно видеть, как технологии помогают решать реальные проблемы. Думаю, в будущем мы увидим еще более продвинутые решения, возможно, с использованием искусственного интеллекта, который будет сам адаптировать работу ретардера в зависимости от дорожных условий.
Технологии ретардеров напоминают мне о развитии авиационных тормозных систем. В обоих случаях инновации направлены на повышение безопасности и эффективности. Особенно интересен подход к интеграции разных типов замедлителей в одно устройство. Это действительно умное решение, учитывая разнообразие условий эксплуатации грузовиков.
Мне всегда было интересно, как технологии из одних областей перекочевывают в другие. Например, использование вихревых токов в электрических ретардерах напоминает системы индукционной варки. Это показывает, насколько универсальны физические законы и как они могут быть применены в различных сферах, от кухни до транспорта.