Российский рынок строительной техники: прогноз по основным тенденциям на 2020 год
Для строителей 2019 год получился неоднозначным. Продажи спецтехники, вроде бы, показывают рост – по разным данным, плюс 11-14% к 2018-му. В то же время, лихие темпы этого самого роста, отмеченные в 2018-м, явно замедлились. Поэтому многие специалисты смотрят в ближайшее будущее со сдержанным пессимизмом. На докризисные показатели отрасль пока еще так и не вышла. Есть мнение, что это произойдет не ранее 2021 года, с чем, опять-таки, согласны не все.
Увеличение показателей реализации техники в течение двух предыдущих лет было обусловлено следующими обстоятельствами:
- Отложенный спрос.
- Старение машинного фонда. Как следствие, вопрос о замене оборудования постепенно переходит в разряд приоритетных.
- Стабилизация валютного курса.
Не смотря на различие мнений по другим вопросам, в одном аналитики единодушны: залогом успешности в 2020-м и последующих годах станет эффективная политика руководства строительных фирм, позволяющая увеличить их рентабельность и отдачу вложенных средств. Для ее реализации, надо искать соответствующие инструменты. В связи с чем, есть смысл обратить внимание на тенденции, которые будут иметь место в нынешнем году.
Техника становится более универсальной и мобильной
После 1991 года, строительство в России развивалось экстенсивно. При увеличении объемов работ, на площадки отправлялось больше техники. Под возведение нового крупного комплекса приобретали определенный парк машин. Который с него же и окупался (ну, иногда, плюс еще одна-две стройки), после чего – утилизировался. (В удаленных районах, бывало, обходились и без утилизации).
Начиная с 2014 года, стоимость техники, а также комплектующих и навесного оборудования, резко подскочила. Цена работы тоже выросла, но не сильно. Появилась необходимость серьезного предварительного анализа инвестиций. Предлагались (и успешно реализовывались!) решения по закупке более универсальных и мобильных машин.
Например, оказалось, что наличие двух «мини», экскаватора и фронтального погрузчика, лучше, чем присутствие одного «большого» экскаватора-погрузчика. Цена – приблизительно одинаковая. Зато «малыши» расходуют меньше топлива и работают одновременно, если надо, то и на разных объектах. И это еще далеко не все их преимущества.
Загрузка спецтехники подробно планируется еще до ее приобретения. Это серьезно повышает универсальность агрегатов. Потому что каждый теперь заказывается с комплектом навесного оборудования. Которое должно быстро меняться, чтобы минимизировать время простоев.
Новые технологии
Новые технологии давно перестали быть просто экзотикой. Сегодня это веление времени. Для управления проектами, фирмы приобретают специализированное ПО. Популярна техника, в которой реализованы передовые решения. Она стоит дороже – зато более производительная и быстрее окупается. Надо только загрузить ее «по полной программе».
Экономические термины, такие как «окупаемость», «стоимость кубометра материала, разработанного данной машиной», «общая смета пользования оборудованием» и другие, сейчас постоянно на слуху. В прошлом году 37% владельцев строительных компаний считали главными характеристиками работы фирмы долгосрочную окупаемость вложений и производительность. Для сравнения: 3 года назад так думал только каждый четвертый респондент. Большинство остальных были уверены, что важнее всего цена портфеля заказов и стоимость бизнеса.
Утилизационный сбор
Все давно уже привыкли к повышенному утилизационному сбору на технику импортного производства. Считается, что до конца 20-х годов политика в данном вопросе вряд ли будет как-то смягчена. Поэтому производители задумываются о локализации сборки в России. Быстро это сделать не получится. Для решения вопроса, требуется достаточно развитая база поставщиков комплектующих, чего в настоящее время не наблюдается.
Ожидается, что в 2020 году утилизационный сбор на импорт поднимется снова. Особенно это затронет мини-технику. Т.к. отечественная альтернатива в настоящем году еще не сможет выйти на должный уровень, то, скорее всего, во втором полугодии спецмашины зарубежных производителей опять подорожают.
Импортозамещение. Валютные риски
Принятый правительством курс на замещение импорта неразрывно связан, как, в общем, с ухудшением обстановки в отрасли вследствие кризиса, так и, в частности, с утилизационным сбором. В кратко- и среднесрочной перспективе, капвложения в спецтехнику импортного производства не слишком рискованные. После роста валютного курса, поднимутся цены не только на новые машины, но также и на бывшие в употреблении.
В середине января нынешнего года отмечалось кратковременное падение доллара, которое не стало для специалистов чем-то знаковым. К тому же, экономическая ситуация такова, что дальнейшее ослабление американской валюты усилит проблемы с госинвестициями в базовые отрасли. Поэтому сценарий «доллар за 56-63 руб.» менее вероятный, чем «доллар за 63-67 руб.». К тому же, в бюджете на 2020 год заложен курс «65,7». Поскольку маржа на рынке спецтехники небольшая, то стоимость машин, скорее всего, будет колебаться где-то в диапазоне «62-68».
Риски по лизингу
В настоящее время в стране работает программа господдержки лизинга. Не смотря на некоторые вопросы по субсидиям, в частности, опасности их временной заморозки, в прошлом году рынок по спецтехнике, купленной в лизинг, был среди лидеров роста (37%). Грамотный подход к собственным ресурсам и точное планирование – эффективный инструмент пополнения фонда ОС компании. В частности, краткосрочные программы (полгода-год) дают возможность купить машины всего на 4-5% дороже.
Заключение
Внимательное отслеживание тенденций современного рынка спецтехники, а также обсуждение насущных проблем с поставщиками и подрядчиками позволяет сделать правильные выводы. Может принести пользу и анализ продаж в Европе. Если раньше российский рынок отставал где-то лет на 15, то сегодня этот разрыв значительно сократился. Грамотное планирование, использование эффективных инструментов и управление рисками – это путь к успеху, который выбирают все больше российских строительных компаний.
- Техника на дачный сезон
- Строительная техника Daewoo-Trucks
- Получение прав на управление спец.техникой.
- Какие прогнозы по перевозкам на 2017 год?
- Страховка без ограничения на полгода
- Обновление автопарка строительной техники в условиях нынешнего кризиса
- Пандемия корректирует мировой рынок тяжёлой спецтехники
- Влияние коронавируса на аренду спецтехники
- Спецтехника вновь подорожает?
- Рынок спецтехники РФ в 2019 году: анализ итогов и прогнозы экспертов
Вряд ли рынок сильно просядет в 2020, прогнозы прогнозами, а ситуация может измениться в любой момент.
По-моему, всё и так ясно: снизился рост строительства, строительная техника требуется реже, упали её продажи. У меня 2 миксера, в 2018 оба были загружены работой. В 2019 один из них через день простаивал. Год назад думал взять бетононасос в лизинг, но после снижения востребованности миксеров - решил не рисковать. Посмотрим, какой спрос на спецтехнику будет в этом году. Жду весны.
Строительный рынок, строительные материалы будет всегда востребованы. Потому что в городах нужны новые дома и рабочие места. Техника строительная так же будет использоваться при строительстве домов и покупка строительной техники строительными компаниями будет всегда необходимой!
Честно говоря, неоднозначность 2019 года в строительной отрасли не стала для меня сюрпризом. Рост продаж спецтехники на 11-14% скорее говорит о восстановлении отложенного спроса, чем о реальном укреплении рынка. Это напоминает мне ситуацию с автомобильной промышленностью, где временное увеличение спроса связано с обновлением автопарка, а не с ростом покупательной способности. Особенно интересна роль стабилизации валютного курса: она, безусловно, дала временное облегчение, но не решает структурных проблем. В свете всего этого, аналитики правы, говоря о важности политики руководства строительных фирм. Инновации и универсальность техники - это не просто модные слова, а необходимость, продиктованная экономической ситуацией. Именно такие шаги позволяют компаниям оставаться на плаву. Переход на более универсальные и мобильные машины, как, например, использование мини-экскаваторов вместо больших экскаваторов-погрузчиков, - это действительно гениальный ход. Это напоминает мне подход к гибридным автомобилям, где экономия топлива и универсальность стали ключевыми факторами. Что касается утилизационного сбора и импортозамещения, то здесь ситуация усложняется. Рост утилизационного сбора, конечно, стимулирует локализацию, но без развитой базы поставщиков это долгий и трудный процесс. А в условиях колебания валютного курса это еще больше усложняет планирование. В итоге, как ни крути, но грамотное планирование и управление рисками становятся определяющими факторами, как это было и в других отраслях, таких как энергетика или агропромышленный комплекс.
Интересная статья! Вижу, что в строительстве явно наметился тренд на универсальность техники. Это как с компьютерами: чем более гибкие и модульные решения, тем дольше они остаются актуальными. Поэтому обновление парка спецтехники - логичный шаг.
Согласен с мнением, что утилизационный сбор будет продолжать давить на рынок. Это как в автомобильной отрасли: импорт становится все дороже, и компании вынуждены искать локальные решения. Интересно, как быстро удастся наладить местную сборку.