Рынок спецтехники РФ в 2019 году: анализ итогов и прогнозы экспертов
Российский рынок спецтехники за 2019 год показал рост, прибавив 10%. По мнению аналитиков, докризисные показатели будут достигнуты не ранее 2021 года. И это при условии, что тенденция к росту сохранится. В 2020 году прогноз - увеличение объемов рынка не более, чем на 5%.
Влияние господдержки
Эксперты считают, что достаточно стабильная ситуация на рынке, которая наблюдалась в ушедшем году, зависела от нескольких факторов. Среди названных – дотации отечественным производителям, субсидирование, льготные кредиты, программы господдержки. Помощь государства российским машиностроителям проявилась в повышенной ставке утилизационного сбора для спецтехники импортного производства. Эта мера уже повлекла за собой снижение объемов продаж в сегменте грейдеров, колесных погрузчиков и самосвалов, произведенных за границей.
ВажноВ марте прошлого года муниципалитеты законодательно были ограничены в приобретении импортных машин и оборудования в лизинг, если доступны отечественные аналоги.
Благодаря этому планировалось обеспечить работой производственные мощности российских предприятий.
На защиту рынка направлена инициатива «Росспецмаша» об ограничении допуска импортной техники к тендерам компаний с госучастием. Стоит отметить широкий охват компаний, которые субсидировались благодаря участию в лизинговых программах и в счет выплат утилизационного сбора.
Что происходит на рынке спецтехники
Российский рынок спецтехники стал показывать рост, лишь два года назад, когда после затяжного падения, в 2017 году он стремительно подрос на 36%. Уже спустя год темпы роста пошли на убыль – прибавка составила 12%. Тенденция наблюдалась и в 2019 году, когда объемы продаж увеличились на 10-11%.
Эксперты объясняют эту ситуацию постепенным насыщением спроса. К 2017 году у многих компаний износ техники достиг критической отметки. Процесс обновления автопарков, длящийся три года, начинает постепенно снижать темпы. Стоит отметить, что покупка техники в основном осуществляется с помощью кредитов и лизинга.
При незначительном росте рынка в его отдельных сегментах наблюдался заметный рост. Так, рынок гусеничных экскаваторов в России 2019 году подрос на 24,7%, в отличие от 2018 года, когда этот показатель составил 10%, рынок бульдозеров в россии в 2019 вырос на 24%. Но самый впечатляющий результат был продемонстрирован в сегменте кранов-манипуляторов – прибавка составила 79%.
Продажи экскаваторов-погрузчиков выросли на 25%, автокранов – на 10%. Сократились объемы отгрузки в сегментах мини-погрузчиков (-12%), автогрейдеров (-11,7%), автобетоновозов (-6%). В анализе рынка спецтехники РФ использованы данные РОССТАТ и ассоциации АЕБ.
Экспертное мнение
Эксперты считают, что в 2020 году, превышающий предложение спрос на рынке спецтехники, все еще сохранится. В первую очередь стоит ожидать рост в сегментах дорожной и строительной техники, так как в текущем году продолжится реализация государственных программ обновления и строительства дорог. Кроме того, рынок поддержат такие факторы, как: модернизация угольной отрасли, госфинансирование инфраструктурных объектов, возвращение турецких строительных компаний.
Специалисты ассоциации «Росспецмаш» считают, что ситуация на рынке может быть существенно лучше. В некотором роде, снижение темпов роста рынка произошло из-за приостановки действия Постановления №518 (о компенсациях лизинговым компаниям скидок по авансовым платежам). Согласно изменениям условий программы господдержки, которые были приняты летом прошлого года, некоторые лизинговые организации не смогут получить возмещение субсидий за 2018 год.
Речь идет об одном из основных условий программы, по которому лизинговая компания сможет получить компенсацию по скидкам за 2018 год, если обеспечит рост продаж российской техники в 2019 году на 10%. В итоге, лизингодателям, не выполнившим условие, в возмещении субсидий отказано. Им придется выставить своим клиентам счета на оплату, ранее предоставленных скидок. В среднем сумма компенсации составляет 400 000 рублей за единицу.
В целом, специалисты в качестве позитивного сценария на 2020 год выбрали сохранение текущего уровня продаж, в лучшем случае - прирост на 7-10%. Но многие эксперты склоняются к незначительному падению объемов реализации – до 3-4%. Основанием для такого прогноза является очередное повышение ставки утилизационного сбора, и ожидаемое снижение активности малого бизнеса. Не стоит забывать о ежегодной традиции повышать цены на топливо в разгар летнего сезона.
В завершение, мнение Олега Никитина, директора департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment: «Ситуация в реальном секторе экономики обязательно коснется финансовых рынков, однако при благоприятном стечении обстоятельств в России сохранится относительно дешёвое и доступное финансирование. Тем не менее, в отрасли сейчас преобладают настроения, связанные с ожиданием снижения спроса».
- По спецтехнике вопрос
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Ваши советы по спецтехнике
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Фронтальные погрузчики из Китая
- Ставки на коммунальную и дорожную технику в III квартале 2019 года
- Рынок спецтехники РФ в 2019 году: анализ итогов и прогнозы экспертов
- Лизинг спецтехники в России за 5 месяцев 2020 года
- Обзор рынка строительной техники в России
Если бы не короновирус, то рост в этом году продолжился бы. А так будет серьёзное падение. И на восстановление 2019 года показателей уйдёт 2-3 года примерно
Да, конечно, рынок сжимается, все сжимается. Работаю в компании, сдающей грузовики и автобусы в аренду.Что вам сказать? Объем упал, почти весь коллектив работает неполный рабочий день. Живем надеждой.
Рост продаж спецтехники - гордость любой страны. Это означает рост строительства, дорожного строительства, горно-добывающей отрасли и рост много чего еще.