Рынок автомобильных грузоперевозок: анализ и прогнозы развития
Если говорить об удельном весе транспортной логистики в общем объеме национального ВВП России, цифра довольно внушительная – 5,6%. По сравнению с Америкой и Германией, российская логистическая отрасль экономики приносит гораздо больше добавленной стоимости на душу населения. Грузовой автомобильный транспорт РФ в настоящее время представляет собой мощный комплекс технических средств и дорожной инфраструктуры, входящей в единую транспортную систему страны. Его провозной потенциал составляет примерно 35 млн. тонн и он ежегодно растет.
Осуществляя перевозки более половины всех грузов страны, грузовой автотранспорт в основных секторах экономики, как правило, не имеет альтернативы не только в автомобильном, но и в мультимодальном сообщении. Суммарные затраты на перевозки грузов автотранспортом – около 2,5 трлн. руб. в год – превышают затраты на других видах транспорта. В то же время, наряду со значительной долей в объеме грузоперевозок (около 50%), грузовой автотранспорт в грузообороте страны составляет всего около 4,5%, тогда как на долю железнодорожного магистрального транспорта приходится 45,0%.
Эксперты о текущей ситуации в отрасли
В своем выступлении на Первой конференции «Транспортная логистика. Грузовые автомобильные перевозки», заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул отметил: «По итогам первого полугодия грузовой автомобильный транспорт продемонстрировал рост на 2,1%. За последние годы значительно изменилась географическая направленность и характер автомобильных грузоперевозок: сократился объем импорта из Европы после введения антироссийских санкций и контрсанкций, а грузовые потоки переориентировались на азиатские рынки. Кроме того, резко вырос объем экспортных грузопотоков почти по всем направлениям, что дало возможность выровнять баланс в международных автоперевозках».
По мнению экспертов, в отрасли назрела острая необходимость реформирования. Достижению этой цели могут способствовать такие мероприятия как:
- внедрение эффективно работающей общегосударственной системы автоматического весогабаритного контроля,
- появление электронной транспортной накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов,
- введение системы аттестации перевозчиков и контроля их операционной деятельности,
- создание комплексной системы страхования ответственности перевозчиков, грузоотправителей и владельцев грузов.
Для более интенсивного развития рынку сегодня необходимы объективные и детальные данные, которые откроют возможности для повышения эффективности национальной экономики. Часть этих данных уже сейчас аккумулируется в государственной системе «Платон». По мнению Елены Игнатенковой, коммерческий директор РТИТС, компании-оператора системы «Платон», данные, собранные через систему, могут быть использованы для анализа работы отрасли грузовых автомобильных перевозок, как в интересах государства, так и в интересах бизнеса. По результатам анализа данных, полученных от системы, РТИТС идентифицирует, какие запросы, и потребности в дополнительных информационных сервисах есть на данный момент у перевозчиков.
Немного статистики
К проблемам грузового автотранспорта страны следует отнести несоответствие парка АТС современным требованиям и условиям эксплуатации. Сегодня средний возраст грузовых автомобилей превышает 11 лет, половина парка грузовиков не востребована, а значительная часть из них должна быть списана. Структура парка АТС по типу кузова, грузоподъемности, качеству и виду потребляемого топлива характеризуется как несовершенная. Кроме этого весьма низким (около 10%) остается уровень соответствия экологическим стандартам Евро-4, Евро-5 и Евро-6.
В число стабильно развивающихся секторов рынка автотранспортных услуг входят международные автоперевозки грузов, характеризующиеся наиболее высоким уровнем организации перевозочного процесса. На автомобильный транспорт приходится до 4,8 % внешнеторгового оборота России по объему перевозок и не менее 25 % в стоимостном выражении. Объем автомобильных перевозок грузов между Россией и зарубежными странами в 2017 году составил более 27 млн. т. Отмечена тенденция снижения доли иностранных перевозчиков, что расценивается как положительный фактор.
Экспертные прогнозы
В соответствии с прогнозом развития автомобильного транспорта на 2030 год, подготовленным ОАО «НИИАТ», среднее расстояние перевозки грузов увеличится незначительно – до 47 км. Объем перевозок автотранспортом возрастет на 48 %, а грузооборот - на 52%. Парк грузовых автотранспортных средств (АТС) в стране ежегодно расширяется и в настоящее время насчитывает 6,4 млн. единиц. По сравнению с парком 2000 года он увеличился в 1,5 раза, а с парком 1990 года – более чем в 2,2 раза, хотя объем перевозок при этом сократился почти втрое, а грузооборот – на 20%.
Ряд экспертов прогнозируют в недалеком будущем внедрение технологий беспилотного автотранспорта. Однако комплексная реализация концепции беспилотного транспорта требует соответствующей законодательной и технической базы. Для проработки законодательной составляющей этого вопроса созданы рабочие группы, и к 2020 году планируется выработать соответствующие нормативные решения. Какого-либо серьезного перелома рыночной ситуации эксперты в ближайшем будущем не обещают, что позволяет назвать сферу транспортной логистики России стабильно развивающейся.
В статье использованы данные «Автостат», а также материалы портала «транспорт РФ».
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Анализ рынка перевозки грузов
- Показатели эффективности в работе водителей и кондукторов
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Обзор рынка грузоперевозок в России
- Деятельность автомобильных перевозчиков при падении грузооборота
- Анализ рынка автомобильных грузовых перевозок
- Мировой рынок грузоперевозок в 2017 году
В современных условиях очень трудно сделать прогнозы, по поводу развития отрасли даже на ближайшие 5 лет. Также трудно предвидеть, как будут развиваться беспилотные грузоперевозки.
Значительно увеличился бы прирост удельного веса транспортной логистики в ВВП за счет обновления автопарка и внедрения электронной финансовой документации.
Сейчас с учетом того, что происходит в мире, делать какие-то прогнозы для развития автомобильного транспорта в России не имеет смысла. Слишком много комплектующих для автомобильной промышленности поставляется из-за рубежа.
Если раньше эта отрасль чувствовала себя хорошо, и я честно говоря даже и не могу вспомнить, кто из крупняков загнулся, то сейчас и подавно, когда маркетплейсы так сильно раскачали. Да и вообще, транспортники - это некий индикатор, который может предвосхищать экономический рост.