Рынок автомобильных грузоперевозок: анализ и прогнозы развития
Если говорить об удельном весе транспортной логистики в общем объеме национального ВВП России, цифра довольно внушительная – 5,6%. По сравнению с Америкой и Германией, российская логистическая отрасль экономики приносит гораздо больше добавленной стоимости на душу населения. Грузовой автомобильный транспорт РФ в настоящее время представляет собой мощный комплекс технических средств и дорожной инфраструктуры, входящей в единую транспортную систему страны. Его провозной потенциал составляет примерно 35 млн. тонн и он ежегодно растет.
Осуществляя перевозки более половины всех грузов страны, грузовой автотранспорт в основных секторах экономики, как правило, не имеет альтернативы не только в автомобильном, но и в мультимодальном сообщении. Суммарные затраты на перевозки грузов автотранспортом – около 2,5 трлн. руб. в год – превышают затраты на других видах транспорта. В то же время, наряду со значительной долей в объеме грузоперевозок (около 50%), грузовой автотранспорт в грузообороте страны составляет всего около 4,5%, тогда как на долю железнодорожного магистрального транспорта приходится 45,0%.
Эксперты о текущей ситуации в отрасли
В своем выступлении на Первой конференции «Транспортная логистика. Грузовые автомобильные перевозки», заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул отметил: «По итогам первого полугодия грузовой автомобильный транспорт продемонстрировал рост на 2,1%. За последние годы значительно изменилась географическая направленность и характер автомобильных грузоперевозок: сократился объем импорта из Европы после введения антироссийских санкций и контрсанкций, а грузовые потоки переориентировались на азиатские рынки. Кроме того, резко вырос объем экспортных грузопотоков почти по всем направлениям, что дало возможность выровнять баланс в международных автоперевозках».
По мнению экспертов, в отрасли назрела острая необходимость реформирования. Достижению этой цели могут способствовать такие мероприятия как:
- внедрение эффективно работающей общегосударственной системы автоматического весогабаритного контроля,
- появление электронной транспортной накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов,
- введение системы аттестации перевозчиков и контроля их операционной деятельности,
- создание комплексной системы страхования ответственности перевозчиков, грузоотправителей и владельцев грузов.
Для более интенсивного развития рынку сегодня необходимы объективные и детальные данные, которые откроют возможности для повышения эффективности национальной экономики. Часть этих данных уже сейчас аккумулируется в государственной системе «Платон». По мнению Елены Игнатенковой, коммерческий директор РТИТС, компании-оператора системы «Платон», данные, собранные через систему, могут быть использованы для анализа работы отрасли грузовых автомобильных перевозок, как в интересах государства, так и в интересах бизнеса. По результатам анализа данных, полученных от системы, РТИТС идентифицирует, какие запросы, и потребности в дополнительных информационных сервисах есть на данный момент у перевозчиков.
Немного статистики
К проблемам грузового автотранспорта страны следует отнести несоответствие парка АТС современным требованиям и условиям эксплуатации. Сегодня средний возраст грузовых автомобилей превышает 11 лет, половина парка грузовиков не востребована, а значительная часть из них должна быть списана. Структура парка АТС по типу кузова, грузоподъемности, качеству и виду потребляемого топлива характеризуется как несовершенная. Кроме этого весьма низким (около 10%) остается уровень соответствия экологическим стандартам Евро-4, Евро-5 и Евро-6.
В число стабильно развивающихся секторов рынка автотранспортных услуг входят международные автоперевозки грузов, характеризующиеся наиболее высоким уровнем организации перевозочного процесса. На автомобильный транспорт приходится до 4,8 % внешнеторгового оборота России по объему перевозок и не менее 25 % в стоимостном выражении. Объем автомобильных перевозок грузов между Россией и зарубежными странами в 2017 году составил более 27 млн. т. Отмечена тенденция снижения доли иностранных перевозчиков, что расценивается как положительный фактор.
Экспертные прогнозы
В соответствии с прогнозом развития автомобильного транспорта на 2030 год, подготовленным ОАО «НИИАТ», среднее расстояние перевозки грузов увеличится незначительно – до 47 км. Объем перевозок автотранспортом возрастет на 48 %, а грузооборот - на 52%. Парк грузовых автотранспортных средств (АТС) в стране ежегодно расширяется и в настоящее время насчитывает 6,4 млн. единиц. По сравнению с парком 2000 года он увеличился в 1,5 раза, а с парком 1990 года – более чем в 2,2 раза, хотя объем перевозок при этом сократился почти втрое, а грузооборот – на 20%.
Ряд экспертов прогнозируют в недалеком будущем внедрение технологий беспилотного автотранспорта. Однако комплексная реализация концепции беспилотного транспорта требует соответствующей законодательной и технической базы. Для проработки законодательной составляющей этого вопроса созданы рабочие группы, и к 2020 году планируется выработать соответствующие нормативные решения. Какого-либо серьезного перелома рыночной ситуации эксперты в ближайшем будущем не обещают, что позволяет назвать сферу транспортной логистики России стабильно развивающейся.
В статье использованы данные «Автостат», а также материалы портала «транспорт РФ».
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Показатели эффективности в работе водителей и кондукторов
- Анализ рынка перевозки грузов
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Обзор рынка грузоперевозок в России
- Деятельность автомобильных перевозчиков при падении грузооборота
- Анализ рынка автомобильных грузовых перевозок
- Мировой рынок грузоперевозок в 2017 году
В современных условиях очень трудно сделать прогнозы, по поводу развития отрасли даже на ближайшие 5 лет. Также трудно предвидеть, как будут развиваться беспилотные грузоперевозки.
Значительно увеличился бы прирост удельного веса транспортной логистики в ВВП за счет обновления автопарка и внедрения электронной финансовой документации.
Сейчас с учетом того, что происходит в мире, делать какие-то прогнозы для развития автомобильного транспорта в России не имеет смысла. Слишком много комплектующих для автомобильной промышленности поставляется из-за рубежа.
Если раньше эта отрасль чувствовала себя хорошо, и я честно говоря даже и не могу вспомнить, кто из крупняков загнулся, то сейчас и подавно, когда маркетплейсы так сильно раскачали. Да и вообще, транспортники - это некий индикатор, который может предвосхищать экономический рост.
Очень интересная статья, особенно в части изменений географической направленности грузоперевозок. Это действительно значимый сдвиг, напоминающий о том, как быстро может меняться рынок в ответ на внешние факторы, такие как санкции. Интересно, что российская логистика, несмотря на все трудности, демонстрирует способность адаптироваться и даже извлекать выгоду из новых обстоятельств. Объем экспорта увеличивается, и это может стать драйвером для дальнейшего развития отрасли. Появление электронных транспортных документов и автоматического весогабаритного контроля - это шаг в правильном направлении, который может значительно упростить процессы и сократить издержки. Это схоже с тем, как внедрение систем ERP в производстве позволяет оптимизировать цепочки поставок. Однако, конечно, остаются проблемы с парком автомобилей, который явно нуждается в обновлении. Средний возраст грузовиков - более 11 лет - это серьезный вызов, особенно в свете современных экологических требований. В этой части стоит обратить внимание на опыт европейских стран, где активно используются программы поддержки обновления автопарка. Плюс, внедрение беспилотных технологий может стать настоящим прорывом, но пока это будущее, требующее законодательных изменений и согласованных действий различных ведомств. В целом, статья дает хорошее представление о том, в каком направлении движется российская транспортная логистика, и какие шаги предпринимаются для ее реформирования.
Порадовало, что объем международных автоперевозок растет, хотя и понятно, что это связано с изменением внешних торговых маршрутов. Надеюсь, это поможет укрепить позиции российских перевозчиков на мировом рынке. Важно продолжать работу над улучшением качества и экологичности автопарка, чтобы соответствовать международным стандартам.
Интересное сравнение с Америкой и Германией. Видно, что Россия делает ставку на развитие внутренней логистики и это имеет свои преимущества. Но, конечно, нужно больше инвестиций в инфраструктуру и обновление автопарка. Впечатляет, что автотранспорт у нас перевозит половину всех грузов, но надо думать и о железных дорогах, чтобы развивать их потенциал.