Спецтехника: производство или импорт – кто кого?

Несмотря на ряд очевидных успехов, следует признать, что результативность правительственных мероприятий по содействию российским производителям спецтехники все же неудовлетворительна. В сравнении с внутренним производством импорт растет, и это ярчайший аргумент в подтверждение того, что содействие российским машиностроителям все так же не в списке основных приоритетных задач госполитики. В настоящей статье мы поговорим о перспективах внутреннего производства специальной техники в России, а также затронем причины, сдерживающие производство.

Позитивные предпосылки

Как известно, в разрабатываемой стратегии развития производства специальной техники до 2030 года процент наших машин на национальном рынке значительно увеличивается, с 39 до 70%.

При этом увеличение производства в денежном отношении планируется в 4 раза, с 70 до 263 миллиарда рублей, а увеличение экспорта – в 5 раз, с 12 до 61 миллиарда рублей. Безусловно, необходимо принять меры, которые позволят повысить конкурентоспособность российских производителей специальной техники. Собственно говоря, некоторые из них уже были приняты. Так, на сегодняшний день правительство реализовало ряд инициатив, в частности, финансирование расходов на лизинг и производство экспериментальных образцов, а также экспорт и перевозку произведенной продукции к приемнику.

Причины, сдерживающие производство

 

Несмотря на все вышеперечисленное, проблемных вопросов, которые подрывают конкурентоспособность отечественных производителей, все так же много. К примеру, наши правители уже долгое время говорят о том, чтобы, в конце концов, начать сертификацию импортируемой в Россию специальной техники, на которую взамен ОТТС необходимо приобрести свидетельство о безопасности. Между тем участники проходившей в этом году конференции «Развитие строительно-дорожного машиностроения в России» отмечали, что соответствующий документ легко можно купить в Интернете.

Кстати говоря, как раз по этой причине на внутреннем рынке полуприцепов порядка 65% «бэушные», по дешевке импортированные из других стран. Это объясняется тем, что полуприцепы, в противовес прицепам, не были включены в утилизационный сбор. Как сообщили в Минпромторге, данный просчет планируется исправить уже в этом году. Таким образом, вслед за этим подержанные полуприцепы иностранного производства существенно подрастут в цене.

В то же время некоторые из присутствующих на конференции настаивали на том, чтобы в принципе наложить запрет на импорт «бэушной» прицепной спецтехники. Впрочем, подобная инициатива не слишком удивляет, поскольку это уже сделали власти ряда развивающихся стран, в том числе Бразилии и КНР. Кстати говоря, в последней импорт подержанной спецтехники приравнен к импорту отходов. Для России данная проблема является весьма нешуточной. Эксперты отмечают: только импорт «бэушных» полуприцепов лишит занятости более 55 тысяч российских граждан.

Другие причины

Собственно говоря, есть и другая причина, ограничивающая производство российской спецтехники, прежде всего, строительной. Очевидно, государственные структуры должны приобретать отечественную спецтехнику. Однако в настоящее время сами государственники строят немного. Как правило, они подписывают соглашения с частными подрядчиками, которым, разумеется, не представляется возможным указывать, какую спецтехнику применять. Впрочем, решение лежит на поверхности: необходимо предписать государственным структурам указывать в соглашениях с частными подрядными организациями требования о «происхождении» спецтехники, применяемой в процессе осуществления работ. К сожалению, соответствующие поправки в закон пока что привнести не удается.

Междутем наибольшее количество неопределенностей все так же вертится вокруг вопроса с утилизационным сбором. Как оказалось, сохранились сегменты рынка строительной техники, в которых машиностроители платят соответствующий сбор в госказну поголовно, тогда как компенсирование выплачивается только кому-то одному, крупнейшему, с мощнейшим админресурсом. Итог – неравноценное конкурирование. Выходит, утилизационный сбор оказался не средством содействия отечественным машиностроителям, а средством установления монополии рынка.

Подведем итоги 

Если на отраслевую обстановку взглянуть слегка отрешенно, нельзя не заметить, что в большинстве случаев споры происходят по поводу проблемных вопросов, которые возникли по итогам вступления России в BTO. Надеясь уберечь наследие былых времен, политики, не жалея сил, стремятся побороть огромное количество последствий, хотя можно просто взять и разобраться с первопричиной. Кстати говоря, в этом случае и целей, которые ставит перед собой вышеупомянутая стратегия развития, можно было бы достичь не к 2030 году, а гораздо ранее.

И все же хочется надеяться, что правительство, тем не менее, найдет возможность оказать нашим машиностроителям более ощутимую поддержку. Впрочем, что будет дальше, покажет лишь время.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 3 Комментариев: 6 Просмотров: 879
Автор статьи: / Дата публикации: 05-10-2018
Поиск запроса "производство импорт спецтехники в России" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Герман Пермь 05.10.2018

Поддерживать отечественных автопроизводителей важно, но необходимо и изучать, насколько эффективны такие меры, получается ли у российских компаний улучшать качество производимой техники, сохраняя разумные цены. 

1
0
Ответить
Михаил Москва 13.09.2024

Наконец-то в наше время стали делать достойную строительную технику для нужд страны. Да, хотелось чтобы все развивалось намного быстрее, и чтобы наша спецтехника была конкурентно способной. Но в данный момент все начинается практически с нулевой отметки. Но успехи уже заметны

0
0
Ответить
Михаил Россия, Красноярск 17.10.2018

Не могу не исключать предположения, что импорт необходим для изучения новых технологий ввозимой техники с последующим их применением в отечественных разработках, а также использования в качестве комплектующих.

0
0
Ответить
Валерия Калининград 22.02.2022

Создается такое впечатление, что российское правительство заинтересованно в поставках зарубежной техники. И поэтому они не спешат с развитием собственного российского машиностроения.

0
0
Ответить
Эсекьель 10.12.2024

Честно говоря, ситуация с производством спецтехники в России мне напоминает историю с развитием отечественного автопрома. Несмотря на огромные усилия со стороны правительства, мы всё ещё сталкиваемся с проблемами, которые, казалось бы, должны были быть решены давно. Например, та же история с сертификацией импортной техники — сколько уже можно об этом говорить, но решения до сих пор нет. Это действительно подрывает доверие к системе и делает нашу продукцию менее конкурентоспособной. Конечно, планы до 2030 года внушают оптимизм, особенно увеличение доли местной техники на рынке, но важно, чтобы это не осталось только на бумаге. Инициативы, такие как финансирование лизинга и экспериментальных образцов, безусловно, полезны, но нужны более решительные шаги, чтобы действительно создать благоприятные условия для роста нашей индустрии. Сравнивая с другими странами, такими как Китай или Бразилия, которые уже давно ограничили импорт подержанной техники, мне кажется, что Россия тоже могла бы взять на вооружение подобные меры. Это не только помогло бы защитить внутренний рынок, но и стимулировало бы занятость. Также стоит учесть, что государственные структуры должны поддерживать отечественного производителя, хотя сейчас это в большей степени остаётся на совести частных подрядчиков. В итоге, если все эти проблемы будут решены, можно ожидать более устойчивого роста в секторе и достижения целей, поставленных стратегией развития. В противном случае, мы рискуем упустить ещё одну возможность для укрепления наших позиций на мировом рынке.

0
0
Ответить
Асаф 11.12.2024

Вопрос о том, что государственные структуры мало строят сами, а передают работу подрядчикам, тоже важен. Если бы в контрактах были прописаны условия о покупке отечественной спецтехники, это могло бы существенно поддержать местного производителя. Пока же это остаётся на уровне пожеланий.

0
0
Ответить
Уильям 12.12.2024

Ситуация с импортом бэушной техники мне кажется особенно проблемной. Если честно, это выглядит как лазейка, которую давно пора закрыть, чтобы дать отечественным производителям шанс на нормальную конкуренцию. Надеюсь, что обещанные меры по утилизационному сбору действительно будут приняты и ситуация изменится.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: