Влияние эпидемии Covid-19 на рынок логистической недвижимости на примере Китая
«Всё пройдёт, пройдёт и это». Несмотря на то, что опасность коронавирусной инфекции пока ещё только усиливается, бизнес просчитывает ситуацию на рынке, которая сложится после завершения пандемии. В связи с этим под пристальным вниманием находится обстановка в Китае – стране, которая уже поступательно выходит из карантина и предпринимает первые шаги по стабилизации экономики.
Проблема сохранения спроса на складские площади
Становление транспортной отрасли обусловлена логистической составляющей. Поэтому исследования о влиянии Covid-19 на рынок логистической недвижимости являются на сегодняшний день актуальными. Выводы, приведённые в данной статье, основаны на исследовании специалистов Prologis, Inc – инвестиционного фонда недвижимости со штаб-квартирой в Сан-Франциско, который занимается в том числе торговыми операциями с логистическими объектами по всему миру.
В Китае всё больше людей возвращаются на работу, появляются первые признаки восстановления экономики, возрастает активность в том числе и в логистической области. Индикатор промышленного бизнеса (IBI), разработанный Prologis в США, с помощью которого эксперты фондов анализируют активность потенциальных клиентов, указывает на снижение спроса.
Впрочем, этот показатель не настолько выражен, как во время мирового финансового кризиса в 2008 году. Последнее исследование свидетельствует, что использование складских площадей остается высоким - в среднем 84%. Новые данные указывают на ограниченную гибкость рынка логистической недвижимости.
Как Китай запускает в работу складские площади после Covid-19
Китай – первая страна, чья экономика начинает восстанавливаться после кризиса. Поэтому, основываясь на примере КНР, аналитики определили четыре ключевых фактора, которые могут повлиять на ситуацию на мировом рынке в ближайшие месяцы:
- На протяжении всей эпидемии перевозки грузов продолжалась, за исключением случаев, когда правительство предписывало строгий карантин. В складских помещениях сотрудники провели ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех работающих, включая водителей, осуществляющих доставку товаров.
- Увеличилась популярность электронной коммерции, в частности, деятельности интернет-магазинов. Транспортные компании, а также владельцы и арендаторы складских площадей, ориентированные на конечных потребителей и городские перевозки, с особым акцентом на электронную коммерцию, зафиксировали наибольшую устойчивость к трудной ситуации, вызванной коронавирусной инфекцией.
- Поставки, даже в условиях нехватки персонала, продолжались без серьезных сбоев. Многие онлайн-сегменты продемонстрировали хорошие результаты. Самые высокие из них были в сфере пищевой промышленности, а также розничной торговле продуктами. В свою очередь, активность в автомобильной промышленности остается на более низком уровне.
- Новые договоры аренды подписывались невзирая на карантин. Введённые ограничения на маршруты перевозки грузов сократили количество свободных на складских площадях. Особенно это ощущалось в пиковый момент эпидемии. Однако активность в этой области сохранялась, хотя и более медленными темпами.
В феврале и марте этого года в сфере логистической недвижимости было заключено несколько десятков договоров аренды в Китае на общую площадь 182 000 кв. м складских территорий. Это были и новые контракты, и пролонгированные существующих договора.
Рынок логистической недвижимости нуждается в поддержке государства
В Китае запускаются процессы, направленные на восстановление экономики. Открываются предприятия. Медленно восстанавливается городская жизнь, конечно, с принятием разумных мер безопасности. В то же время наблюдается некая настороженности на рынке. И правительство, и бизнес не теряют бдительности и заблаговременно предпринимают шаги на случай возникновения второй волны инфекций Covid-19. Эксперты не исключают, что дальнейшая экономическая нестабильность может вскоре снизить спрос на логистическую недвижимость.
В отчёте Prologis особенно указывается, что активность рынка логистической недвижимости в США и Европе будет ослабевать. Об этом свидетельствуют экономические показатели, весьма сходные с ситуацией, сложившейся в Китае. Это особенно очевидно в США. Здесь количество заявок на получение статуса банкрота достигло самого высокого уровня в истории страны.
В то же время, данные Prologis показывают, что в настоящее время только 22% респондентов сообщают о резком падении уровня активности в связи с: отсутствием товаров для дальнейшей перевозки, а также вследствие закрытия помещения из-за соображений безопасности.
В свою очередь, 38% респондентов сообщают либо о стабильной обстановке.
Остальные респонденты указывают на умеренное замедление экономической активности, что выражается в поступательном снижении объёмов перевозок грузов и принимают соответствующие меры предосторожности.
Названы новые структурные причины роста, такие как более высокий уровень складирования товаров и перевозка грузов на основе системы электронной торговли. Всё это успешно сочетается с четырьмя тенденциями, которые могут смягчить последствия спада в логистике:
- быстрая динамика и крайне низкая доля вакансий на рынке;
- изменчивый спрос из-за Covid-19, а также стабильное увеличение его в некоторых секторах экономики, например, в сфере электронной торговли, продуктов питания;
- пополнение запасов из сопредельных стран, в том числе из Китая, поскольку в стране эпидемия пошла на спад;
- поиск новых инвестиций.
В этой ситуации могут помочь соответствующие налоговые льготы. Однако спрос на складские помещения, уровень занятости и повышение арендных ставок вызовут напряжённость на рынке логистической недвижимости.
- Какой спрос на автобур?
- Как я отношусь к грузоперевозкам?
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Как не допустить конфликтных ситуаций?
- Какую фуру подобрать?
- Влияние эпидемии Covid-19 на рынок логистической недвижимости на примере Китая
- Пандемия изменила подход к внедрению электронной коммерции на складах
- Электронная коммерция на складах
Никто ещё не знает к чему приведет ситуация с коронавирусом у нас. Одно ясно точно - будет сложно. В Китае люди более дисциплинированные.
Я думаю, что спрос на складские площади будет лишь расти. Эпидемия показала, что от офисов многие могут отказаться и работать на удаленке, но от складов отказаться нельзя, ведь товар надо где-то хранить.
Китайцы умеют действовать сообща и поэтому они сумеют справится с эпидемией, думаю логистические компании и транспортировка сильно не пострадают в отличии от СНГ например. Нужно брать пример с китайцев, они действительно умеют удивлять.