Закон о грузовых автоперевозках. Мнение экспертов

В настоящее время российская сфера грузовых автомобильных перевозок представляет собой мощный комплекс автотранспортных средств и дорожной инфраструктуры в составе единой транспортной системы страны. При всех текущих проблемах можно выделить и перспективные точки ее развития. Законодательная сторона дела не является исключением.

закон мнение экспертов грузовой автопарк

Грузовой автопарк в России в цифрах

По данным аналитиков НИИАТ, провозной потенциал (суммарная грузоподъемность) грузового автопарка РФ составляет свыше 35 млн тонн. Количество грузовых ТС, состоящих на учете ГУОБДД, в 2018 году составило 6,43 млн единиц, включая около 800 тыс. прицепов к грузовым автомобилям и около 700 тыс. полуприцепов к седельным автотягачам. Количество потребляемого моторного топлива составляет 34 млн тонн, в том числе бензина – 10 млн тонн, дизельного топлива – 23 млн тонн и газового топлива – примерно 1 млн тонн.

Осуществляя перевозки около половины грузов страны (5,54 млрд т), грузовой автотранспорт не имеет альтернативы на перевозках грузов в городском и пригородном сообщении, а также в сельском хозяйстве, в системе торговли и в других секторах экономики страны. Однако несмотря на стабильные темпы его развития и ежегодное увеличение среднего расстояния перевозки, доля грузового автотранспорта в грузообороте страны не превышает 8,5% (259 млрд т/км).

По данным Росстата, основную долю перевозок на автотранспорте выполняют крупные и средние предприятия всех видов деятельности. Их доля в общем объеме составляет 50%, в грузообороте – 64%. Доля коммерческих перевозок на автотранспорте в общем объеме составляет около 30%, а в грузообороте – около 54%. Среднее расстояние на коммерческих грузовых перевозках по территории России, на сегодняшний день составляет около 138 км.

АСВГК остановит разрушение дорог?

Одним из важнейших направлений совершенствования работы грузового автотранспорта в России является создание государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) крупнотоннажных грузовых ТС на всей сети автодорог федерального, регионального и местного значения. Система предназначена для исключения несанкционированного превышения нормативных весовых и габаритных параметров ТС при осуществлении перевозок грузов. Главные цели введения АСВГК - повышение сохранности дорожной сети, ТС и перевозимых грузов, а также повышение безопасности дорожного движения.

Проблема заключается в том, что в силу отсутствия должного весогабаритного контроля на автодорогах страны широко распространены грузоперевозки с использованием большегрузных ТС (категории N3, полной массой более 12 т) и превышением установленных для них предельных весовых параметров. Ущерб дорогам от повышенного износа в результате воздействия грузового транспорта, по оценке Росавтодора, составляет примерно 2,6 трлн руб. в год. При этом основная доля указанного ущерба приходится на парк грузовых ТС категории N3 (полной массой свыше 12 т) и категории N2 (свыше 3,5 и до 12 т), составляющий не менее 3,2 млн единиц.

Проведенные обследования дорожной сети показали, что при отсутствии должного весогабаритного контроля, многие перевозчики нарушают допустимые весовые нормы со средним перегрузом около 50%. Это приводит к ускоренному разрушению дорожного полотна, обрушениям мостов, увеличению числа дорожно-транспортных происшествий (с летальным исходом участников дорожного движения), к огромному ущербу экономике страны. Установлено, что проезд по дорожной сети одного «среднего» нарушителя, использующего ТС без специального разрешения, наносит вред, сопоставимый с проездом 100 тыс. легковых автомобилей.

АСВГК возьмет под контроль большегрузы

Решение проблемы, с учетом рекомендаций Общественной палаты РФ, заключается в создании АСВГК, предусматривающей введение до 2024 года на всей сети федеральных дорог 387 автоматизированных пунктов контроля, местного значения – 366 аналогичных пунктов. Предусмотрена также подготовка необходимых нормативно-правовых актов, внедрение механизмов повышения ответственности грузоотправителей наравне с перевозчиками при нарушении требований весовых параметров ТС.

Значительная доля дорожной сети страны с твердым и усовершенствованным покрытием рассчитана на движение ТС с 6-тонной осевой нагрузкой. Только 39% региональных автодорог могут быть использованы для движения грузовиков с осевой нагрузкой до 11,5 тонн. При этом маршруты перевозки грузов, особенно в междугородном сообщении, в большинстве случаев включают участки дорог с допускаемой 6-тонной осевой нагрузкой ТС и с допускаемой осевой нагрузкой в 10 и 11,5 т.

В связи с заинтересованностью перевозчиков в максимальном использовании грузоподъемности большегрузных машин практически на таких маршрутах эксплуатируются ТС с 10-тонными осевыми нагрузками без получения специального разрешений на движение, на участках дорог, рассчитанных на 6-тонные осевые нагрузки, что по сравнению с нормативом вызывает почти восьмикратное повышение степени износа и разрушение дорожного полотна.

Законотворчество

По мнению заведующего научно-исследовательским отделом НИИАТ, следует отметить необходимость принятия ФЗ «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ» с учетом поступивших замечаний. В настоящее время соответствующий законопроект (с учетом внесения изменений в ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») внесен в Госдуму.

Законопроект содержит важные предложения по совершенствованию работы грузового автотранспорта, включая создание и ведение реестров перевозчиков грузов за плату и для собственных нужд (с обязательной регистрацией перевозчиков и условиями соблюдения требований по их финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности).

Закон также предусматривает наличие в штате перевозчиков специалистов с профильным образованием, ответственных за организацию перевозок, усиление контроля за исполнением закона и повышение ответственности участников перевозок. Принятие этого законопроекта после доработки по полученным замечаниям будет способствовать решению существующих проблем развития грузового автотранспорта нашей страны.

В статье использованы материалы сайта truckandroad.ru

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Рейтинг: 1
Комментариев: 1 Просмотры: 452 26-05-2019 15:24
Поиск запроса "закон мнение экспертов грузовой автопарк" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Виктор Томск 26.07.2019

Золотое время для грузоперевозок было в 2004/05 годах. Сейчас, частнику нужно иметь не одну машину, а это нереально. Короче, бизнес захватили сетевики

0
0
Ответить
Артем Москва 26.04.2020

Ну на новом грузовике еще реально можно жить, так как ремонты не будут съедать большую часть прибыли, а вот со старой техникой уже не так все перспективно. Соглашусь, сейчас большие ТК занял половину мест.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: