Закон о грузовых автоперевозках. Мнение экспертов
В настоящее время российская сфера грузовых автомобильных перевозок представляет собой мощный комплекс автотранспортных средств и дорожной инфраструктуры в составе единой транспортной системы страны. При всех текущих проблемах можно выделить и перспективные точки ее развития. Законодательная сторона дела не является исключением.
Грузовой автопарк в России в цифрах
По данным аналитиков НИИАТ, провозной потенциал (суммарная грузоподъемность) грузового автопарка РФ составляет свыше 35 млн тонн. Количество грузовых ТС, состоящих на учете ГУОБДД, в 2018 году составило 6,43 млн единиц, включая около 800 тыс. прицепов к грузовым автомобилям и около 700 тыс. полуприцепов к седельным автотягачам. Количество потребляемого моторного топлива составляет 34 млн тонн, в том числе бензина – 10 млн тонн, дизельного топлива – 23 млн тонн и газового топлива – примерно 1 млн тонн.
Осуществляя перевозки около половины грузов страны (5,54 млрд т), грузовой автотранспорт не имеет альтернативы на перевозках грузов в городском и пригородном сообщении, а также в сельском хозяйстве, в системе торговли и в других секторах экономики страны. Однако несмотря на стабильные темпы его развития и ежегодное увеличение среднего расстояния перевозки, доля грузового автотранспорта в грузообороте страны не превышает 8,5% (259 млрд т/км).
По данным Росстата, основную долю перевозок на автотранспорте выполняют крупные и средние предприятия всех видов деятельности. Их доля в общем объеме составляет 50%, в грузообороте – 64%. Доля коммерческих перевозок на автотранспорте в общем объеме составляет около 30%, а в грузообороте – около 54%. Среднее расстояние на коммерческих грузовых перевозках по территории России, на сегодняшний день составляет около 138 км.
АСВГК остановит разрушение дорог?
Одним из важнейших направлений совершенствования работы грузового автотранспорта в России является создание государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) крупнотоннажных грузовых ТС на всей сети автодорог федерального, регионального и местного значения. Система предназначена для исключения несанкционированного превышения нормативных весовых и габаритных параметров ТС при осуществлении перевозок грузов. Главные цели введения АСВГК - повышение сохранности дорожной сети, ТС и перевозимых грузов, а также повышение безопасности дорожного движения.
Проблема заключается в том, что в силу отсутствия должного весогабаритного контроля на автодорогах страны широко распространены грузоперевозки с использованием большегрузных ТС (категории N3, полной массой более 12 т) и превышением установленных для них предельных весовых параметров. Ущерб дорогам от повышенного износа в результате воздействия грузового транспорта, по оценке Росавтодора, составляет примерно 2,6 трлн руб. в год. При этом основная доля указанного ущерба приходится на парк грузовых ТС категории N3 (полной массой свыше 12 т) и категории N2 (свыше 3,5 и до 12 т), составляющий не менее 3,2 млн единиц.
Проведенные обследования дорожной сети показали, что при отсутствии должного весогабаритного контроля, многие перевозчики нарушают допустимые весовые нормы со средним перегрузом около 50%. Это приводит к ускоренному разрушению дорожного полотна, обрушениям мостов, увеличению числа дорожно-транспортных происшествий (с летальным исходом участников дорожного движения), к огромному ущербу экономике страны. Установлено, что проезд по дорожной сети одного «среднего» нарушителя, использующего ТС без специального разрешения, наносит вред, сопоставимый с проездом 100 тыс. легковых автомобилей.
АСВГК возьмет под контроль большегрузы
Решение проблемы, с учетом рекомендаций Общественной палаты РФ, заключается в создании АСВГК, предусматривающей введение до 2024 года на всей сети федеральных дорог 387 автоматизированных пунктов контроля, местного значения – 366 аналогичных пунктов. Предусмотрена также подготовка необходимых нормативно-правовых актов, внедрение механизмов повышения ответственности грузоотправителей наравне с перевозчиками при нарушении требований весовых параметров ТС.
Значительная доля дорожной сети страны с твердым и усовершенствованным покрытием рассчитана на движение ТС с 6-тонной осевой нагрузкой. Только 39% региональных автодорог могут быть использованы для движения грузовиков с осевой нагрузкой до 11,5 тонн. При этом маршруты перевозки грузов, особенно в междугородном сообщении, в большинстве случаев включают участки дорог с допускаемой 6-тонной осевой нагрузкой ТС и с допускаемой осевой нагрузкой в 10 и 11,5 т.
В связи с заинтересованностью перевозчиков в максимальном использовании грузоподъемности большегрузных машин практически на таких маршрутах эксплуатируются ТС с 10-тонными осевыми нагрузками без получения специального разрешений на движение, на участках дорог, рассчитанных на 6-тонные осевые нагрузки, что по сравнению с нормативом вызывает почти восьмикратное повышение степени износа и разрушение дорожного полотна.
Законотворчество
По мнению заведующего научно-исследовательским отделом НИИАТ, следует отметить необходимость принятия ФЗ «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ» с учетом поступивших замечаний. В настоящее время соответствующий законопроект (с учетом внесения изменений в ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») внесен в Госдуму.
Законопроект содержит важные предложения по совершенствованию работы грузового автотранспорта, включая создание и ведение реестров перевозчиков грузов за плату и для собственных нужд (с обязательной регистрацией перевозчиков и условиями соблюдения требований по их финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности).
Закон также предусматривает наличие в штате перевозчиков специалистов с профильным образованием, ответственных за организацию перевозок, усиление контроля за исполнением закона и повышение ответственности участников перевозок. Принятие этого законопроекта после доработки по полученным замечаниям будет способствовать решению существующих проблем развития грузового автотранспорта нашей страны.
В статье использованы материалы сайта truckandroad.ru
- Закон об ОСАГО - натуральное возмещение в случае ДТП
- По транспортной карте детский билет по цене равен взрослому. Законно ли это?
- Транспортная компания КИТ хотелось бы узнать ваше мнение
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Современный рынок грузоперевозок: проблемы, ситуация, прогнозы
- Индустрии грузоперевозок для малого и среднего бизнеса. Обзор и прогнозы рынка
- Закон о грузовых автоперевозках. Мнение экспертов
- Эксперты об ограничении срока эксплуатации грузовых автомобилей
- Системная поддержка международных грузоперевозок: проблемы и эффективные решения
Золотое время для грузоперевозок было в 2004/05 годах. Сейчас, частнику нужно иметь не одну машину, а это нереально. Короче, бизнес захватили сетевики
Ну на новом грузовике еще реально можно жить, так как ремонты не будут съедать большую часть прибыли, а вот со старой техникой уже не так все перспективно. Соглашусь, сейчас большие ТК занял половину мест.
Тема понравилась,конечно есть то - с чем я не согласна,но все же было интересно почитать и поразмышлять)
Эти законы постоянно переписываются и корректируются. Уже много раз такое было. Будут по любому еще переписывать. Так что, законы действующие сейчас, не факт что будут действовать потом. Ну это лично мое мнение. Мне кажется, что впереди еще больше ограничений.
Читая статью, сразу видно, насколько важна интеграция автоматизированных систем контроля в сфере грузоперевозок. Вспоминается опыт европейских стран, где подобные системы давно внедрены и показывают свою эффективность. Например, в Германии уже давно действует система Toll Collect, которая обеспечивает контроль и сбор платы за проезд большегрузных автомобилей по автобанам. Это не только способствует сохранности дорожной инфраструктуры, но и позволяет государству получать дополнительные средства на её развитие. В российской действительности внедрение АСВГК может стать настоящим прорывом. Проблемы с перегрузом и разрушением дорог актуальны уже давно, и цифры, представленные в статье, только подтверждают масштабы бедствия. Важно, чтобы государство не только ввело контрольные пункты, но и обеспечило строгий контроль за соблюдением новых норм. Ведь без должного контроля любые инициативы могут остаться лишь на бумаге. Также стоит отметить, что создание реестров перевозчиков и обязательная регистрация могут значительно повысить прозрачность и надежность рынка перевозок. Это поможет уменьшить количество недобросовестных компаний, которые пренебрегают правилами и экономят на безопасности. Конечно, остаются вопросы по поводу исполнения и финансирования всех этих инициатив, но начало положено, и надеюсь, что в будущем мы увидим реальные изменения в этой сфере.
Хорошо, что наконец-то начинают серьёзно обсуждать такие важные моменты, как весогабаритный контроль. Вспоминается, что в Японии с их заботой о дорожной сети подобные меры уже давно не новость. Надеюсь, что и у нас это приведёт к улучшению состояния дорог и безопасности перевозок.
Интересная статья, поднимающая серьёзные вопросы. Внедрение АСВГК, безусловно, нужно. Вспоминается, как в США с их сложной сетью хайвеев подобные системы помогают не только контролировать нагрузку на дороги, но и увеличивать безопасность движения. Надеюсь, что Россия сможет перенять этот опыт и внедрить его на своей территории.