Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года

Серьезный общественный резонанс вызвало утверждение Правительством Российской Федерации нового порядка осуществления коммерческих грузоперевозок, который вступает в действие с 1 января 2022 года. Особого внимания заслуживает транспортная накладная, которая вскоре будет оформляться исключительно в электронном виде. О том, какие именно нововведения ждут участников рынка, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Федеральный закон №336-ФЗ от 02.07.2021 об изменениях в перевозочных документах

 Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года

Итак, в соответствии с положениями ФЗ №336, принятого в начале июля текущего года, в РФ планируется разработка и постепенное внедрение новой системы электронного оборота документов, регламентирующих сферу транспортировки грузов посредством автомобильного транспорта.

Важно

Первые попытки использовать электронную документацию начались более 9 месяцев назад, но с января 2022 к ней будут обязаны подключиться не менее 60 процентов частных предпринимателей и компаний, так или иначе связанных с грузоперевозками, а также организаций, занимающихся отправкой и получением грузов.

 Изменения коснуться всех участников рынка: перевозчиков, грузоотправителей и получателей, представителей профильных надзорных ведомств, операторов электронного документооборота и пр. Все они будут вынуждены работать через государственную информсистему. 

В упомянутом нами выше документе четко раскрыто понятие этой информационной системы (ГИС) электронных перевозочных документов (ЭПД). Она представляет собой систему, регламентирующую создание, обработку, применение и хранение перевозочной документации в электронном виде. В список ЭПД входят:

  •  транспортная накладная;
  •  заказ-наряд;
  •  сопроводительная ведомость.

Все эти документы, повторимся, будут заполняться в электронном виде и храниться на выделенном сервере.

Для подключения к системе каждого потенциального ее участника обяжут подписать соглашение с оператором, коим выступает Министерство транспорта.  Отметим, что многие транспортные накладные 2021 уже оформляются по новым правилам, но пока это происходит на добровольных засадах, вскоре ситуация изменится кардинально. 

Перевод в электронный вид путевых листов

Ключевым нововведением в сфере автомобильных перевозок РФ станет перевод в электронный формат путевых листов, именно он призван стать очередным этапом внедрения электронного документооборота. Профильное министерство уже разработало отдельный проект закона, который четко пропишет саму возможность и нюансы создания путевых листов не в бумажной, как это было ранее, а именно в электронной форме. 

 Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года

Планируется, что на рассмотрение Правительства законопроект внесут в ближайшее время, ведь до конца текущего года он должен быть принят окончательно, чтобы реализация далеко идущих планов Минтранса стала возможной в принципе.

К слову: конечной целью является выемка с рынка бумажных документов не только для ужесточения контроля над отраслью в целом, но и для уменьшения вреда экологии. Сейчас в год оформляется не менее 3 млрд. накладных, на что уходит больше 40 тысяч тонн бумаги.

Кроме того, по мнению чиновников, благодаря цифровизации перевозочных документов удастся повысить скорость перемещения и доставки товара как минимум вдвое. Так, если сейчас скорость перемещения груза составляет около 300 км/сутки, то после внедрения проекта в действительность она достигнет 600 км/час. 

Пока добровольно, а с 2023 года может стать обязательным

 Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года

Известно, что на протяжении 2022 года добровольное использование транспортных накладных в электронном виде еще будет возможным, хотя профильные инстанции будут всячески поощрять и даже заставлять участников рынка отказываться от бумажной документации, но вот с наступлением 2023 соблюдение новых требований станет обязательным. Поэтапное внедрение ЭПД позволит отрасли легче адаптироваться к нововведениям. 

Новые пункты в транспортной накладной

 Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года

Образец транспортной накладной, оформляемой в электронном виде, находится в свободном доступе в интернете. Из него следует, что в бланк добавили ряд пунктов, которых ранее не было:

  •  Если отправителем груза является экспедитор, он ставит галочку напротив соответствующего пункта, а также вносит краткие сведения о заказчике услуги.
  •  Обязательным к заполнению становится раздел документа, свидетельствующий о ценности груза. 
  •  В разделе о приеме груза, помимо адресов погрузки/выгрузки, необходимо вписать данные лица, у которого груз забирают.
  •  В соответствующей графе следует указать регистрационный номер транспортного средства, привлеченного к осуществлению грузоперевозки, а также тип владения им (собственность, аренда или лизинг).
  •  Стоимость услуг и порядок расчета прописывается в разделе №16, а вот подписи сторон договора ставятся выше, в 15 разделе. 

Изменения в 1С

На устах бухгалтеров и деловодов, работающих в сфере автомобильных грузоперевозок, возникает вполне логичный вопрос о том, как отразятся описанные выше новшества на специфике ведения 1С бухгалтерии и будут ли они в принципе. В ходе изучения темы нам не удалось найти ответа на него, не спешат с разъяснениями и профильные ведомства. Остается ждать и надеяться на то, что все встанет на свои места после внедрения ЭПД на практике.

Рейтинг: 15
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 8490
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 23-09-2021 / Обновлено: 23-09-2021
Поиск запроса "транспортная накладная" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Александр 23.09.2021

Важно, чтобы при этом был доступ к электронному документообороту у всех перевозчиков и заказчиков. А так упростится и сильно, не нужно будет с собой всё это дело возить и подписывать. Наверное уменьшится количество экспедиторов и бухгалтеров при этом (как до этого в банках). Главное, чтобы не дублировалось: бумажный и электронный носитель одновременно.

1
10
Ответить
Ирина Москва 25.09.2021

Прогрес на лицо! Не нужно будет возиться с кучей бумажек и собирать подписи. Главное чтобы оно стабильно работало

2
14
Ответить
Сергей Ижевск 08.02.2022

Скорее уменьшится количество мелких ИПешек.

1
0
Ответить
Менахем-Мендель 06.12.2024

Для меня, как для участника рынка грузоперевозок, внедрение электронных документов кажется шагом в правильном направлении. Это напоминает переход на электронные счета-фактуры в бухгалтерии, который вначале тоже вызывал сомнения, но в итоге упростил жизнь многим компаниям. Электронные транспортные накладные, вероятно, помогут оптимизировать процесс и минимизировать ошибки, которые нередко случаются при заполнении бумажных документов. Конечно, потребуется время на адаптацию и обучение сотрудников, но это неизбежная часть любого нововведения. Важно, чтобы государственные органы предоставили четкие инструкции и поддержали компании на этапе перехода. Интересно, что многие уже начали использовать электронные накладные, что свидетельствует о готовности бизнеса к изменениям. Однако остается открытым вопрос интеграции новых процессов в системы 1С, которые широко используются в отрасли. Надеюсь, разработчики программного обеспечения успеют адаптироваться к изменениям. К тому же, переход на электронные документы может способствовать ускорению транспортировки, что критично в условиях нынешнего рынка. В целом, такие изменения воспринимаются положительно, особенно если учесть экологический аспект: уменьшение использования бумаги — это вклад в сохранение окружающей среды. Конечно, до полного отказа от бумаги еще далеко, но важно начать с малого. Будет интересно наблюдать, как это повлияет на конкуренцию на рынке и какие компании быстрее адаптируются к новым условиям.

0
0
Ответить
Оле 07.12.2024

Кажется, что переход на цифровые документы в грузоперевозках неизбежен, особенно с учетом мировых тенденций. Такие изменения могли бы способствовать большей прозрачности в операциях и улучшению контроля за процессами, что обязательно отразится на эффективности.

0
0
Ответить
Кадир 08.12.2024

Интересно, как эти изменения повлияют на малый бизнес. Для небольших перевозчиков внедрение электронных документов может стать вызовом, требующим дополнительных ресурсов и времени. Важно, чтобы власти поддержали их в этом переходе.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: