Новая транспортная накладная с 01.01.2022 года
Серьезный общественный резонанс вызвало утверждение Правительством Российской Федерации нового порядка осуществления коммерческих грузоперевозок, который вступает в действие с 1 января 2022 года. Особого внимания заслуживает транспортная накладная, которая вскоре будет оформляться исключительно в электронном виде. О том, какие именно нововведения ждут участников рынка, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Оглавление
Федеральный закон №336-ФЗ от 02.07.2021 об изменениях в перевозочных документах
Итак, в соответствии с положениями ФЗ №336, принятого в начале июля текущего года, в РФ планируется разработка и постепенное внедрение новой системы электронного оборота документов, регламентирующих сферу транспортировки грузов посредством автомобильного транспорта.
ВажноПервые попытки использовать электронную документацию начались более 9 месяцев назад, но с января 2022 к ней будут обязаны подключиться не менее 60 процентов частных предпринимателей и компаний, так или иначе связанных с грузоперевозками, а также организаций, занимающихся отправкой и получением грузов.
Изменения коснуться всех участников рынка: перевозчиков, грузоотправителей и получателей, представителей профильных надзорных ведомств, операторов электронного документооборота и пр. Все они будут вынуждены работать через государственную информсистему.
В упомянутом нами выше документе четко раскрыто понятие этой информационной системы (ГИС) электронных перевозочных документов (ЭПД). Она представляет собой систему, регламентирующую создание, обработку, применение и хранение перевозочной документации в электронном виде. В список ЭПД входят:
- транспортная накладная;
- заказ-наряд;
- сопроводительная ведомость.
Все эти документы, повторимся, будут заполняться в электронном виде и храниться на выделенном сервере.
Для подключения к системе каждого потенциального ее участника обяжут подписать соглашение с оператором, коим выступает Министерство транспорта. Отметим, что многие транспортные накладные 2021 уже оформляются по новым правилам, но пока это происходит на добровольных засадах, вскоре ситуация изменится кардинально.
Перевод в электронный вид путевых листов
Ключевым нововведением в сфере автомобильных перевозок РФ станет перевод в электронный формат путевых листов, именно он призван стать очередным этапом внедрения электронного документооборота. Профильное министерство уже разработало отдельный проект закона, который четко пропишет саму возможность и нюансы создания путевых листов не в бумажной, как это было ранее, а именно в электронной форме.
Планируется, что на рассмотрение Правительства законопроект внесут в ближайшее время, ведь до конца текущего года он должен быть принят окончательно, чтобы реализация далеко идущих планов Минтранса стала возможной в принципе.
К слову: конечной целью является выемка с рынка бумажных документов не только для ужесточения контроля над отраслью в целом, но и для уменьшения вреда экологии. Сейчас в год оформляется не менее 3 млрд. накладных, на что уходит больше 40 тысяч тонн бумаги.
Кроме того, по мнению чиновников, благодаря цифровизации перевозочных документов удастся повысить скорость перемещения и доставки товара как минимум вдвое. Так, если сейчас скорость перемещения груза составляет около 300 км/сутки, то после внедрения проекта в действительность она достигнет 600 км/час.
Пока добровольно, а с 2023 года может стать обязательным
Известно, что на протяжении 2022 года добровольное использование транспортных накладных в электронном виде еще будет возможным, хотя профильные инстанции будут всячески поощрять и даже заставлять участников рынка отказываться от бумажной документации, но вот с наступлением 2023 соблюдение новых требований станет обязательным. Поэтапное внедрение ЭПД позволит отрасли легче адаптироваться к нововведениям.
Новые пункты в транспортной накладной
Образец транспортной накладной, оформляемой в электронном виде, находится в свободном доступе в интернете. Из него следует, что в бланк добавили ряд пунктов, которых ранее не было:
- Если отправителем груза является экспедитор, он ставит галочку напротив соответствующего пункта, а также вносит краткие сведения о заказчике услуги.
- Обязательным к заполнению становится раздел документа, свидетельствующий о ценности груза.
- В разделе о приеме груза, помимо адресов погрузки/выгрузки, необходимо вписать данные лица, у которого груз забирают.
- В соответствующей графе следует указать регистрационный номер транспортного средства, привлеченного к осуществлению грузоперевозки, а также тип владения им (собственность, аренда или лизинг).
- Стоимость услуг и порядок расчета прописывается в разделе №16, а вот подписи сторон договора ставятся выше, в 15 разделе.
Изменения в 1С
На устах бухгалтеров и деловодов, работающих в сфере автомобильных грузоперевозок, возникает вполне логичный вопрос о том, как отразятся описанные выше новшества на специфике ведения 1С бухгалтерии и будут ли они в принципе. В ходе изучения темы нам не удалось найти ответа на него, не спешат с разъяснениями и профильные ведомства. Остается ждать и надеяться на то, что все встанет на свои места после внедрения ЭПД на практике.
- Транспортные перевозки
- Пропечатанные накладные
- ООО Транспортные системы
- По транспортной карте детский билет по цене равен взрослому. Законно ли это?
- Как наказать транспортных вандалов?
- Как Транспортная стратегия урегулирует проблемы в системе перевозки грузов
- Способы экономии на транспортных расходах
- Транспортный коллапс на пограничных постах между Россией и Казахстаном
- Перевозчики в Татарстане будут работать по электронным накладным
- Почему «пакет Яровой» может парализовать работу транспортных компании?
Важно, чтобы при этом был доступ к электронному документообороту у всех перевозчиков и заказчиков. А так упростится и сильно, не нужно будет с собой всё это дело возить и подписывать. Наверное уменьшится количество экспедиторов и бухгалтеров при этом (как до этого в банках). Главное, чтобы не дублировалось: бумажный и электронный носитель одновременно.
Прогрес на лицо! Не нужно будет возиться с кучей бумажек и собирать подписи. Главное чтобы оно стабильно работало
Скорее уменьшится количество мелких ИПешек.
Для меня, как для участника рынка грузоперевозок, внедрение электронных документов кажется шагом в правильном направлении. Это напоминает переход на электронные счета-фактуры в бухгалтерии, который вначале тоже вызывал сомнения, но в итоге упростил жизнь многим компаниям. Электронные транспортные накладные, вероятно, помогут оптимизировать процесс и минимизировать ошибки, которые нередко случаются при заполнении бумажных документов. Конечно, потребуется время на адаптацию и обучение сотрудников, но это неизбежная часть любого нововведения. Важно, чтобы государственные органы предоставили четкие инструкции и поддержали компании на этапе перехода. Интересно, что многие уже начали использовать электронные накладные, что свидетельствует о готовности бизнеса к изменениям. Однако остается открытым вопрос интеграции новых процессов в системы 1С, которые широко используются в отрасли. Надеюсь, разработчики программного обеспечения успеют адаптироваться к изменениям. К тому же, переход на электронные документы может способствовать ускорению транспортировки, что критично в условиях нынешнего рынка. В целом, такие изменения воспринимаются положительно, особенно если учесть экологический аспект: уменьшение использования бумаги — это вклад в сохранение окружающей среды. Конечно, до полного отказа от бумаги еще далеко, но важно начать с малого. Будет интересно наблюдать, как это повлияет на конкуренцию на рынке и какие компании быстрее адаптируются к новым условиям.
Кажется, что переход на цифровые документы в грузоперевозках неизбежен, особенно с учетом мировых тенденций. Такие изменения могли бы способствовать большей прозрачности в операциях и улучшению контроля за процессами, что обязательно отразится на эффективности.
Интересно, как эти изменения повлияют на малый бизнес. Для небольших перевозчиков внедрение электронных документов может стать вызовом, требующим дополнительных ресурсов и времени. Важно, чтобы власти поддержали их в этом переходе.