Автомобильные дороги Беларуси выдерживают удар нехватки транзитных перевозок
В республике Беларусь в 2015 году завершает своё действие «Стратегия развития транзитного потенциала», принятая в 2011 г. Этот документ был направлен на улучшение условий транзитных перевозок грузов на территории Беларуси и эффективного сотрудничества с сопредельными государствами.
Автомобильные дороги Беларуси вызывают восхищение российских водителей и пассажиров. Качественное дорожное полотно абсолютно не загружено. Допустимая скорость составляет 110 км.
Придорожная инфраструктура и ненавязчивый сервис вызывает только благодарность проезжающих. Автомобильные дороги Беларуси признаны экспертами самыми лучшими среди стран СНГ. Но на сегодняшний день их потенциал используется не более чем на 75%, а пропускная способность всего на одну треть.
Наибольшую прибыль от транзитных перевозок белорусский бюджет зафиксировал в 2008 году. Затем уровень эффективности начал стабильное снижение. В августе 2009 года Совет Министров республики принял корректирующее положение. В нём отмечалось необходимость развития новых транспортно-логистических схем, предусматривалось подписания ряда международных договоров со странами ЕС, СНГ и ЕврАзЭС. В результате доход от транзитных перевозок грузов составил 102% от планируемых показателей.
В ноябре 2013 года правительство РБ вновь обратило внимание на необходимость увеличения объёма железнодорожных грузоперевозок за счёт российских внешнеторговых грузов. В Москве состоялся круглый стол по этой теме. Белорусская сторона познакомила партнёров с новой ценовой политикой на 2014 год.
С вводом странами ЕС антироссийских санкций транзитный поток республики вновь перестал приносить прибыль. Бюджет Беларуси потерял более 10 млн долларов. Для экономики такой маленькой страны это чувствительный удар. В создавшихся условиях по Россельхоз предъявляет требования о прекращении транзитных перевозок через Беларусь всех европейских товаров.
Эти меры вынуждают республику присоединиться к российским контрсанкциям. Тем самым она оказалась меж двух огней. А.Г. Лукашенко не желает усугублять и так непростые отношения с европейским сообществом, но и ссорится с «большим братом» ему тоже не с руки. А в это время совершенные по российским меркам автомобильные дороги Беларуси и сопутствующая им инфраструктура простаивает.
- Лицензия на осуществление пассажирских перевозок
- Порядок организации перевозок детей
- Время пришло менять АКБ, что нового в не дорогом сегменте?
- Организация пассажирских перевозок.
- Нужны советы по открытию бизнеса пассажирких перевозок
- Автомобильные дороги Беларуси выдерживают удар нехватки транзитных перевозок
- Как автотранспортом довезти груз из Европы до России
- Бизнес автомобильных грузоперевозок в кризисное время
- Автомобильные дороги Польши
Беларусь стала перед сложным выбором. Однако, я надеюсь, выход найдется. Ведь таким дорогам можно позавидовать и поучиться соседним странам.
Да, дороги там высшего класса. Транзитный недостаток возник из-за введения платных участков - многие пытаются по максимуму объехать эти платные отрезки по бесплатным участкам.
Любые деловые отношения подвержены риску спадов и подъемов, поэтому не стоит воспринимать уменьшение объемов транзитных перевозок в Беларуси как нечто исключительное. Важно, чтобы в этой стране смогли найти источники компенсации финансовых потерь или, как минимум, нашли возможность уменьшения затрат бюджета.
Я живу в Беларуси, скажу только одно, что потеря прибыли от транзитных перевозок - это ничего в сравнении с тем, что сохраняется дорожное полотно, дороги у нас отличные. А вот потерянный доход все равно во многом шел на ремонт дорог, да и есть другие рычаги компенсации этих потерь, тем более, что в Беларуси ввели налог на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, который платится ежегодно одновременно с техосмотром.
Читая статью, невольно задумываешься о том, как быстро изменяется экономическая ситуация и как это влияет на страны, чья экономика сильно завязана на транзите. Беларусь — яркий пример такой страны. В 2015 году заканчивается действие стратегии, направленной на развитие транзитного потенциала, и, судя по всему, не все цели были достигнуты. Действительно, дороги в Беларуси вызывают восхищение, и в этом аспекте страна явно впереди многих постсоветских государств. Однако, как говорится, хорошая дорога не всегда гарантирует поток грузов. В статье упоминается, что потенциал используется лишь на 75%, а пропускная способность — на треть. Это напоминает ситуацию с аэропортами, где инфраструктура может быть на высшем уровне, но из-за политических или экономических факторов рейсы не совершаются в полном объеме. В 2008 году Беларусь достигла наибольшей прибыли от транзита, но затем ситуация начала ухудшаться. Корректирующее положение 2009 года давало надежду на улучшение, и показатели действительно выросли, но, увы, ненадолго. Санкции ЕС и ответные меры России вновь ударили по экономике, и это уже не просто статистика, а реальные потери в десятки миллионов долларов. В такой ситуации понятно, почему Беларусь оказывается между двух огней. С одной стороны, не хочется портить отношения с ЕС, а с другой — с Россией тоже конфликтовать невыгодно. Ведь именно через территорию Беларуси проходит значительная часть российских грузоперевозок. Очевидно, что стране придется искать новые пути решения, возможно, развивать другие отрасли или находить компромиссы с соседями.
Честно говоря, вся эта история с транзитом в Беларуси напоминает мне игру в шахматы. Каждый шаг требует тщательного обдумывания, и иногда приходится жертвовать одной фигурой, чтобы выиграть партию. Стране предстоит сложный выбор, ведь потеря транзита — это серьёзный удар по бюджету. Надеюсь, найдётся решение, которое позволит не потерять ни одного важного партнера.
Ситуация с транзитом через Беларусь — это классический пример того, как геополитика влияет на экономику. Инфраструктура есть, а вот возможности её использовать ограничены. Дороги хороши, но что толку, если грузопоток снижен из-за санкций? Это как построить отличный магазин в глухой деревне — посетителей мало, потому и прибыли нет.