Новый закон о такси – какой он будет?
С интересным манифестом развития рынка услуг автоперевозчиков выступил директор сервиса такси, возникшего в Курганской области, который смог перешагнуть даже границы России. Максим Шушарин объяснил причины неспособности старых законов регулировать услуги пассажирских перевозок такси в открытом письме под заголовком «Что не так с рынком такси в России». Здесь же он предложил провести в данной сфере экономическую и правовую революции.
Новый закон о такси на стадии разработки, но почему-то не обсуждается с участниками рынка и не учитывает сложившиеся на сегодня работающие механизмы. Была надежда у таксистов, что разработчики нового закона учтут обстоятельства и пожелание игроков. Речь идет в основном на запрос на цифровизацию сферы такси и легализацию перевозчиков.
По мнению Максима Шушарина, история может повториться, так как в новый законопроект перенесены многие устаревшие нормы, в том числе получение разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Возможно, что документы на каждый транспорт будет выдавать региональный орган власти, относящийся к транспортной сфере. Такая услуга в основном платная и обойдется в районе трех тысяч рублей.
Получить заветную бумагу просто, собрав минимальный пакет документов. Шушарин считает, что полученное разрешение – это статистический документ, который определяет количество перевозчиков и поступающих от них налогов. Получается, что это влияет на легальность такси, но не на безопасность и качества услуг. Для получения разрешения не требуется обладать безаварийным вождением. Человек может несколько раз привлекаться к административному нарушению за несоблюдение ПДД, при этом уполномоченный орган обязан выдать ему разрешение на работу в такси.
Стоит отметить, что выдаваемое на пять лет разрешение не может гарантировать прохождение медицинского и технического осмотра. К тому же таксистов это никак не заставит честно платить налоги от своих заработанных доходов. Прежний закон многих заставил уйти в тень. Сравнивая штраф за незаконную предпринимательскую деятельность который составляет от 500 до 2000 рублей, с штрафом за отсутствие путевого листа в размере 5000 рублей, то легче быть нелегалом. Тем более легальный таксист чаще попадает под проверки, а нелегалу проще спрятаться в потоке машин, поскольку шашки таксиста на нем отсутствуют.
Шушарин предлагает решить проблему путем перевода таксистов в статус самозанятых. В этом случае в выигрыше будут бюджеты, которые станут получать дополнительные поступления налогов. К тому перевозчик, который будет работать сам на себя, проявит больше ответственности за качество предоставляемых услуг. Он сам становится заинтересованным лицом. Тогда возникает вопрос, зачем ему регистрироваться как ИП. Тогда такие перевозки не станут гарантировать ни уплату налогов, ни безопасность.
Возможно, правильным решением остается возложение контроля качеством услуг на страховые компании. С помощью рубля они будут способствовать качеству работы таксистов. Рассматривается также введение «профессиональных прав», которые будут выдаваться водителям после обучения в автошколах. Таким образом, водители, работающие на регулярных маршрутах и школьных автобусах, должны будут пройти лицензирование, подтвердив в создании всех необходимых услуг. Так перевозчик просто обязан выполнить все установленные требования. Новый закон заставит операторов перед подключением таксистов к системе передачи заказов проверить сначала наличие регистрации предпринимательской деятельности, а также исполнение требований безопасности.
- Состояние пассажирского транспорта и качество предоставляемых услуг.
- Лицензия на осуществление пассажирских перевозок
- Лицензирование пассажирских перевозок
- Порядок организации перевозок детей
- Оплата услуг такси при помощи банковской карты
- Развитие транспортных пассажирских перевозок с помощью вертолетного такси
- Услуги такси для пассажирских перевозок работают по-новому
- Онлайн-такси снижают цены на городские пассажирские перевозки и выигрывают в конкурентной борьбе
- Новый закон о такси – какой он будет?
- Чем грозит пассажирам принятие закона об организации регулярных пассажирских перевозок?
И опять-же это всё делается специально- чтоб "ободрать" народ! Они уже не знают что придумать чтоб деньги содрать. Таксисты и так "пашут" за копейки, а в регионах ещё и на личных машинах.
Я согласен с тем, что нужно как можно проще сделать этап регистрации, но нужно как можно строже проверять самих водителей на проф. пригодность. Только так толк будет.
Регулирование частного такси нужно. Тем более, что в связи с ЧМ это было сделано в ряде российских городов. Но это должен быть двусторонний процесс. Должны быть не только требования и штрафы к частникам, но и поддерживающие меры, гранты на бизнес, обучение.
Интересная статья! Мне кажется, что проблема действительно в том, что старые законы не успевают за развитием технологий и изменениями в обществе. Это как если бы мы пытались регулировать интернет по правилам, которые были созданы до его появления. Максим Шушарин делает правильный акцент на том, что получение разрешений не влияет на качество и безопасность, а лишь на легальность. Это напоминает ситуацию с медицинскими лицензиями: наличие бумажки не всегда означает, что врач будет действительно хорош. Введение статуса самозанятых может стимулировать таксистов работать более прозрачно и ответственно. Но я сомневаюсь, что это решит все проблемы. Такой подход может напоминать попытку внедрения зеленых сертификатов в энергетике: идея хорошая, но реализация часто страдает. Надеюсь, что в итоге удастся найти баланс между интересами государства и таксистов, чтобы все стороны остались довольны.
Идея о введении 'профессиональных прав' звучит неплохо. Это как если бы ввести обязательное лицензирование для всех врачей: теоретически это повышает уровень профессионализма. Но важно, чтобы эти права не стали просто еще одной бюрократической преградой. Надеюсь, что это приведет к улучшению качества услуг, а не к увеличению числа нелегалов.
Я полностью согласен с тем, что для улучшения качества услуг контроль должен быть возложен на страховые компании. Это как отказ от государственного контроля в пользу рыночных механизмов. Система, в которой страховые компании будут заинтересованы в безопасности, выглядит более жизнеспособной. Такой подход может сработать, как это было с автострахованием в Европе.