Газовые перспективы белорусских машиностроителей
Транспортная отрасль республики Беларусь всерьёз задумывается о массовом выпуске автобусов, грузовиков и спецтехники, работающих на газовом топливе. Последним шагом в этом направлении стало намерение Гродненского механического завода наладить выпуск специальных ёмкостей, предназначенных для хранения и транспортировки сжиженного газа. Данное оборудование станет важным компонентом при создании подобной техники.
Гендиректор холдинга «МАЗ» сделал официальное сообщение о производстве заправщика, предназначенного для перевозки сжиженного газа. Параллельно специалисты минского предприятия разрабатывают новую линейку автобусов, оснащённых газовым двигателем. В самых ближайших планах белорусских машиностроителей является перевод имеющейся техники, а также новых моделей, находящихся пока в разработке, на двигатель класса Евро-5 и Евро-6. Это главное условие, эффективное выполнение которого позволит продукции МАЗ освоить западноевропейский рынок.
Первые опытные образцы газовых грузовиков уже привлекли внимание специалистов. Седельный тягач МАЗ-5440Y8 выступил с премьерным показом на международной отраслевой выставке EnergyExpo 2017, которая проходила в этом месяце в Минске. Грузовой тягач получил 400-сильный двигатель Cummins ISG12 G 400, крутящий момент которого составляет 1750 Н·м, соответствующий экологическим параметрам Евро-5. Парой для него стала механическая КП ZF 16S2520TO. Трансмиссия относится к серии Ecosplit и конструкционно предназначена для крупнотоннажных и тяжёлых грузовиков. Её наличие обеспечивает для белорусской техники ряд преимуществ:
- Облегчённый вес коробки передач не утяжеляет среднюю массу грузовика.
- Применение механизма косозубого сцепления обеспечивает низкий уровень шума.
- Для облегчения переключения передач используется пневноусилитель Servoshift.
- В качестве опции можно рассчитывать на установку тормоза-замедлителя ZF-Intarder, снимающего часть нагрузки с основной тормозной системы.
Новый седельный тягач МАЗ-5440Y8 работает компримированном природном топливе. Для заправки предусмотрено наличие пары полимерно-композитных газовых баллона, общей ёмкостью 696 л. Их объём имеет вовсе не равное соотношение. Более вместительный, на 486 л крепится с правой стороны рамы. Второй, поменьше, расположен слева. Баллоны обладают коррозийностойскими и взрывобезопасными свойствами и поставляются фирмой Hexagon. Для их монтажа используется быстросборная арматура от компаний Swagelok, HSME и Parker. Нержавеющая сталь идёт на изготовление трубопроводов.
Эксперты уже называют недостающий объём топливных баков явным недостатком конструкции нового седельного тягача. Учитывая средний расход газового топлива 60 м куб./100 км, полной заправки гружёной техники хватит лишь на 230 км. Но представители минского завода утверждают, что представленный образец носит всё же опытный характер. И говорить об ошибках в проектировании – преждевременно. Следующая комплектация, безусловно, будет доработана. И вероятнее всего, не только в отношении запаса газового топлива.
Собственная масса седельного тягача, оснащённого газовым двигателем, составляет 8,36 т. Он предназначен для работы в составе автопоезда с общей массой, не превышающей 44 т. Распределение полной массы по осям происходит следующим образом: 7,1 т на переднюю ось и 11,5 т – на заднюю. Передняя подвеска рессорная малолистовая. На ведущем мосту установлена пневматическая четырёхбалонная подвеска. Водительская кабина МАЗ 6431 имеет два спальных места, а также шумоизоляцию.
Второй новинкой Минского автозавода стал бортовой грузовик МАЗ-534023-520-013Р1, представленный на VII международном газовом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге с 3 по 6 октября этого года. Его отличительной чертой стал газовый двигатель Weichai Power WP10NG280E50, выполненный в соответствии с экологическим стандартом Евро-5, рассчитанный на 280 л. с., работающий в паре с 9-ступенчатой механической КП китайского производителя Fast Gear 9JS135TA. Для хранения сжатого метана с левой стороны от рамы установлен баллон Hexagon, объёмом 210 л. Сжиженный метан помещён справа, в специальном криобаке CIMC на 405 л. Полная масса грузовика составляет 19 т. Расход газового топлива меньше на треть, по сравнению с более мощным собратом. И составляет 40,1 м куб. на 100 км. Полной заправки обоих баков достаточно для покрытия расстояния в 600 км. Для данной модели бортового грузовика предусмотрена тентованная платформа шторного типа, которая для удобства погрузки/выгрузки оснащённая сдвижной крышей.
Минский автозавод изыскивает технологические резервы, которые позволят белорусскому предприятию осваивать новые перспективные проекты. Магистральные грузовики, оснащённые газовым двигателем, теперь рассматриваются в качестве альтернативного транспорта наравне с электрическими версиями. По мнению представителей завода, оба типа инновационной техники имеют право на существование, поскольку и электричество и газ позволяют существенно снижать расходы транспортных компаний на топливо, а также избавляют от неприятностей с природоохранными ведомствами России и Западной Европы.
- Газовые двигатели на грузовых машинах
- Куплю документы на самосвальный полуприцеп МАЗ 953000-014 или МАЗ 953000-017
- Подорожание топлива на начало года
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Работа на праворульном грузовике манипуляторе Mitsubishi
- Соперничество МАЗ и КАМАЗ продолжится на «Шёлковом пути»
- Обзор рынка грузовых автомобилей и автобусов за 1 полугодие 2015 года
- Газовые перспективы белорусских машиностроителей
- Двигатели Cummins - классификация по мощности
- Двигатели ЯМЗ серии 530
Безусловна идея очень интересная, с экономической точки зрения особенно. Но, как быть с безопасность? Авария с полным баком газа, страшней, нежели когда в баке бензин.
В статье речь идёт о сжиженном газе, а на картинке Маз с баллонами для сжатого. А между сжиженным и сжатым газом большая разница, как в стоимости, так и в объёмах, помещающихся в баллонах. Да и баллоны для этих двух типов газа разные.
Согласен, что экономно на газу. Радуют достижения машиностроения Белоруссии. Я так понимаю и стоимость достаточно ниже будем из-за экономичности системы.
Газовое топливо - выгодный вариант нежели на дизельном двигателе, поэтому это хорошая инициатива оборудовать под газ, я в этом уверен на все сто процентов. Можно неплохо сэкономить на топливо, а это очень важно