Городской автобус MAN (МАН)-SL200
Некоторые модели автобусов с течением времени приобретают практически легендарный статус. Он нередко сопоставим или даже превосходит лучшие автомобили. Тем более – в плане известности, так как автобусы перевозят намного больше людей. Сказанное в полной мере справедливо в отношении MAN-SL200. Данная модель автобуса заслуженно считается одним из самых популярных и широко известных продуктов знаменитого германского автопрома, что само по себе является очень серьезным достижением.
Оглавление
Рассмотрим более внимательно, что представляет собой МАН-SL200, каковы его назначение и технические характеристики, в чем заключаются основные конструктивные особенности, и ряд других сопутствующих вопросов.
Автобус MAN-SL200 - назначение
MAN-SL200 представляет собой большой высокопольный автобус, который предназначен для обслуживания внутригородских маршрутов. Он был разработан и производился германской компанией MAN, основанной еще в позапрошлом веке. Предприятие занимает заметное место на мировом и одно из лидирующих на европейском рынке производителей грузового автотранспорта и автобусов.
Серийный выпуск MAN-SL200 стартовал в 1973 году и завершился 1988-м, то есть продолжался полтора десятка лет. За это время изготовлено свыше 5,5 тысяч основной версии автобуса. Еще несколько сотен машин произведено другими компаниями на базе шасси германского предприятия.
ВажноХарактерной особенностью автобуса выступает длительная эксплуатация даже после прекращения серийного производства.
В качестве не менее любопытного факта необходимо отметить еще один. Сразу несколько десятков MAN-SL200 были экспортированы в Россию, где успешно использовались в течение первого десятилетия текущего века в двух столицах, то есть в Москве и Санкт-Петербурге. Именно благодаря этому модель автобуса стала достаточно известной отечественному потребителю.
Еще больше MAN-SL200 – 131 единица – было закуплено в 90-е годы южным соседом России – Казахстаном. Машины длительное время эксплуатировались в далеко не самых простых местных условиях, где в очередной раз подтвердили и доказали на практике всемирно известную надежность германской автомобилестроительной промышленности.
Особенности конструкции, модификации
Как было отмечено ранее, функционал автобуса заключался в перевозке пассажиров внутри города. Такое назначение стало причиной нескольких вполне логичных конструктивных решений. Ключевыми из них выступают такие:
- Очень узнаваемый прямоугольный кузов, имеющий скругленный потолок.
- Относительно широкие двухстворчатые двери (одна – в передней части рядом с водительским местом, вторая – несколько дальше середины).
- Просторная накопительная площадка у второй двери.
- Небольшое для таких размеров салона количество сидячих мест, равное 45.
Все перечисленное преследовало достижение полноценного функционала, который выражался в одновременном сочетании внушительной пассажировместимости с достаточно высоким уровнем комфортности. Первая задача решалась за счет больших размеров салона и накопительной площадки. Вторая – посредством преобладания сидячих мест над стоячими, а также грамотной схемой их размещения внутри автобуса MAN. Дополнительной целью разработчиков и конструкторов германской компании стало удержание размеров в разумных пределах.
Такой подход особенно важен для достижения нужного уровня маневренности, попросту необходимой для беспроблемного перемещения по городским маршрутам.
В остальном компоновка машины не отличалась оригинальностью и состояла в следующем:
- классическая колесная формула 4 на 2;
- не менее традиционный задний привод;
- заднее размещение дизельного двигателя.
В результате разработчикам удалось добиться баланса, что быстро сделало модель популярной на европейском и мировом рынке. Единственным серьезным конкурентом в сегменте городских автобусов выступал продукт не менее известного германского бренда – Mercedes Benz O305, серийный выпуск которого начался на 6 лет и завершился за год до снятия с конвейера MAN-SL200.
Фактически, оба автобуса из Германии надолго стали стандартом для общественного транспорта, который перемещался по городам Европы и значительной части мира.
Отдельно стоит отметить наличие сразу 9 различных комплектаций MAN-SL200.
Их сложно назвать полноценными модификациями, так как основные отличия касались коробки передач (автоматическая или механическая) и моделей двигателя (разного объема и мощности). Особенно большое значение стоит уделить именно силовой установке. На автобусах МАН-SL200 устанавливались следующие двигатели:
- 3 модели RABA-MAN D2156 (объем 10,3 литра, мощность 192 л. с.);
- 2 модели MAN D2566 UH (объем – 11,4 литра, мощность 200 и 240 л. с.)
Комплектация автобуса «родным» двигателем – достаточно мощным и надежным – стала еще одним аргументом в пользу популярности транспортного средства. Причем он удачно дополнил и без того хорошо известную в мире репутацию германского автопрома.
Выше было упомянуто о том, что продукция германской компании нередко использовалась в качестве шасси. В этом случае речь идет о полноценных модификациях, которые производились в разных странах с учетом местной специфики. В этом плане особенно выделялись несколько вариантов:
- для левостороннего движения – в Австралии и Новой Зеландии;
- с тремя пассажирскими дверями – в Турции;
- двухэтажная (двухпалубная) версия для экскурсий – в нескольких европейских странах.
В качестве отдельной модификации принято называть MAN SG240H/SG280H. Речь идет о высокопольном городском сочлененном автобусе, который выпускался в течение 1980-1986 годов.
Его база представляла собой доработанное и несколько видоизмененное шасси MAN-SL200. Постепенно все модификации и версии автобуса вытеснялись с европейского рынка более современными моделями. Прежде всего, MAN SG242, серийный выпуск которого начался в 1983 году и продолжался без малого 11 лет (вплоть до 1993-го).
Технические характеристики
Описание городского автобуса MAN-SL200 было бы неполным без приведения технических характеристик. Даже беглый их анализ показывает, что машина, если и не опередила свое время, то надолго стала законодателем мод сразу по нескольким важным эксплуатационным параметрам. Поэтому имеет смысл перечислить наиболее значимые из них.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 11 000х2 500х2 935 |
Мощность дизельного двигателя, л. с | 240 |
Объем силового агрегата, л | 11,4 |
Количество сидячих мест | 45 |
Количество передач | 3 |
В завершении необходимо отметить, что (как уже упоминалось выше) автобус комплектовался и механической, и автоматической коробкой передач. В качестве двигателя всегда использовался дизель, причем «родной», то есть произведенный при непосредственном участии одного из подразделений MAN.
Комфорт в салоне МАН-SL200
Главная задача разработчиков германской компании была очевидна – совместить комфортность размещения с достаточно большой пассажировместимостью. Именно поэтому выбрана оригинальная схема размещения сидячих мест и пассажирских дверей. Первые расставлены по всему салону, за единственным исключением. Речь идет о накопительной площадке, которая находится у второй двери.
Такое решение привело к тому, что MAN-SL200 оказался комфортнее отечественных автобусов, которые производились спустя одно или даже два десятилетия после прекращенияего выпуска. Именно поэтому эксплуатация продукта немецкого автопрома продолжалась в России и соседнем Казахстане весьма длительное время.
В завершении темы важно добавить, что никаких революционных инноваций в плане комфорта MAN-SL200 не содержал. Просто был хорошим автобусом с достаточно лаконичной, но качественной отделкой пассажирского салона.
Пассажировместимость и багажное отделение
Стандартная версия MAN-SL200 рассчитана на 45 сидячих мест. Специфика внутригородских перевозок заключается в том, что количество пассажиров всегда больше, так как немалое их число едут стоя.
Внутри салона автобуса они размещались в двух местах – на накопительной площадке посередине и в проходах. Причем вторые были достаточно вместительными, поэтому общее количество пассажиров нередко достигало 60-70 человек.
Рабочее место водителя
В отношении водителя автобус полностью отвечал действовавшим на тот момент стандартам. Его рабочее место было достаточно просторным, хотя и не отличалось какими-либо изысками в плане комфорта.
Главным требованием, которому следовали разработчики MAN-SL200, являлась безопасность передвижения. Она достигалась хорошим обзором, который открывался с водительского места, наличием всем необходимых зеркал и самым современным (для того времени) электроосвещением.
Дополнительно уточнять, что кузов, шасси и другие конструктивные элементы автобуса были прочными и надежными, наверное, не стоит. Все-таки речь идет о продукции германского автопрома, причем одного из его явных лидеров.
Заключение
MAN-SL200 – очень популярная в 80-е годы прошлого века модель городского автобуса. Она удачно сочетала разумные размеры, достаточно большую вместимость пассажиров и комфортность их размещения в салоне.
Именно такая комбинация преимуществ обеспечила длительную эксплуатацию транспортного средства, в том числе – в течение всего первого десятилетия 21 века в России и Казахстане. Причем применительно к РФ речь идет не только о региональных столицах, но и двух самых больших городах страны – Москве и Санкт-Петербурге.
- Что лучше купить, одну фуру(МАН), или 2 Хины
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Лиаз-529260, пригородный автобус
- MAN вступает в новую эру автомобилестроения
- MAN TGS—семейство строительных грузовиков
- Городской автобус Волжанин-5270
- Автобусы Temsa производства Турции