Когда нужно продавать автомобиль – методика расчета
В любой более-менее крупной транспортной компании работают десятки, а то и сотни, машин. Все они со временем изнашиваются. Топлива потребляется все больше, ремонты – все чаще, затраты растут.
Рано или поздно наступает момент, когда надо принимать решение – продолжать ремонтировать или продавать и покупать новую. Если ремонтировать, то, до каких пор? А если покупать новую, то почему, старая ведь еще «на ходу».
Существует методика, которая дает возможность провести расчеты и «с цифрами на руках» доказать владельцу автопарка, с какого момента эксплуатация старого автомобиля становится экономически невыгодной. Суть ее заключается в следующем.
На первом этапе проводится комплексная оценка состояния автопарка. Делается таблица, в которую по каждой машине записываются следующие сведения: марка, гос. №, пробег, количество ДТП, примечания по техсостоянию. В примечаниях указывается «нормальное», либо сколько еще, ориентировочно, автомобиль может пройти без серьезных поломок, либо перечисляются основные «болезни» ТС. В последней графе ставится экспертная оценка по пятибалльной шкале.
Критерии для ее выставления следующие:
- «5» - автомобиль новый или почти новый;
- «4» - машина в хорошем состоянии;
- «3» - состояние нормальное, затраты не превышают норму; если были ДТП, то на ходовые качества не повлияли; в обозримом будущем серьезного увеличения расходов не предвидится;
- «2» - машина на ходу, но была в тяжелом ДТП или в ближайшее время потребует значительных расходов по другой причине;
- «1» - автомобиль неисправен, либо уже сейчас требует больших расходов.
Не смотря на то, что эта оценка достаточно грубая, она дает возможность быстро определить, какие машины требуют немедленной замены, потому что, либо на них опасно ездить, либо расходы на восстановление неоправданно большие. Это категории «1» и «2». С остальными ТС несколько сложнее, по ним надо выяснить, когда придет время замены. Чтобы ответить на данный вопрос, следует провести более тщательный анализ.
Для работы потребуются данные:
- Цена нового автомобиля.
- Стоимость машины б/у, с пробегом через каждые 20 000 км. Находится по рыночным объявлениям, как среднее арифметическое.
- Эксплуатационные затраты на каждые 20 000 км – топливо, запчасти, оплата труда, накладные и прочие расходы. Эти цифры должны быть у экономистов предприятия.
Сведения по рыночной цене берутся по моделям (не по маркам!) машин. Теперь надо провести расчеты, чтобы по каждому периоду в 20 000 км определить стоимость владения (СВ) автомобилем.
Этот показатель будет состоять из двух компонентов:
- Потеря стоимости машины. Находится как разница между предыдущей рыночной ценой и последующей. Например, новый КАМАЗ стоит 500 000 руб. А с пробегом 20 000 км – 420 000 руб. (цифры условные). Значит, потеря стоимости на первых 20 000 км составляет 500 000 – 420 000 = 80 000 руб. Если КАМАЗ с пробегом 40 000 км торгуется на рынке за 350 000 руб., то потеря стоимости на вторых 20 000 км составляет 420 000 – 350 000 = 70 000 руб. И так далее.
- Общая сумма расходов на эксплуатацию автомобиля. Как уже было сказано, по каждой машине эту цифру должны вывести экономисты предприятия.
После того, как по каждому автомобилю определена СВ с градацией 20 000 км, строится график. По вертикали откладываются значения СВ, по горизонтали – пробег.
Подобные графики обычно имеют следующий вид. Сначала (для грузовиков – где-то до 60 000 км) идет резкое падение. Это значит, что в первоначальный период эксплуатации СВ самая большая. Казалось бы, парадокс, все знают, что расходы на новый автомобиль минимальны. Причина – в быстром падении рыночной стоимости, которая на раннем этапе составляет до 85% от общей СВ.
То есть, новая машина быстрее теряет в цене, чем «старая». В самом деле, разница в рыночной стоимости между новым автомобилем и с пробегом 40 000 км намного больше, чем, скажем, между машинами с пробегом 100 000 км и 120 000 км.
График достигает какого-то минимального значения, после чего начинает плавно подниматься вверх. Это объясняется тем, что машина на каждые 20 000 км уже не так сильно теряет в своей рыночной цене. Зато расходы на эксплуатацию увеличиваются все больше, потому что ремонт проводится все чаще и стоит все дороже. Если на первом этапе расходы на эксплуатацию составляли 15 – 30% от общей СВ, то здесь они доходят уже до 70%.
И, наконец, на третьей части графика кривая СВ начинает все круче подниматься вверх. Расходы растут стремительно, каждая поездка обходится все дороже. Вот в это время и надо принимать решение, когда нужно продавать автомобиль.
Кто-то может сказать, что подобные расчеты не нужны. Каждый завгар или начальник ремонтной зоны и так знает техсостояние всех автомобилей, на какие машины уходит все больше и больше запчастей. Но ведь не они принимают решение о замене старого ТС на новое!
Богатые люди потому и богатые, что просто так никуда деньги не расходуют. Им надо доказать необходимость покупки, притом, не фразами типа «Что-то я в последние месяцы заметил, что вот этот КАМАЗ стал часто ремонтироваться», а точными цифрами, логичными расчетами и наглядными графиками.
Приведенная методика не претендует на абсолютную точность. Автомобиль б/у продается не по среднерыночной цене, а как получится договориться. И важно правильно посчитать затраты на эксплуатацию, иногда не учитываются такие вещи, как банковские проценты или накладные расходы. В этой методике важен главный принцип – разбить затраты на периоды и определить, когда начинается стремительный рост стоимости владения машиной.
- Нужно сделать возврат, но есть нюанс...
- Международные перевозки. Что нужно получить?
- Нужна помощь
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Нужна спецтехника для обработки земель
- Продажи электротягача DAF модели CF пойдут малыми сериями
- Какие сегодня самые дешевые автомобили на вторичном рынке
- Когда нужно продавать автомобиль – методика расчета
- Среднетоннажный грузовик Hino Ranger
- Как заработать на грузовой Газели в карантин Ковид-19
Очень полезная статья. Очень жаль, что я не прочитала ее раньше до продажи моего автомобиля. Спасибо.
Методика хорошая, но уж больно сложная. В интернете встречал более простые методики оценки. Еще более простая методика - посмотреть на популярных сайтах, почем и когда продают, там более-менее объективно.
3 года или максимальный срок 5 лет, путем долгих вычислений установили такие сроки эксплуатации для новой машины, пока лна не начала требовать больших финансовых вложений.
Лично я при достижение 100 000 километров пробега уже бы стал продавать машину. Дальше пусть катается кто-нибудь другой, потому что амортизация уже достаточно сильная и будет головная боль в плане ремонта (в этом даже можно не сомневаться, будете через день чиниться).