Российский рынок коммерческого транспорта

В прошлом году рост показали все сегменты российского рынка коммерческого транспорта. Перспективы на 2019 год туманные — производители и покупатели с опаской ждут реформу господдержки. Аналитики аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) подвели итоги года в сфере продаж и сделали прогноз для рынка.

российский рынок коммерческого транспорта 2018 2019

Продажи на рынке коммерческого транспорта в 2018 году

Рост рынка легких коммерческих автомобилей (LCV), по предварительным оценкам компании, составил 8%, в результате продажи вышли на уровень 117 тыс. единиц. Среди лидеров по темпу прироста — Citroen (+65%), Peugeot (+60%), Ford (+59%). И все же доминируют российские бренды ГАЗ, УАЗ и Lada, занявшие в совокупности 70% рынка. Правда, их динамика куда более скромная. Наибольший прирост продаж среди отечественных брендов показал ГАЗ (+10%).

Самый существенный рост среди всех сегментов коммерческих автомобилей по итогам года показали грузовики — 27% (общий объем продаж — 102 тыс. шт.). Аналитическое агентство «Автостат», в свою очередь, оценило объем рынка новых грузовых автомобилей в 82,3 тыс. единиц, что на 2,7% больше, чем в 2017 году. Согласно данным «Автостата», лидером рынка по-прежнему остается КАМАЗ, на долю которого в 2018 году пришлось свыше 30% от общего объема или 25,7 тыс. штук — на 2,6% меньше, чем в 2017 году.

На втором месте располагается бренд ГАЗ, показатель которого составил 8,4 тыс. машин (+7,1%). Замыкает первую тройку Scania (6,7 тыс. шт.; +17,1%). В пятерку лидеров также попали Volvo Trucks (6,3 тыс. шт.; +5,9%) и MAN (5,1 тыс. шт.; +7,3%). Среди основных факторов, оказывающих влияние на рынок грузовых автомобилей, оказалось развитие дорожного хозяйства. Положительно влияет также развитие лизинговых продуктов, что привело к удешевлению этой услуги.

По данным отдела по маркетингу и рекламе ПАО «КАМАЗ», положительно воздействовали на рынок - сохранение активности в сегменте магистральных перевозок, рост цен на нефть в первом - III кварталах года. Среди негативных факторов — стагнация в строительстве, снижение инвестиций в основной капитал во II квартале. Эксперты считают, что факторами, влияющими на рынок, станут дальнейший рост курса доллара, распродажа остатков 2018 года и снижение субсидий на покупку грузовой техники.

Кризис производства

Как отметил в одном из интервью заместитель генерального директора «АСМ-холдинг» Александр Ковригин, выпуск автобусов (включая микроавтобусы) вырос на 3,1% — до 43,9 тыс. Объем производства LCV — на 3,9% до 125 тыс. единиц. Одновременно с этим на 0,5% снизилось производство грузовиков. По итогам года парк легких коммерческих машин насчитывает 3774,4 тыс. единиц, грузовых автомобилей — 3341,1 тыс. и автобусов — 450,8 тыс. Суммарный прогноз компании по всем сегментам грузовиков (легкие, средние, тяжелые) на 2019 год составляет 164 тыс. ед. техники или прирост на 2,8%.

Производители опасаются, что не смогут выполнить все требования обсуждаемого в правительстве нового механизма господдержки, и просят Кабмин их смягчить. Кабмин предлагает отменить часть программ господдержки и перейти на универсальный механизм «корпоративных программ международной конкурентоспособности», рассчитанных до 2024 года. Реформа может привести к сокращению госпомощи. Чтобы получить субсидию, компании должны непрерывно увеличивать выручку, сохраняя при этом долю экспортных продаж.

Если ключевые показатели не достигнуты, выделение субсидий приостанавливается, пока нарушения не будут устранены. Если сделать это не удастся, производителям придется вернуть субсидии и выплатить штраф. Однако в условиях санкционных рисков будет сложно гарантировать исполнение подобных жестких обязательств, предупреждают участники рынка. Такой показатель абсолютно неприменим в отношении производителей высокотехнологичной продукции из-за длительных сроков разработки. В связи с этим следует установить для данного сегмента особые требования, считают производители.

Стоит отметить, что объем госпомощи за последние девять лет вырос в 324 раза. Правда, эффективность и принципы применения поддержки и впрямь вызывают сомнения. Согласно статистическим данным, удельный вклад машиностроителей в ВВП страны уменьшился за 15 лет на 47%. Еще один неблагоприятный тренд - количество рабочих мест в отрасли за девять лет сократилось на 113 тыс. человек. Потерю квалифицированных кадров эксперты объясняют тем, что не осуществляются разработки новой продукции, но ведется лишь сборка иностранных изделий.

Применение методов по локализации «Промсборка-1» и «Промсборка-2» себя не оправдало. В связи с приходом новых игроков рынка Россия просто потеряла собственную автокомпонентную отрасль. К тому же действующая стратегия развития отрасли до 2025 года не содержит анализ риска применения санкций и план мероприятий по их нейтрализации. А ведь из-за введенных ограничений возникли существенные риски внезапной остановки предприятий автопрома, что может привести к существенным потерям для госбюджета.

Эксперты предлагают модернизировать систему стратегического управления отраслью на основе целевых измеряемых показателей, отражающих государственные интересы. Среди других рекомендаций — включить в стратегию развития автопрома отдельную программу обеспечения устойчивости отрасли к воздействию иностранных санкций. Эксперты считают, что в 2019 году положение российского автопрома будет осложнено, наряду с реформой господдержки, повышением НДС, снижением ввозных пошлин согласно требованиям ВТО, нестабильностью валютного курса рубля.

По материалам сайта 5koleso.ru

Рейтинг: 7
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 727
Автор статьи: / Дата публикации: 22-03-2019
Поиск запроса "российский рынок коммерческого транспорта 2018 2019" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Москва 07.04.2019

Меня смущает то, что в списке LCV ударников по темпам прироста нет Renault. Вероятно, это разница в оценках от разных компаний, и некоторый разнобой в оценках здесь обязательно будет. Но полное отсутствие Рено в списке, мне кажется, это несправедливо. У них хоть и маленькая доля рынка, но зато они почти удвоили свои продажи в 2018, что весьма примечательно.

0
0
Ответить
Владимир Москва 07.04.2019

Российский рынок коммерческого транспорта перенасыщен зарубежными автомобилями, которые выпускают миллионами ежегодно, поэтому отечественных производители постепенно исчезают. Выручки все меньше. Скоро рынок полностью займут азиаты.

0
0
Ответить
Мария Омск 01.03.2022

На самом деле, ничего удивительного нет в том, что рост сказался именно на грузовиках. Радует, что на Камазах. Запчасти всегда доступны и относительно недорогие, по сравнению с импортными марками. 

0
0
Ответить
Ерванд 10.12.2024

Интересная статья, однако вызывает некоторые размышления о будущем российского коммерческого транспорта. На фоне роста в 2018 году, который был обусловлен положительными изменениями в экономике и увеличением спроса на грузовые автомобили, перспективы на 2019 год действительно выглядят неопределенными. Государственная поддержка играет ключевую роль, и ее возможное сокращение может сильно ударить по производителям. Сравнивая с ситуацией в других странах, например, в Германии, где государственная поддержка более стабильна, можно заметить, что устойчивость рынка напрямую зависит от четкой стратегии развития. Интересно, что несмотря на рост продаж, удельный вклад машиностроителей в экономику продолжает уменьшаться, что говорит о структурных проблемах в отрасли. Программа 'Промсборка' кажется неэффективной, и это видно по потере квалифицированных кадров. Это напоминает ситуацию в США, где в 80-х годах автопром также столкнулся с проблемами из-за неэффективных программ локализации. Важно, чтобы стратегическое управление отраслью было основано на измеряемых показателях и учитывало внешние факторы, такие как санкции. Опыт Южной Кореи показывает, что адаптация к внешним вызовам может быть успешной при наличии четкой государственной политики. Надеюсь, что в 2019 году российские производители смогут адаптироваться к новым условиям и сохранить положительную динамику.

0
0
Ответить
Василий 11.12.2024

Рынок грузовых автомобилей показал значительный рост, но вопрос в том, сможет ли он удержать эти позиции. КАМАЗ остается лидером, но конкуренция со стороны международных брендов усиливается. Возможно, стоит учесть опыт Китая, где внутренние производители активно используют инновации для укрепления своих позиций на рынке.

0
0
Ответить
Криспин 12.12.2024

Сложно не заметить, что рост продаж в 2018 году был впечатляющим, особенно у таких марок как Citroen и Peugeot. Однако, возможно, это связано с временными факторами, и нужно быть готовыми к возможному замедлению. В условиях нестабильности важно искать новые рынки и развивать экспортные программы, как это делают японские производители.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: