Российский рынок коммерческого транспорта
В прошлом году рост показали все сегменты российского рынка коммерческого транспорта. Перспективы на 2019 год туманные — производители и покупатели с опаской ждут реформу господдержки. Аналитики аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) подвели итоги года в сфере продаж и сделали прогноз для рынка.
Продажи на рынке коммерческого транспорта в 2018 году
Рост рынка легких коммерческих автомобилей (LCV), по предварительным оценкам компании, составил 8%, в результате продажи вышли на уровень 117 тыс. единиц. Среди лидеров по темпу прироста — Citroen (+65%), Peugeot (+60%), Ford (+59%). И все же доминируют российские бренды ГАЗ, УАЗ и Lada, занявшие в совокупности 70% рынка. Правда, их динамика куда более скромная. Наибольший прирост продаж среди отечественных брендов показал ГАЗ (+10%).
Самый существенный рост среди всех сегментов коммерческих автомобилей по итогам года показали грузовики — 27% (общий объем продаж — 102 тыс. шт.). Аналитическое агентство «Автостат», в свою очередь, оценило объем рынка новых грузовых автомобилей в 82,3 тыс. единиц, что на 2,7% больше, чем в 2017 году. Согласно данным «Автостата», лидером рынка по-прежнему остается КАМАЗ, на долю которого в 2018 году пришлось свыше 30% от общего объема или 25,7 тыс. штук — на 2,6% меньше, чем в 2017 году.
На втором месте располагается бренд ГАЗ, показатель которого составил 8,4 тыс. машин (+7,1%). Замыкает первую тройку Scania (6,7 тыс. шт.; +17,1%). В пятерку лидеров также попали Volvo Trucks (6,3 тыс. шт.; +5,9%) и MAN (5,1 тыс. шт.; +7,3%). Среди основных факторов, оказывающих влияние на рынок грузовых автомобилей, оказалось развитие дорожного хозяйства. Положительно влияет также развитие лизинговых продуктов, что привело к удешевлению этой услуги.
По данным отдела по маркетингу и рекламе ПАО «КАМАЗ», положительно воздействовали на рынок - сохранение активности в сегменте магистральных перевозок, рост цен на нефть в первом - III кварталах года. Среди негативных факторов — стагнация в строительстве, снижение инвестиций в основной капитал во II квартале. Эксперты считают, что факторами, влияющими на рынок, станут дальнейший рост курса доллара, распродажа остатков 2018 года и снижение субсидий на покупку грузовой техники.
Кризис производства
Как отметил в одном из интервью заместитель генерального директора «АСМ-холдинг» Александр Ковригин, выпуск автобусов (включая микроавтобусы) вырос на 3,1% — до 43,9 тыс. Объем производства LCV — на 3,9% до 125 тыс. единиц. Одновременно с этим на 0,5% снизилось производство грузовиков. По итогам года парк легких коммерческих машин насчитывает 3774,4 тыс. единиц, грузовых автомобилей — 3341,1 тыс. и автобусов — 450,8 тыс. Суммарный прогноз компании по всем сегментам грузовиков (легкие, средние, тяжелые) на 2019 год составляет 164 тыс. ед. техники или прирост на 2,8%.
Производители опасаются, что не смогут выполнить все требования обсуждаемого в правительстве нового механизма господдержки, и просят Кабмин их смягчить. Кабмин предлагает отменить часть программ господдержки и перейти на универсальный механизм «корпоративных программ международной конкурентоспособности», рассчитанных до 2024 года. Реформа может привести к сокращению госпомощи. Чтобы получить субсидию, компании должны непрерывно увеличивать выручку, сохраняя при этом долю экспортных продаж.
Если ключевые показатели не достигнуты, выделение субсидий приостанавливается, пока нарушения не будут устранены. Если сделать это не удастся, производителям придется вернуть субсидии и выплатить штраф. Однако в условиях санкционных рисков будет сложно гарантировать исполнение подобных жестких обязательств, предупреждают участники рынка. Такой показатель абсолютно неприменим в отношении производителей высокотехнологичной продукции из-за длительных сроков разработки. В связи с этим следует установить для данного сегмента особые требования, считают производители.
Стоит отметить, что объем госпомощи за последние девять лет вырос в 324 раза. Правда, эффективность и принципы применения поддержки и впрямь вызывают сомнения. Согласно статистическим данным, удельный вклад машиностроителей в ВВП страны уменьшился за 15 лет на 47%. Еще один неблагоприятный тренд - количество рабочих мест в отрасли за девять лет сократилось на 113 тыс. человек. Потерю квалифицированных кадров эксперты объясняют тем, что не осуществляются разработки новой продукции, но ведется лишь сборка иностранных изделий.
Применение методов по локализации «Промсборка-1» и «Промсборка-2» себя не оправдало. В связи с приходом новых игроков рынка Россия просто потеряла собственную автокомпонентную отрасль. К тому же действующая стратегия развития отрасли до 2025 года не содержит анализ риска применения санкций и план мероприятий по их нейтрализации. А ведь из-за введенных ограничений возникли существенные риски внезапной остановки предприятий автопрома, что может привести к существенным потерям для госбюджета.
Эксперты предлагают модернизировать систему стратегического управления отраслью на основе целевых измеряемых показателей, отражающих государственные интересы. Среди других рекомендаций — включить в стратегию развития автопрома отдельную программу обеспечения устойчивости отрасли к воздействию иностранных санкций. Эксперты считают, что в 2019 году положение российского автопрома будет осложнено, наряду с реформой господдержки, повышением НДС, снижением ввозных пошлин согласно требованиям ВТО, нестабильностью валютного курса рубля.
По материалам сайта 5koleso.ru
- Страхование груза если транспорт в аренде
- Бесплатный проезд на общественном транспорте
- Налог на транспорт
- Транспорт для перевозки сельскохозяйственной продукции.
- Безопасность это самое важное при перевозке людей в любом транспорте
- Грузовики Hyundai в России: официальный дистрибьютор о перспективах компании на российском рынке
- Когда ожидается пик активности спроса на спецтехнику и строительное оборудование
- Беспилотный эксперимент на рынке грузоперевозок. Прогнозы аналитиков
- КАМАЗ становится абсолютным лидером российского рынка отечественных грузовиков
- Российский рынок коммерческого транспорта
Меня смущает то, что в списке LCV ударников по темпам прироста нет Renault. Вероятно, это разница в оценках от разных компаний, и некоторый разнобой в оценках здесь обязательно будет. Но полное отсутствие Рено в списке, мне кажется, это несправедливо. У них хоть и маленькая доля рынка, но зато они почти удвоили свои продажи в 2018, что весьма примечательно.
Российский рынок коммерческого транспорта перенасыщен зарубежными автомобилями, которые выпускают миллионами ежегодно, поэтому отечественных производители постепенно исчезают. Выручки все меньше. Скоро рынок полностью займут азиаты.
На самом деле, ничего удивительного нет в том, что рост сказался именно на грузовиках. Радует, что на Камазах. Запчасти всегда доступны и относительно недорогие, по сравнению с импортными марками.