Что нового в законе «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в РФ»?
Госдума готовит проект федерального закона «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в Российской Федерации». Новый закон позволит определить долгосрочные правила игры на рынке пригородных перевозок, связать реальные финансовые возможности регионов с объемами транспортного заказа.
Главным документом, который будет определять деятельность пригородной пассажирской компании, станет договор с регионом. Заключаться он будет по итогам конкурса на 15 лет. Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук уверен, что долгосрочные договоры пригородных компаний с регионами станут главным инструментом в решении проблем пригородного пассажирского комплекса. Он даст гарантию на источник финансирования обязательств в приобретении подвижного состава, его содержания и текущего ремонта.
Стоит напомнить, что самая первая пригородная пассажирская компания появилась на Западно-Сибирской железной дороге 20 лет назад. Никто даже и не догадывался, как станет реформироваться пригородный комплекс. Тогда компания "Экспресс-пригород" была первой "ласточкой". Ее учредителями кроме "РЖД" также стали правительство Новосибирской области и мэрия Новосибирска. Совместно им удалось договориться о финансовой стороне вопроса. Первоначальный опыт стал успешным. Он подобрал правильную организацию пригородных перевозок и нормативную базу.
Компания «Экспресс-город» на протяжении этих лет перевезла больше полумиллиарда пассажиров. Сейчас компания имеет пять собственных электропоездов. Она занимается увеличением частоты поездов на отдаленных участках и протяженностью коротких маршрутов. Компания планирует развивать мультимодальные перевозки, а также ввести единый билет на разные виды транспорта. Оказались успешными и созданные позже на той же дороге компании «Омск-пригород» и «Алтай-пригород». Они действовали по уже накопленному опыту.
Уже в 2010 году пригородный комплекс выделили из состава «РЖД». Было создано в регионах 25 пригородных пассажирских компаний. Однако не все компании стали успешными. К тому же не все субъекты РФ согласились компенсировать потери пригородных компаний от регулирования тарифов. Таким образом, 16 компаний к 2011 году стали убыточными, а к 2012 году их стало уже 18.
Чтобы решить данную проблему, правительство РФ утверждает в 2014 году Компенсацию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Именно тогда возложили ответственность на организацию пригородного сообщения на субъекты Федерации. Им поручено разрабатывать комплексные планы транспортного обслуживания населения. Однако в начале 2015 года из расписания пропало более 300 электричек.
Оказалось, что региональные власти не в состоянии компенсировать расходы ППК. Так компаниям пришлось «оптимизировать» маршруты. Тогда Правительство РФ постановило, что до 2030 года ППК будут пользоваться скидкой до 99 процентов к инфраструктурному тарифу РЖД, на тот же срок «обнулили» и НДС. Таким образом, объем ежегодной государственной поддержки пригородного железнодорожного транспорта составил 45 миллиардов рублей. Результат налицо, за 2016 год 21 компания достигла уровня безубыточности.
На сегодня в Забайкалье пригородной компании очень трудно добиться финансовой устойчивости без финансовой поддержки. Пассажиропоток там невелик, но для многих населенных пунктов в этом крае пригородные поезда считаются единственным видом общественного транспорта. Многие проблемы пригородного комплекса уже решаются за счет поддержки правительства страны.
Главная проблема - износ подвижного состава. К примеру, в Ростовской области в этом году парк пригородного перевозчика уже пополнили 8 электропоездов ЭП3Д с повышенным уровнем комфорта. Также в регион до конца года поступит еще 18 пригородных поездов новой серии. На пригородные маршруты вышли и скоростные комфортабельные "Ласточки". Это дает возможность увеличить пассажиропоток и снизить компенсации им выпадающих доходов.
В Москве реализуется новый проект Московских скоростных диаметров. Планируют превратить природные железнодорожные линии в наземное метро для столицы и Подмосковья. При этом время в пути на многих маршрутах сократится в 1,5-2 раза. Ежегодно на сети Российских железных дорог в пригородном сообщении перевозится более 1 миллиарда пассажиров. Необходимо создать финансово устойчивую модель рынка пригородных пассажирских перевозок, чтобы им развиваться дальше. В этом им поможет новый Федеральный закон "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в Российской Федерации". Остальное будет зависеть от бизнеса.
- Нужна консультация по пассажирским перевозками
- Состояние пассажирского транспорта и качество предоставляемых услуг.
- Поиск попутчика для контейнерной перевозки ЖД транспортом
- Транспорт для перевозки сельскохозяйственной продукции.
- Пассажирские перевозки в эпоху пандемии
- РЖД направила все силы на создание единой «бесшовной» услуги для пассажиров
- Чем грозит пассажирам принятие закона об организации регулярных пассажирских перевозок?
- Незрячая девушка из Краснодара обратилась в прокуратуру с заявлением
- Перечень пострадавших отраслей будет расширен
- Что нового в законе «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в РФ»?
Стимуляция развития, это хорошо безусловно, но что же будет после 2030 года? Программа поддержки ППК предполагает, что пригородные пассажирские компании к тридцатому году достигнут такого уровня развития, при котором смогут обойтись без льгот?
Очень волнующая тема миллионов пассажиров которые пользуются пригородным железнодорожным транспортом добираясь на работу и обратно, к своим дачным и огородным участкам, да и просто загород. Совершенствование ее механизмов в том числе на уровне законов позволит избежать ошибок прошлых лет, особенно по тарифам.
Для разных регионов должны быть свои подходы, у всех свои проблемы и особенности территориальных пассажирских перевозок. Хорошо что положительный опыт внедряется планомерно и позволяет добиваться улучшений на Железнодорожном транспорте.